Лариса Тихонова
Проектная деятельность в младшей группе «Моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Трудно переоценить роль семьи в воспитании детей. Именно в семье дети преображают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции. С каждым годом возрастает количество неблагополучных семей: незаинтересованность родителей в воспитании ребёнка, жестокое обращение с детьми, конфликты между членами семьи. Дошкольным учреждением накоплен значительный опыт в организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности воспитания и развития детей. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Это позволит им лучше узнать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Семья. Проекты
- Темочки
Актуальность:
Современное общество нуждается в воспитании у подрастающего поколения патриотических чувств любви и уважения к родным и близким. Знание своей фамилии, имени и отчества своих родителей, семейных традиций и обычаев – основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Семье принадлежит основная общественная функция – воспитание детей, она была и остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребёнка. В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно – патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи».
Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Цель: Продолжать формировать у детей понятие «семья» через организацию различных видов деятельность. Обогащать отношения родителей и детей опытом совместной, творческо-познавательной деятельности. Формировать у детей первоначальные представления о семье. Воспитывать чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам,повысить активность участия родителей в жизни группы.
Задачи проекта :
1. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями; Объединение усилий для развития и воспитания детей, Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей; Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми.
2. Формировать представления у детей о семье, семейных традициях, родословной, о профессии родителей, об индивидуальных различиях и особенностях по половому признаку.
3. Развивать навыки социального общения. Формировать представления об осознании себя как члена семьи, понимания внутрисемейных отношений; развивать мыслительную и речевую активность, навыки общения со сверстниками и педагогом, расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений.
4. Формировать и развивать у детей навыки творческой работы совместно с воспитателями и родителями, воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях; Поддерживать интерес к литературе по выбранной тематике.
Паспорт проекта.
Вид проекта : творческо-игровой, познавательный,групповой.
Продолжительность : 9 месяцев.
Сроки реализации :сентябрь 2018г по май 2019г.
Участники : воспитатели группы,воспитанники группы, родители.
Возраст детей :3-4 года.
Форма проведения: групповая.
Предварительная работа:
- Создание развивающей среды: подобрать материалы, игрушки, атрибуты, для игровой деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья».
- Подбор материала для продуктивной деятельности.
- Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи.
Ожидаемый результат:
Объединение детей и родителей, улучшение взаимодействие между ними, приобщение к совместному творчеству, развитие положительные эмоции. Дети узнают больше о своей семье : о членах семьи, традициях. Проявление уважение и заботы ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
Продукт проектной деятельности :
1. Итоговое мероприятие: Праздник «День семьи».
2. Фотовыставки: «Моя семья», «Мои бабушка и дедушка», «Мой папа все умеет», «Мамочка любимая моя!».
Сетка планирования практической деятельности по реализации проекта «Моя семья-это счастье».
Тема,форма проведения. Ответственный. План. Факт.
Сентябрь.
Подбор материалов, игрушек, атрибутов, для игровой,театрализованной деятельности;дидактических игр, иллюстрированного материала, художественной литературы по теме «Моя семья». Воспитатели группы. сентябрь
Консультации для родителей: «Особенности развития ребенка 3-4 лет» Воспитатели группы. сентябрь
Анкетирование родителей. «Знаете ли вы права ребенка?» Воспитатели группы. сентябрь
Привлечение родителей к оснащению предметно – развивающей среды в группе по теме проекта. Воспитатели группы. сентябрь
Октябрь
Беседа «Моя семья». Цель: закрепить знания детей о семье и членах семьи, их взаимоотношениях, о роли взрослых и детей в семье, о том, что в семье все любят и заботятся друг о друге.
Рассказывание русской народной сказки «Колобок» Рассматривание иллюстраций к сказке. цели: Учить детей внимательно слушать сказку, следить за развитием действий, понимать содержание, Развивать целенаправленное внимание, память, мышление, интонационную выразительность речи.
Беседа «Цветок наш зовётся «Родная семья».
Цель: познакомить с понятием «семья», закреплять умение определять наименования родственных отношений между близкими членами семьи.
Лепка «Баранки для дедушки» Цель: Продолжать знакомить детей с пластилином, закреплять умение свертывать палочку из пластилина в кольцо (соединять концы, плотно прижимая друг к другу. Развивать умение раскатывать пластилин прямыми движениями, лепить аккуратно. Развивать образное восприятие. Вызвать чувство радости от создания поделки для близкого человека.
Родительское собрание ««Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» Фотовыставка: «Мои бабушка и дедушка»,
Ноябрь
Рассматривание и нахождение фотографий своих близких в фотоальбоме и назывании их имён (на фотографии «Моя мама, её зовут…»)
Цель: узнавать и называть по фотографии своих близких, их родственные отношения.
чтение «Сказка об умном мышонке» С. Маршак. Дидактическая игра: «Раз, два, три, четыре, пять…про кого хочу сказать». цели: Познакомить детей с произведением С. Маршака, учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову. Запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста
П/и «Курица и цыплята».
Цель: показать заботливое отношение мамы к своим детям; создать положительное эмоциональное настроение у детей.
Консультации для родителей: «Можно ли обойтись без наказания?»
Пальчиковые игры со стихами «Моя семья», «Кто приехал?».
Цель: Способствовать развитию мелкой моторики, мышления, речи.
праздники «День матери» цели:Познакомить детей с праздником – Днем матери. Воспитывать уважение к маме;Активизировать совместную деятельность детей и родителей. Воспитывать артистичность, активность, внимание, ловкость.
Декабрь
Игра-беседа «Назови всех членов своей семьи».
Цель: формировать понятие «родственные связи»; развивать логическое мышление.
Пальчиковая игра «Моя семья». Чтение художественной литературы:
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Цели: продолжать знакомить с русскими народными сказками, с жанровыми особенностями сказки; развивать образную речь, закрепить в речи названия людей по отношению к друг другу.
Сюжетно-ролевые игра «Будем заваривать чай» цель:Учить обогащению социально — игрового опыта на основе объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (мама,папа,брат и тд). Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками, интерес к общему замыслу и согласованию действий., рассматривание семейных фотографий.
беседа по картине «Как хорошо играть всем вместе», Цель: учить детей рассматривать сюжетную картину, помочь детям увидеть «картину в целом».формировать умение отвечать на вопросы (по картине)при повторном рассказывании активно договаривать слова; и составлять вместе с воспитателем короткий рассказ;
Словесная игра «1, 2, 3, 4 Кто живёт у нас в квартире?»
Памятка для родителей: «Пять путей к сердцу ребенка».
Январь
Оформление фотостенда: «Это было здорово» (семейный отдых)
Аппликация; «Украсим фартук для мамы» Цель: Формировать умение отчетливо произносить в словах гласные и согласные звуки. Активизировать слова детей мамочка дорогая, любимая, добрая, ласковая. Формировать умение наклеивать готовые детали, составляя изображение. Аккуратно пользоваться клеем. Воспитывать желание помогать маме.
Родительское собрание «Семья и детский сад. Роль семьи в воспитании дошкольника».
Игры-драматизации по сказке: «Волк и семеро козлят», дидактическая игра:«Чьи детки?» цели:Учить детей разыгрывать несложное представление по знакомому литературному произведению,развивать понимание речи окружающих, умение вслушиваться в речь и пользоваться в общении ситуативной речью,Воспитывать чувственно-эмоциональную отзывчивость, нравственные качества: быть внимательным и доброжелательным, Прививать навыки и знания о безопасном поведении дома и на улице среди незнакомых людей.
Беседа «Кто такие – близкие люди» Цель: закрепить умения называть имена членов семьи, Закрепить представления детей о семье, о родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Формировать представления о составе семьи. Развивать познавательный интерес, мышление.
чтение «Старый дед и внучек» Л. Толстой,
составление рассказов на тему “Папа – мой лучший друг” Цель: Учить детей подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков. Развивать связанную речь детей. Развивать умение составлять небольшие рассказы из личного опыта с опорой на мнемотаблицу, рассказывать связно, полно и выразительно, Вызвать желание рассказатьо взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье.
оформление стенгазеты «Папой я горжусь»
Рисование:«Красивая машина для папы». Дидактическая игра:«Комплимент» цель: продолжить учить детей правильно держать кисть, пользоваться красками, рисовать полосы или делать мазки; развивать мелкую моторику рук; аккуратность в работе, воспитывать любовь к близким –папе, дедушке,формирование нравственных качеств ребенка,учить детей составлять диалоги – комплименты, воспитывать уважение и любовь к своим родным.
«Кто живёт с тобой в квартире» Цель: Закрепить представления детей о семье, об индивидуальных отличиях каждой семьи, о родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Формировать представления о составе семьи. Развивать познавательный интерес, мышление. Воспитывать чуткое отношение к близким людям; чувство привязанности к членам своей семьи; любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.
Март
Строительные игры «Дом для кукол», цель:развивать конструктивные навыки в процессе действия со строительными деталями, научить строить перекрытия; развивать цветовое восприятие, развивать стремление к игровому и речевому общению.
Праздник посвященный 8 марта.
Оформление фотостенда «Мамочка любимая».
Нетрадиционное рисование кулочками «Разноцветные шары для мамы». Цель: Познакомить детей с техникой кулачкового рисования. Развивать видение художественного образа и замысла, через цветовую гамму – разноцветные. Закрепить название желтого, зеленого, красного цвета. Воспитывать аккуратность при работе с красками- Развивать чувство цвета и формы. Развивать мелкую моторику рук. Развивать внимание, память, мышление.
Заучивание стихотворения Благининой «Вот мама». Цель: Развивать произвольное запоминание, используя текст стихотворения. Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, любовь к маме через поэзию, творческую деятельность. Обогатить словарь детей прилагательными добрая, заботливая, ласковая. Используя суффиксы и окончания, образовать новые слова от слова мама. Воспитывать любовь и уважение к мамам.
Тематическая консультация: «Воспитание любовью»,
Апрель
Знакомство с пословицами и поговорками о семье Цель : способствовать пониманию смысла пословиц.
Игра- тренинг «Я потерялся»
(в магазине). Цель: формировать представление о себе через элементарные знания и действия – «я знаю, как меня зовут, как зовут моих маму и папу».
Самостоятельная деятельность : рисование себя в трафаретном домике.
Цель: подводить к пониманию того, что дети живут в семье (в своём доме.)
Слушание песни «Моя семья»
Муз. Е. Гомоновой.
Пение песен: «Семья»
муз. Л. Бордюк, «Помощники»
муз. Т. Шутенко
Цель: способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение,приучать слушать музыкальное произведение, понимать характер музыки.
Май
рисование «Платочек для мамы».
Цель: воспитывать любовь и уважение к маме, желание сделать ей приятное.
Игра-драматизация «Петушок и его семья».
Цель: формировать представление о семье на примере семьи петушка, показать заботу родителей о своих детях, воспитывать любовь к родному языку, знакомить детей с фольклорными произведениями.
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Вместе весело, а врозь скучно». Цель: эмоционально воспринимать художественные произведения, на их основе показать любовь близким к своим детям
Итоговое мероприятие: Праздник «День семьи».
Презентация проекта на пед. совете. Воспитатели группы.