Светлана Бабурова
Проектная деятельность с детьми средней группы «Что за чудо эти сказки!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность с детьми средней группы «Что за чудо эти сказки!»
Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому и физическому развитию.
Разработали:
Бабурова С. В, воспитатель средней группы
Цитата по теме:
Чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души.
В. Сухомлинский
Публикация «Проектная деятельность с детьми средней группы „Что за чудо эти сказки!“» размещена в разделах
Проблема:
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так - же, формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.
Тема проекта:
«Что за чудо эти сказки!»
Актуальность:
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а герои - это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, смелость, преданность, коллективизм.
Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.
Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображения. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.
Однако сказка – это не только занимательно, это ещё очень серьёзно. Сказка помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну, оценить её своеобразие и неповторимость.
Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам.
Цель:
Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.
Задачи проекта:
•Воспитывать на основе содержания русских народных сказок уважение к традициям народной культуры.
•Формировать и закреплять знания детей о культурном богатстве русского народа.
•Расширять представление детей о сказках.
•Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
•Укреплять дружеские отношения в семье.
•Прививать любовь и интерес к русским народным сказкам.
Для родителей:
•Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта, детей приобретенного в детском саду;
•Развитие совместного творчества родителей и детей;
Для педагогов:
•Развитие творческого потенциала ребенка;
•Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Проект будет использоваться в следующих видах деятельности:
игровой, двигательной, продуктивной, творческой, совместной.
Новизна проекта заключается
в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность.
В проект включены все ОО: деятельность их интегрируема.
Период проведения проекта
в рамках Всероссийского сетевого образовательного проекта «Что за чудо эти сказки» (1.10.2020 -31.10.2020)
Материал и техническое оборудование:
Подбор художественного, иллюстрированного, игрового материала, картотеки бесед, дидактических, пальчиковых, подвижных игр, ноутбук. Сбор экспонатов для организации мини - музея "В гостях у сказки". Подбор и изготовление атрибутов к играм-драматизациям. Изготовление альбома для рассматривания. Обогащение развивающей среды. Подбор русских народных сказок для среднего дошкольного возраста для мини-библиотеки. Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения.
Участники проекта:
1. Дети и родители средней группы (4 -5 лет)
2. Воспитатели: Бабурова. С. В.
3. Музыкальный руководитель: Лебедева. А. С.
Вид проекта:
групповой, краткосрочный, 1 месяц (1. 10. 2020 -31.10.2020)
Тип проекта…
творческий, познавательно – речевой.
Методы:
наглядный, словесный, практический, интерактивный.
Форма:
-ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически-комфортной обстановки, рассчитанной на дифференцированный подход к каждому ребенку при реализации проекта;
- НОД по данной тематике.
-чтение стихов, сказок
- творческая мастерская по изо-деятельности;
- дидактические игры;
- проведение релаксационных пауз с использованием музыкальных средств во время режимных моментов;
-выставки детских работ;
-конкурсы;
-консультации для родителей;
- показ сказок
Мероприятие
(НОД, культурно – досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д, но обязательно интегрируемые.
1. Беседы: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?», «На кого из сказочных героев я похож», «В гости к книге», «Кто рисует картинки к сказкам».
2. Творческая мастерская Аппликация «Избушка ледяная и лубяная» Закреплять умение срезать у прямоугольника углы, закругляя их, разрезать полоску на одинаковые прямоугольники. Развивать умение композиционно оформлять свой замысел. Поощрять проявления активности и творчества.
Конструирование «Сказочный терем» Развивать конструкторские навыки детей; упражнять в сооружении прочных построек с перекрытиями способом обстраивания бумажных моделей кирпичиками, делая перекрытия из пластин и плат, сооружая надстройки на перекрытиях, украшая крыши различными деталями; Развивать фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, обобщать, сравнивать, находить общее и выделить различия.
Рисование «Сказочное дерево» Учить детей создавать в рисунке сказочный образ. Упражнять в умении передавать правильное строение дерева. Учить закрашивать. Развивать воображение, творческие способности, речь.
Рисование на основе силуэта «Лисичка -хитрая сестричка» - формирование умения воспроизводить рисунок по памяти на основании силуэта.
Лепка «Вылепи, какое хочешь животное» Учить детей самостоятельно определять содержание своей работы. Закреплять умение лепить, используя разные приемы лепки. Воспитывать самостоятельность, активность. Развивать воображение, умение рассказывать о созданном образе.
Разукрашивание картинок по сказкам.
3. НОД; Цифра три в любимых сказках -закрепление знания числа три, умения считать до трёх, использовать в речи порядковый счёт до трёх; закрепление умения замечать число три в сказках.
4. Чтение и рассказывание русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке.
Чтение сказок, фольклора.
Заучивание отрывков из сказок.
Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.
Отгадывание загадок по сказкам.
5. Дидактические игры «Мои любимые сказки», Лото «Сказки», «Кто-кто в теремочке живет?», «Расскажи сказку по серии картинок», «Составь сказку», Назови сказку»
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Лошадки», «Мыши в кладовой», «Мыши водят хоровод», «Лиска-лиса», «Зайка серенький сидит», «Смелые мышки»
инсценировка сказок совместно с воспитателем «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Пых», «Гуси – лебеди»
В реализации проекта использовали различные виды гимнастик:
— дыхание является главнейшим источником жизни. При достаточном поступлении воздуха сердце и иммунная система начинают работать активнее, предотвращая тем самым проникновение инфекции и недостаток кислорода;
— артикуляционная гимнастика способствует выработке полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Использовали «Сказку про язычок»;
— пальчиковые игры, физкультурные минутки — развивают речь, память, внимание.
.
Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий.
Рассматривание иллюстраций русских народных сказок
7. Пение детских песенок «Два веселых гуся», «Песенка крокодила Гены», «Песенка Чебурашки», «Песенка мамонтенка»,
8. Развлечение «Что за прелесть эти сказки»
9. Конкурс «Что за чудо эти сказки»
10. Работа с родителями.
Изготовление фигурок пальчикового театра, плоскостного театра,
Консультации на темы: «Театрализованная деятельность в детском саду», «Театр как средство развития и воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Информация (стенд) «Рекомендуемая литература для чтения родителями детям 4-5 лет».
11. Анонс сказок «Гуси – лебеди», «Пых», «Петушок и бобовое зернышко».
Видео: https://www.youtube.com/embed/vmMbk3Yt7b412. Коллективная работа панно «Гуси - лебеди». Мастер - класс изготовления поделки по мотивам сказки «Гуси – лебеди».
13. Визитка команды
Видео: https://www.youtube.com/embed/CuRYRB2vIJE14. Сочинение лимерика по сказке "Гуси - лебеди"
В ходе реализации проекта «Что за чудо эти сказки» предполагаемые результаты были достигнуты:
Развитие творческой активности детей, освоение детьми дошкольного возраста различных видов творчества. Обогащение словаря детей, совершенствование диалогической речи, использование в речи разнообразных языковых средств. Формирование коммуникативных способностей. У детей повысился уровень знаний русских народных сказок, расширился кругозор, речь детей стала более насыщенной и выразительной. Родители проявили инициативу и творчество в реализации проекта.
Список литературы:
- «Рабочая программа средней группы МБДОУ №6 города Пролетарска Пролетарского района Ростовской области, разработана в соответствии с Образовательной программой учреждения на 2020-2021г». воспитателем Бабуровой. С. В., высшей квалификационной категории.
- Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М. : Т Ц «Сфера», 2001
- Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М. : ТЦ Сфера, 2003 г.
- Доронова Т. Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т. Н. Доронова. - 2-е изд. -М. : Просвещение,2005г.
- Поляк Л. Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. -СПб. «Детство-пресс», 2008.
-Г. В. Давыдова «Игры, считалки, загадки, стихи для развития речи».
-Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности». Система работы в средней группе.