Рыжова Настя
Проектная деятельность в ДОУ. Сборник проектов
▼ Скачать + Заказать документы
Проек – звучит как-то официально и научно, те так ли? Но на самом деле, под этим словом скрывается название одного из методов реализации задач по развитию и обучению дошкольников. Проектная деятельность заключается в совместной работе воспитателя, родителей и детей над изучением какого-то вопроса.
Публикация «Проектная деятельность в ДОУ, Сборник проектов» размещена в разделах
Цель и задача проектов – способствовать развитию самостоятельного мышления у детей, способности принимать решения, искать ответы, планировать, предвидеть результат и учиться сотрудничать с другими людьми. Педагог дает какую-то задачу детям, посильную для их возраста, и обучает, каким образом можно решить ее и как представить результат решения.
Дошкольникам не под силу самостоятельно разработать проект, в детском саду мы делаем все вместе. Обычно такой вид деятельности носит сугубо обучающий характер, мы используем проект как инструмент обучения, получения знаний и обогащения жизненного опыта. Этот метод только недавно начал применяться в дошкольном образовании, он считается прогрессивным и эффективным для современных детей.
Проектная деятельность в детском саду делится на 5 этапов:
1. Проектирование. Педагог занимается формулированием проблемы, указывает цель проекта. Вводит ребят в игровую ситуацию, затем формулирует задачи.
2. Планирование. На этом этапе педагог помогает детям спланировать свою деятельность для решения поставленной задачи.
3. Поиск информации. Педагог помогает детям найти необходимую информацию для решения задачи. Проводит занятия, наблюдения. Педагог может провести работу с родителями по вопросу поощрения самостоятельной творческой деятельности детей.
4. Презентация. Педагог вместе с детьми готовит презентацию по осуществлению проекта, после чего они представляют её другим педагогам и родителям.
5. Портфолио. Педагог может собрать в папку всё, что было необходимо для проекта : план, рисунки, схемы, фотографии, отчёты и результаты.
В дошкольных образовательных учреждениях ведутся несколько видов проектов :
1. Творческие проекты. Дети исследуют задачу, а затем показывают результат своей работы в виде театральной сценки.
2. Ролево-игровые проекты. Дети решают поставленные задачи в образе персонажей сказки.
3. Исследовательско-творческие проекты. Дети решают поставленную задачу, представляя решение в виде детского дизайна, драматизации или газеты.
4. Информационно-практико-ориентированные проекты. Дети собирают информацию, ориентируясь на оформление группы, её дизайн и т. д.
Следует помнить, что главным видом деятельности дошкольника является игра. Любой проект должен опираться именно на игровую деятельность детей. Можно выделить и другие виды проектов, которые могут быть, как краткосрочными (1-3 занятия, так долгосрочными (весь учебный год) :
1. Комплексные.
2. Межгрупповые.
3. Творческие.
4. Групповые.
5. Индивидуальные.
6. Исследовательские.
Проектная деятельность в детском саду является одной из самых эффективных форм в воспитании и образовании детей. Это работа, основанная на сотрудничестве детей, педагогов и родителей, которая помогает детям стать более самостоятельными. У детей развиваются познавательные способности, творческое воображение, мышление. Дети становятся более коммуникабельными.
Познавательно - творческий проект в старшей группе детского сада
«Праздник Светлой Пасхи».
Тип проекта :
По доминирующей в проекте деятельности : познавательный.
По содержанию: обучающий.
По числу участников проекта : групповой.
По времени проведения: краткосрочный (1 неделя).
По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
По характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата.
Состав проектной группы :
Руководитель проекта — воспитатель Рыжова А. В.
Дети и родители старшей группы.
Цель проекта :
Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресенье». Возрождение традиций народной культуры.
Задачи работы с детьми:
Ознакомить детей с обычаями, традициями, празднования праздника Пасхи.
Заинтересовать детей православным смыслом празднования Пасхи.
Развивать интерес к русской национальной культуре.
Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.
Ознакомить с произведениями искусства, посвященные празднику Пасхи.
Познакомить с народными играм, традиционно проводимыми в период празднования Пасхи.
Развивать познавательные интересы, в том числе творческое мышление.
Развивать творческие умения необходимые в декоративно- прикладном искусстве.
Формирование интереса к русской национальной культуре у детей, воспитывающихся в семьях с иными национальными и религиозными взглядами, как к окружающей действительности, как к объекту изучения, как средству развития толерантности.
Задачи работы с родителями:
Ознакомление родителей с темой, целями, задачами и актуальностью данного проекта.
Предоставление консультативного материала для проведения бесед с детьми.
Мотивирование к ресурсному обеспечению проекта (материалы для консультаций, материалы для детской деятельности, материалы для праздника).
Побуждение к совместной деятельности с детьми по теме проекта.
Актуальность проблемы:
Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребенка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.
Комплекс мероприятий:
Беседа на тему «Что такое пасха?»
Беседа на тему «Почему мы красим яйца?»
Пасхальные игры «Катание яиц», «Чиж», «Летели две птички»
Рисование на тему: «Украшаем пасхальные яйца».
Аппликация «Пасхальный кулич»
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Православный праздник «Пасха», информировать о теме, целях и задачах актуального проекта.
Консультация для родителей «Как объяснить ребенку, что такое Пасха?»
Информационный материал «Пасхальные яйца необычной раскраски».
Информационный материал «Окраска пасхальных яиц».
Итоговое мероприятие:
Ожидаемый результат:
У детей и родителей формируется интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздника Пасхи.
Дети и родители получили знания об обычаях и традициях праздника.
Познакомились со стихами, песнями, картинами, посвященными Пасхе.
Дети научились играть в народные игры, проводимые в пасхальные дни.
Дети получили навыки в декоративно-прикладном искусстве.
Познавательно – исторический проект
«Дети – герои Великой Отечественной войны»
Вид проекта : познавательно-исторический.
Продолжительность: две недели.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность проекта : патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Его трудно определить несколькими словами – это любовь к родным и близким людям, к своей малой Родине, гордость за свой народ, который победил фашизм в годы Великой Отечественной войны, когда весь народ от мала до велика, встал на защиту своей Родины, ее свободы и независимости. Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь, жизнь ребенка можно оборвать в печи крематория…
Война стала биографией целого поколения детей. У каждого ребенка была своя судьба в этой войне. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали – прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое, детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее врагам. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями, рядом коммунистами и комсомольцами. И не на миг не дрогнули их юные сердца! Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.
У детей старшего дошкольного возраста еще недостаточно знаний о Великой отечественной войне, о ее защитниках и героях.
Очень важно дать детям знания о подлинно исторических фактах, о значении победы нашего народа в годы Великой отечественной войны.
Цель.
Формировать у детей любовь к своей Родине, гордость за ее героев, воспитывать чувство патриотизма.
Задачи проекта
Познавательное развитие.
Формировать представление детей о Великой Отечественной войне, о ее исторических фактах, об участии детей в войне и их героических подвигах, смелости и храбрости, о значении победы нашего народа над фашизмом.
Речевое развитие.
Познакомить ребят с художественной литературой по теме: рассказами, стихами, песнями. Обогатить и активировать словарный запас детей за счет новых слов.
Социально-коммуникативное развитие.
Формировать познавательный интерес к прошлому и настоящему нашей страны и отражать свои знания в играх, общении со сверстниками и взрослыми.
Художественно-эстетическое развитие.
Развивать художественно-творческие способности детей, познакомить их с песнями, музыкой военных лет.
Физическое развитие.
Воспитывать будущих защитников Родины через игры, спортивные соревнования, вырабатывать у них волю к победе, смелость, остроту реакции
Участие родителей в реализации проекта.
Подбор художественной литературы, видео и фотоматериалов, участие в спортивных и познавательных развлечениях.
Продукт проектной деятельности.
Фотоальбом «Дети-герои Великой отечественной войны», выставка «Военная техника», плакат «Святое дело-Родине служить!», фотоальбом «Служу Отечеству».
План реализации проекта.
Подготовительный этап.
Постановка цели и разработка содержания учебно-познавательного процесса. Подбор художественной литературы, фотоматериалов, аудио и видеозаписей по теме, музыкальных произведений.
Деятельный этап.
ОД. Познание и речевое развитие.
«В огне войны сгорело детство, но не прошло бесследно, нет…»
А) подвиг Марата Казея;
Б) подвиг Лени Голикова;
В) подвиг Вали Котика;
Г) подвиг Зины Портновой.
Чтение художественной литературы по теме.
ОД. Художественно-эстетическое развитие.
Музыка военных лет.
Рисование.
Они сражались за Родину, военная техника, «Самолеты», «Ракета».
Лепка коллективная.
Физическое развитие.
Физкультурный досуг: «Мы будущие защитники Родины»
Спортивные игры: «Кто быстрее?», «Кто сильнее?», «Кто дальше?», «Меткий стрелок».
Социально-коммуникативное развитие.
Союжетно-ролевые игры: «Моряки», «Танкисты», «Разведчики», «Артиллеристы» и т. д.
Просмотр иллюстраций в книгах, открытках, фото и видео материалов, заучивание стихов. Экскурсия в мини-музей школы № 1.
Строительные игры и робототехника: «Военные укрепления», «Военная техника».
Взаимодействие с семьей.
Оформление фотоальбома «Дети-герои Великой отечественной войны», «Защитники Отечества», выставка военных открыток, конкурс открыток «Открытка ветерану».
Заключительный этап.
Викторина в старшей группе на тему «Великая Отечественная война». Презентация по теме: «Дети-герои войны».
Фотовыставки «Дети войны».
Проект в старшей группе на тему: «Традиции русского народного праздника масленица».
Вид проекта : игровой, творческий.
Продолжительность проекта : 1 неделя.
Сроки проведения проекта :12 февраля по 16 февраля
Участники проекта :
дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проблемы: недостаточно знаний детей о праздновании русского народного гуляния – Масленицы в наши дни.
Цель проекта :
- создание условий для знакомства детей с народным праздником Масленица;
воспитание любви и патриотизма к своей Родине;
Задачи проекта :
- развитие интереса к обрядовым русским праздникам;
- воспитание патриотизма, основанного на русских традициях;
- знакомство детей с пословицами и поговорками о масленице;
- формирование у детей знаний о русских народных обычаях празднования народного гуляния – Масленица.
Предполагаемый результат:
1. Имеют представления о народных праздниках
2. Имеют представления о народных играх
3. Владеют знаниями масленичной кухни
Пути реализации проекта :
Заучивание стихов
Во время беседы дать понятие о народных традициях
Оформление стенда с работами детей.
Участие детей в развлечении «Эх, масленица».
Взаимодействие с родителями:
Рецепты теста для блинов от родителей.
Изготовления чучела «Масленицы»
Продукт проектной деятельности :
Выставка детских работ:
«Масленичное солнце»
Презентация для детей о праздновании масленицы.
План реализации проекта :
1. 12 февраля «Встреча» - понедельник. Беседа на тему «Широкая масленица»
Презентация «Широкая масленица». Знакомство с народным праздником – Масленица. Пробудить интерес и приобщить детей к русской культуре.
2. 13 февраля «Заигрыш» - вторник.
«Масленичные забавы» Знакомство детей с русскими народными играми – забавами, заучивание закличек; шутки-прибаутки про масленицу.
3. 14 февраля «Лакомка» - среда
Аппликация «Масленичное солнце» Познакомить с обрядовой кухней; поговорки про масленицу.
4. 15 февраля «Разгуляй» - четверг. Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен, заучивание закличек. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
5.16 февраля «Встреча» - пятница.
Рисование «Масленица». Участие в развлечении «Эх, Масленица». Приобщать к истокам народных традиций; развитие творческих способностей.
Информационный проект «Безопасность детей» для детей подготовительной группы детского сада
Авторы проекта : воспитатель Рыжова А. В.
Участники проекта :
Дети, родители, воспитатель подготовительной группы
Тип проекта : познавательно – ориентированный
Продолжительность: 1месяц
Постановка проблемы
Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него. Проект посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения. Об актуальности данной темы можно говорить много, и все будет главное. Как сберечь здоровье ребенка? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Как?
Все мы – педагоги, родители, воспитатели – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» В детском саду работа по обучению дошкольников безопасному поведению носит системный и разноплановый характер. Мы считаем, что, во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, и, в-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность. При этом, важно научить ребенка объяснить, как он вел себя, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом он чувствует, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.
Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Основная задача педагога – систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности : проведение занятий, бесед, дидактических игр.
Цель проекта :
Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Задача проекта :
Главной задачей формирования основ безопасности является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.
Задача для воспитателя
• создать условия для формирования безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста через вариативные формы обучения.
Задачи в работе с детьми
• формировать знания детей о здоровом образе жизни, способствовать осознанию понятия «здоровый образ жизни»;
• формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;
• расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
• закрепить у детей знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;
• развить основы экологической культуры ребенка и становление у него ценного и бережного отношения к природе;
• способствовать эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника;
Проект включает в себя 3 этапа:
Подготовительный.
Основной.
Заключительный.
Значимость проекта для всех его участников:
Дети: получают и закрепляют на практике правила безопасности.
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.
Предполагаемый результат проекта :
Дети знают и применяют на практике правила безопасного поведения на улице, в быту.
Этапы работы над проектом :
Подготовительный этап
Определение темы проекта.
Формулировка цели и определение задач.
Подбор материалов по теме проекта.
Составление плана основного этапа проекта.
Основной этап
Образовательная деятельность по ОО «Безопасность», «Здоровье» - рассматривание иллюстраций на тему «Дорожная безопасность».
Рассматривание иллюстраций «Этих людей не нужно бояться» (полицейский, пожарный, служба спасения, врач, инспектор ГИБДД).
Рассматривание иллюстраций «Специализированный транспорт».
Чтение художественной литературы «Правила поведения для воспитанных детей».
Презентация «Если я дома один», беседа с последующим анализом.
Презентация «Спички детям не игрушки», беседа с последующим анализом.
Презентация «Как вести себя на дороге», беседа с последующим анализом.
Рассматривание иллюстраций «Дорожные знаки».
Работа с родителями – изготовление информационного материала для детей по темам: «Правила дорожного движения», «Что такое терроризм?», «Средства для тушения пожара», «Запомни эти номера!».
Встреча с работником ГИБДД
Заключительный этап
Экскурсия в парк с соблюдением правил дорожного движения.
В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут.