Сингатулина
Проектная деятельность в ДОУ в старшей группе «Времена динозавров»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность в старшей группе
Тема: «Времена динозавров»
Исполнитель: Сингатулина А. Л.
Паспорт проекта
Вид проекта : «познавательно- исследовательский»
Состав участников: дети 6 года жизни, родители, воспитатели старшей группы.
По срокам реализации: краткосрочный (2 недели)
Публикация «Проектная деятельность в ДОУ в старшей группе „Времена динозавров“» размещена в разделах
- Динозавры. Все материалы про динозавров
- Динозавры. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Работа посвящена изучению появления и жизни динозавров. Выбор темы вызван интересом детей к динозаврам.
Цели проекта : 1. Изучение появления и жизни динозавров на земле
2. Развитие у детей основных компонентов познавательной деятельности и познавательной сферы (мышления, внимания, памяти, воображения, познавательного интереса).
Задачи проекта :
1. Поддерживать интерес к истории
возникновения жизни на земле.
2. Формировать познавательные умения:
наблюдать, делать опыты, сравнивать,
делать выводы.
3. Развивать художественно – творческое
воображение, творческие способности, логическое мышление познавательную активность, развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности, познавательно- исследовательский интерес.
4. Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных исторических представлений).
Этапы работы:
I. Информационный
- Подбор литературы
- Выбор методов и приёмов работы
- Начальная диагностика детей и родителей
II. Технологический
- Перспективное планирование
сотрудничества с родителями.
- консультации;
- Планирование занятий
- Планирование мероприятий
- Конспекты образовательной деятельности.
III. Организационный
- Создание предметно -
развивающей среды
- альбом для рассматривания «Мир динозавров»
- выставки;
IV. Практический
- Проведения занятий
- Участие в тематических выставках рисунков и поделок
- Просмотр презентаций по теме
- Создание коллекции игрушек динозавров
- Праздники, развлечения.
V. Результативный
- Подведение итогов работы
- Вывод
Введение.
Никому не секрет, что дети дошкольного возраста очень любознательны и способны воспринять и запомнить гораздо больше информации, чем взрослые, достаточно вспомнить высказывание великого педагога Я. А. Каменского: «Только то в человеке прочно и надёжно, что всосалось в природу его в первую пору жизни». Психологи называют этот период в жизни человека – сензитивным (восприимчивым, т. к. дошкольники как никто другой, стремятся познать окружающий мир во всём его многообразии. Но детям сложно воспринимать «сухие» факты, им лучше узнать окружающий мир «погрузившись» в него, имея возможность понаблюдать, потрогать, рассмотреть, разобрать на составные части. Для того, чтобы сделать процесс знакомства детей с историей возникновения жизни на земле легче, интереснее, нужно использовать все современные возможности техники.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как)
Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.
Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Как показали исследования (А. П. Архипова, Н. А. Беляева, Л. И. Божович и др., подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:
-интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;
-развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей;
-создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.
Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
Одной из оптимальных технологий, поддерживающей компетентно-ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект»,- его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Актуальность.
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.
Проблема развития познавательно- исследовательского потенциала личности ребенка одна из главных образовательных задач. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения.
Использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развить критическое мышление.
Большой интерес представляет для детей экспериментирование. Экспериментирование - это истинно детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.
Поставив перед собой цель - развивать познавательные способности детей, мы, естественно, обратили свое внимание на использование в работе с детьми проектно-исследовательских методов.
В группу принесли энциклопедию «В мире динозавров». Во время рассматривания выяснилось, что у детей возникло много вопросов относительно того, когда жили динозавры, чем они питались, как размножались.
Был составлен план нашей работы, причем основные идеи были предложены детьми. Мы определили направления работы и поставили проблемные вопросы:
«Как появились динозавры?»
«Кто такие динозавры?»
«Чем питались динозавры?»
«Как динозавры заботились о своем потомстве?»
«Существуют ли животные, похожие на динозавров?»
Гипотеза:
В результате проведённых мероприятий, совместных с родителями создания в группе коллекции динозавров, альбома для рассматривания, книги с сочинениями-сказками, у детей расширится кругозор посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных исторических представлений, дети станут наиболее познавательно- инициативны.
Предполагаемый результат:
-положительная динамика сформированости познавательной активности у дошкольников, устойчивый интерес к истории возникновения жизни на земле;
- совершенствование творческих способностей у дошкольников, творческого воображения;;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
-сформированные умения работать в коллективе, уважительные взаимоотношения ;
План работы с родителями:
- информация в папках передвижках: «Значимость познавательно – исследовательской деятельности в развитии дошкольников», «Развивайте познавательные интересы детей», «Познавательно–исследовательская деятельность в детском саду», «Как активизировать познавательную деятельность детей».
- помощь родителей в создании коллекции «Динозавры»
- Участие родителей в создании альбома для рассматривания «Мир динозавров»
- Составление совместно с ребёнком рассказа – сказки «Жил был динозаврик»
План проектной деятельности :
понедельник Подбор литературы, выбор методов и приёмов работы
вторник Начальная диагностика детей и родителей
среда Перспективное планирование
сотрудничества с родителями; консультации; Планирование занятий
четверг Конспекты образовательной деятельности
пятница Создание предметно -
развивающей среды
понедельник -Познание (ФЦКМ)/Художественное творчество (рисование) : «Динозавры»;
- Просмотр презентации : «Динозавры»
Д/з Помощь в создании альбома для рассматривания «Мир динозавров»
вторник -Беседа: «Какие виды динозавров ты знаешь и чем они отличаются?»
-Коммуникация/Художественное творчество (аппликация) : «Опиши динозавра»
Д/з Домашнее чтение и просмотр иллюстраций о динозаврах.
среда -Художественное творчество (лепка) : «Мой весёлый динозаврик»
-Просмотр DVD : «Ледниковый период» - беседа о содержании мультфильма
Д/з Создание коллекции динозавров.
четверг -Беседа: «Потомки динозавров» Презентация.
-Художественная литература: чтение стихотворения «Данькины Динозавры» беседа по прочитанному.
- экспериментирование: «Как вымерли динозавры?»
Д/з Составление совместно с ребёнком рассказа – сказки «Жил был динозаврик»
пятница -Викторина «Всё- всё о динозаврах»
Подведение итогов работы.
В результате проведённой работы в группе были созданы : Коллекция динозавров, альбом для рассматривания, книга детских сказок о динозаврах. Были созданы тематические выставки, на которые приглашены дети из других групп.
Было отмечено, что дети работали на протяжении проекта с интересом, внимательно слушали, высказывали своё мнение.
По результатам опроса родителей, у детей познавательный интерес значительно увеличился, даже самые застенчивые дети стали задавать больше вопросов, с интересом рассматривать иллюстрации.
Дети стали придумывать своих динозавров, давать им имена, рисовать их, рассказывать о них сверстникам, что говорит о познавательно- творческой активности детей.
У детей появилась заинтересованность в дельнейшем изучении темы динозавров, намечены следующие проблемные вопросы:
- Как вымерли динозавры?
- Как проходят раскопки останков динозавров?
- Какие виды современных животных являются потомками динозавров?
Вывод: Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.
Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в работе нашего детского сада. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.
Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска.
Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.