Ирина Федоряка
Проектная деятельность «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт социального проекта
Название проекта «В гостях у сказки»
Тип проекта познавательный, творческий,
по количеству участников: коллективный (10 человек)
Участники проекта Дети группы первого-второго раннего возраста, родители, педагоги
Сроки реализации проекта Февраль, 2023 год, 1-4 неделя
Руководитель проекта Федоряка И. В., воспитатель группы первого-второго раннего возраста.
Публикация «Проектная деятельность „В гостях у сказки“» размещена в разделах
Актуальность проекта Актуальность темы - приобщение детей к традиционному русскому фольклору. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает впечатления о ней. В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
Сказка - прекрасное творение искусства. Сказка есть в каждом доме, и пользуется огромной любовью у детей. Из сказок дети черпают множество познаний. С раннего детства мир сказок знаком ребенку, персонажи сказок раскрывают перед ним мотивы своих поступков и черты характера. Язык народных сказок не сложен, выразителен, понятен и доступен детям, богат необходимыми образными выражениями. Развитие речи детей раннего возраста – актуальная задача в формировании его личности. Ведущая роль в обучении детей принадлежит педагогу-воспитателю. Ежедневное использование малых форм фольклора – народных сказок, игр, песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет детям огромную радость и служит для них источником различных знаний и представлений об окружающем мире, о взаимосвязи человека с природой. Благодаря сказкам у детей вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться за другого, это единственный способ узнать боль, радость, счастье и страдание другого человека. И именно сказки воспитывают в ребенке человечность – дивную способность сочувствовать чужим несчастьям. Сказки учат различать добро и зло, позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Цель. Развитие интереса детей к русским народным сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей.
Задачи.
Образовательные:
-Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
Развивающие:
-Привлекать детей к посильному участию в играх, развлечениях, подражая взрослым.
- Побуждать детей к речевым высказываниям.
Воспитательные:
- Содействовать созданию эмоционально - положительного климата в группе.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость на совместную деятельность.
Этапы реализации проекта Предварительный этап (организационный) :
-обследование темы, мотивация ее выбора;
-определение цели и задач проекта;
-подбор литературы, пособий, дидактического материала;
-обсуждение с родителями, детьми вопросов связанных с проведением проекта;
-составление тематического планирования работы с детьми, родителями;
- ввести игровую (сюжетную) ситуацию: дети группы раннего возраста получают письмо от «Курочки Рябы, лесных зверушек с просьбой о помощи».
-разработка содержаний ООД.
Основной этап (практический) :
Проведение:
-слушание песенки «Колобок», «Три весёлых зайчика», «Репка» в аудиозаписи;
-чтение и рассматривание картинок русских народных сказок : «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка»;
-беседа «Наши любимые сказки»;
-подвижной игры «Зайка серый умывается»,
-хороводной игры: «Заинька попляши…»,
-дидактической игры «Чудесный мешочек», «Спрячь мышку»;
-пальчиковой гимнастики «Теремок», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба»;
-показ настольного театра по сказке «Репка», «Колобок»;
-ООД по лепке «Путешествие в сказку»;
-ООД по конструированию «Домик для зверят» по сказке "Теремок".
Заключительный этап (итоговый) :
-театрализованная игра сказки «Теремок»;
-консультация для родителей «Влияние русских народных сказок на развитие ребенка»
Оглавление
Введение
1 Пояснительная записка 3
2 Основное содержание проекта 4-9
3 Список используемой литературы 9
4 Приложения
4.1 Приложение № 1.
Беседа «Наши любимые сказки» 10
4.2 Приложение № 2.
Подвижная игра «Зайка серый умывается», Хороводная игра: «Заинька попляши…», 11
4.3 Приложение № 3. Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Спрячь мышку" 12
4.4 Приложение № 4. Пальчиковая гимнастика «Теремок», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба» 13
4.5 Приложение № 5. Показ настольного театра по сказке «Репка», «Колобок» 14-18
4.6 Приложение № 6. ООД по лепке «Путешествие в сказку» 19-21
4.7 Приложение № 7. ООД по конструированию «Домик для зверят» по сказке "Теремок" 22-25
4.8 Приложение № 8. Театрализованная игра сказки «Теремок» 26-28
4.9 Приложение № 9. Консультация для родителей «Влияние русских народных сказок на развитие ребенка».
1. Пояснительная записка
Развитие речи происходит в процессе общения ребёнка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря накопленным знаниям и участию детей в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками. Всё это побуждает ребёнка овладевать средствами языка, переходить к новым, более сложным формам словесных высказываний.
На протяжении дошкольного возраста, при правильной организации воспитательной работы, дети практически усваивают основные правила грамматики родного языка и пользуются ими в устной речи. Эффективным средством обучения и воспитания является работа над сказкой. Сказка даёт возможность решать поставленные задачи, потому что она, «как образное отображение мира – близка и интересна детям». Сказки можно читать, можно обсуждать, можно рисовать, можно сочинять, можно лепить и показывать.
Реализация проекта проходила через интеграцию всех образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие: формировать интегративные качества личности дошкольников;
Развивать умение подчинять изобразительный материал, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче.
Познавательное развитие Способствовать обогащению опыта, развитию творческих замыслов.
Художественно-эстетическое развитие: совершенствовать навыки работы в знакомых детям техниках рисования.
Речевое развитие: способствовать развитию речи ребёнка, познакомить детей с фольклорным произведением, развивать понимание, смысл содержания сказки в доступной для детей форме; продолжать учить детей слушать речь воспитателя, вникать в смысл сказки, стимулировать ребёнка повторять за воспитателем слова и фразы произведения.
Физическое развитие Развитие физических качеств: развитие координации движений и ориентировки в пространстве.
Методы и приемы реализации проекта :
- метод обследования, наглядности;
- словесный (беседа, рассказ, наблюдение, использование художественного слова, указания, пояснения);
- практический (самостоятельная деятельность при выполнении работы);
- проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе занятия);
- сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе);
- мотивационный (убеждение, поощрение).
1. К словесным относятся:
устное изложение (знакомство с новыми знаниями по теме, фактами, событиями);
беседа («Наши любимые сказки»)
чтение русских народных сказок, разучивание потешек, стихотворений;
2. К наглядным:
- Рассматривание картинок русских народных сказок;
3. К практическим:
- Дидактическая игра «Чудесный мешочек»;
- Дидактическая игра «Спрячь мышку»;
- ООД по лепке «Путешествие в сказку»;
- ООД по конструированию «Домик для зверят» по сказке "Теремок";
- Самостоятельная деятельность детей.
Мероприятия с детьми и их родителями:
Театрализованная игра сказки «Теремок»;
консультация для родителей «Влияние русских народных сказок на развитие ребенка».
Для успешной реализации проекта была организована соответствующая предметно-пространственная среда, при организации которой соблюдены принципы в соответствии с ФГОС:
- трансформируемость
Принцип трансформируемости позволяет ребёнку взглянуть на игровое пространство иначе. Он проявляет активность, самостоятельно планирует переустройство места игры, предвидит её результат.
- полифункциональность
У детей может в соответствии с замыслом игры пробуждаться активное воображение. Поэтому они всякий раз по – новому перестраивают имеющееся игровое пространство.
- эстетическая привлекательность
При соблюдении данного принципа дети могут воспринимать красоту искусства. Например, картины разных жанров с изображением картин осени. Всё это способствует усвоению детьми сенсорных эталонов, развитию речи
детей.
- вариативность
Игровое пространство и предметные условия должны быть подвижны в зависимости от характера детской деятельности.
- доступность
Среда размещается на столах, на полочках, все предметы доступны. Таким образом, поддерживается познавательный интерес у детей.
- безопасность
Оборудование соответствует требованиям безопасного использования.
В группе оформлены: «Литературный центр», «Театральный центр», которые соответствуют современным методическим и организационным требованиям и техническому оснащению.
Актуальность проекта :
Актуальность темы - приобщение детей к традиционному русскому фольклору. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает впечатления о ней. В устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
Сегодня сказка играет важнейшую роль в развитии воображения у ребенка, воспитывают у детей любовь к книге. В нашем саду многие занятия начинаются с входа в группу сказочных героев. Дети с удовольствием
играют с ними, получая положительный эмоциональный настрой, они лучше усваивают программу.
Цель проекта :
Развитие интереса детей к русским народным сказкам, создание условий для
активного использования сказок в деятельности детей.
Задачи проекта :
1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
2. Привлекать детей к посильному участию в играх, развлечениях, подражая взрослым.
3. Побуждать детей к речевым высказываниям.
4. Содействовать созданию эмоционально - положительного климата в группе; воспитывать эмоциональную отзывчивость на совместную деятельность.
Участники проекта :
Воспитатели, дети группы первого-второго раннего возраста, родители, педагоги.
Предполагаемый результат:
-дети познакомятся с русскими народными сказками;
-у детей повысится интерес к рассказыванию сказок, рассматриванию иллюстраций;
-через имитацию образа героев сказок дети научатся различать добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других;
-повысится доля детей с развитой речью, увеличится словарный запас;
-совместная деятельность будет способствовать детско-родительским отношениям;
-повысится количество родителей, участвующих в совместных мероприятиях.
Срок реализации:
Февраль, 2023 год, 1-4 неделя.
Вид проекта :
Познавательный, творческий,
по количеству участников: коллективный (10 человек)
Этапы проекта :
1. Этап целеполагание
-постановка проблемной ситуации перед детьми: «получение письма от курочки Рябы, лесных зверушек с просьбой о помощи».
-гипотеза: если сказки играют важнейшую роль в развитии воображения и несут в себе воспитательное значение, тогда они помогут ребенку открыть мир во всем его многообразии, научат думать, оценивать поступки и действия героев.
2. Этап планирования
-обсуждение с родителями, детьми вопросов связанных с проведением проекта;
-подбор художественной литературы для чтения детям;
-подбор методической литературы;
- подбор иллюстраций, дидактического материала по теме;
-ввести игровую (сюжетную) ситуацию: дети группы раннего возраста получают письмо от курочки Рябы, лесных зверушек с просьбой о помощи!
- подготовить наглядную информацию для родителей по теме;
-составление тематического планирования работы с детьми, родителями;
-разработка содержаний ООД.
3. Этап реализации проекта
Формы работы:
- проведение беседы с детьми «Наши любимые сказки»,
- проведение игровой деятельности :
подвижной игры «Зайка серый умывается»,
хороводной игры: «Заинька попляши…»,
дидактической игры «Чудесный мешочек»,
дидактической игры «Спрячь мышку»;
- пальчиковой гимнастики «Теремок», «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба»;
- чтение художественной литературы (воспитатель, родители) :
чтение и рассматривание картинок русских народных сказок : «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка»;
-слушание песенки «Колобок», «Три весёлых зайчика», «Репка» в аудиозаписи;
- проведение образовательной деятельности с детьми :
ООД по лепке «Путешествие в сказку»;
ООД по конструированию «Домик для зверят» по сказке "Теремок".
- Этап презентации (продукты проекта) :
-театрализованная постановка сказки «Теремок»;
-консультация для родителей «Влияние русских народных сказок на развитие ребенка»
Список литературы:
Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. М. : Изд-во «Ось- 89», 2007. 144 с.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб. : Речь, 2008. 240 с.
Микляева Н. В., Толстикова С. Н, Целикина Н. П. Сказкотерапия в ДОУ и семье. – М. : ТЦ Сфера, 2010 – 128с. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем / Р. М. Ткач. СПб. : Речь; М. : Сфера,9
9