марина филимонова
Проектная деятельность в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность в подготовительной к школе группе
«Скоро в школу»
Описание работы: Данный проект будет полезен в работе воспитателей подготовительных групп.
Темочки:
Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей.
Срок реализации: краткосрочный (январь – февраль). Вид проекта : познавательно – творческий. Возраст детей : подготовительная группа. Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной группы, родители.
Актуальность проекта :
Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности. Во избежание негативных эмоций у первоклассников и помощи им в адаптации к школе важную роль играет информация о школе и способ её подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы : «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
Теоретический анализ педагогической литературы и данные практики убедили нас в проведении целенаправленной работы по формированию у детей подготовительной группы положительного отношения к школе с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно – развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей.
Проекты школьной направленности способствуют повышению социальной и познавательной активности детей, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Цель: формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни.
Задачи:
Для детей
1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.
2. Способствовать развитию творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных качеств детей. 3. Развитие коммуникативных умений во взаимодействии со сверстниками и педагогом, произвольности поведения. 4. Способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия. 5. Снятие чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой.
Для педагогов:
Формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для благополучной адаптации в школе.
Для родителей:
Расширение диапазона знаний о готовности к школе у родителей детей подготовительной группы.
Ожидаемый результат:
1. Благоприятное течение адаптационного школьного периода.
2. Формирование у детей мотивационной готовности к школе.
3. Повышение родительской компетентности в вопросах подготовки детей к школе.
4. Снижение уровня ситуативной тревоги у родителей по поводу предстоящего перехода детей в школу.
План реализации проекта
Подготовительный этап :
1. Подготовить в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности.
2. Подготовить домашнее задание для родителей, собрать необходимую информацию и оформить её.
3. Индивидуальное консультирование родителей по итогам диагностической готовности детей к школе.
Основной этап
Познавательное развитие
Рассказ воспитателя «Дети пошли в школу».
Загадывание загадок, чтение пословиц, разгадывание ребусов о школе.
Рассказ воспитателя «История возникновения школы». «История возникновения школьной формы». «Профессия учитель».
Экскурсия в школу (посещение урока, библиотеки, музея и т. д.).
Открытое занятие по развитию речи, лексическая тема: «Школа».
Дидактические игры: «Собери портфель для школы», «Чудесный мешочек», «Путаница», «Живая неделя», «Что лишнее», «Добавь букву», «Отгадай, где спрятано», «Когда это бывает?», «Что сначала, что потом» и т. д.
Настольно-печатные: «Морской бой», «Кто быстрее дойдёт до цели», лото «Соберись в школу», «Составим цифры из счётных палочек», «Найди клад по карте», пазлы, мозаика.
Игры на плоскостное моделирование: Танграм», «Колумбово яйцо», шахматы, шашки.
Речевое развитие
Беседы:
«Чем школа отличается от детского сада», «Что мы знаем о школе», «Для чего нужно учиться», «Кто учит детей?», «Скоро мы пойдём в школу».
Беседа: «Как работает библиотекарь», «Что мы знаем о библиотеке».
Рассматривание картин, иллюстраций о школе прошлого.
«Каким будет мой первый день в школе?» (фантазийный рассказ).
«Почему я хочу учиться в школе» (монологический рассказ).
Словесные игры: «Радио», «Путешествие», «Цепочка», «Отгадай, кто мой друг», «Четвёртый лишний», «Я знаю…», «Телеграф», «слова-перевёртыши», «Кто летит (бежит, прыгает, идёт)», «Запомни слова», «Добавь букву» и т. д.
Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности».
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно – ролевые игры:
«Детский сад»
«Школа»
«Магазин. Школьные товары»
«Библиотека»
Развлечение: Рассматривание портфеля, книг, тетрадей, пенала и т. д.
Обыгрывание и обсуждение ситуаций «Школьная форма», «Мне трудно!», «Переменка», «Урок».
Ручной труд «Закладка для книги». Ремонт книг.
Художественно-эстетическое развитие
Оформление выставки детских рисунков «Что тебе понравилось в школе»
Лепка «Буквы», «Цифры».
Конструирование: «Моя школа» - строительный материал.
Физическое развитие
Игры с элементами соревнования: «Кто скорее пролезет через обруч к флажку», «Чья команда забросит в корзину больше мячей», «Кто раньше дойдёт до середины»
Игры-эстафеты: «Весёлые соревнования», «Эстафета парами», «Дорожка препятствий», «Мяч над головой» и т. д.
Беседа: «Как заботиться о своей одежде», «Культура еды – серьёзное дело».
Чтение «Я. Аким «Неумейка», С. Михалков «Я Сам». Н. Литвинова «Королевство столовых приборов».
Совместная деятельность родителей и детей
Подобрать фотографии родителей в школьные годы для создания стенгазеты.
Создание альбома - загадки «о школьных принадлежностях». «школьная форма».
Заключительный этап
Для детей
Выставка творческих рисунков детей «Что тебе понравилось в школе».
Альбома - загадки «о школьных принадлежностях». «школьная форма».
Стенгазета «Мои родители – школьники».
Для педагогов
Презентация проекта : «Мы будущие школьники» (отчёт о проделанной работе)
Используемые для реализации проекта пособия и художественная литература.
1. В. Бардин «Подготовка ребёнка к школе».
2. Т. Н. Доронова «Из ДОУ - в школу».
3. Т. Б. Анисимова «Подготовка ребёнка к школе».
4. Москва «Просвещение» «учебная литература» 1996г. «Дети, в школу собирайтесь».
5. С. В. Чиркова «Родительские собрания в детском саду».
6. С. Соловейчик «Педагогика для всех».
7. Справочник педагога-психолога 1, 2014г.
Художественная литература:
1. Н. Некрасов «Школьник».
2. Л. Толстой «Филиппок».
3. И. Лысцов «Как тетрадка родилась».
4. А. Барков, Р. Сурьянинов «Откуда книга пришла».
5. С. Маршак «Вчера и сегодня».
6. М. А. Панфилова «Школа».
7. А. Барто «Первоклассница»
8. Л. Толстой «Рассказы из «Азбуки».
9. Б. Заходер «Заболела эта книжка».
10. Л. Барбас «Кому нужна пятёрка».
11. Материалы Интернета (познавательная информация) и др.
Иллюстративный и печатно-наглядный материал:
1. Подбор предметных картинок «Школьные принадлежности».
2. Подбор иллюстративного материала по теме «Школа».
3. Б. Кустодиев. Школа в Московской Руси. 1912.
4. Ф. Решетников. Опять двойка. 1951.