Дегтярева Светлана
Проектная деятельность как метод обучения детей старшего дошкольного возраста подвижным играм с элементами спорта
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья и полноценного физического и психического развития. Этот период характеризуется большими возможностями раскрытия онтогенетического потенциала организма к развитию.
Существенной особенностью дошкольного возраста является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически.
Публикация «Проектная деятельность как метод обучения детей старшего дошкольного возраста подвижным играм с элементами спорта» размещена в разделах
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Спорт, физическое воспитание. Проекты
- Спорт. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Однако, в современном мире изменилась действительность, окружающая детей. На смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что ребенку все меньше времени остается для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными, индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников.
Актуальность данной проблемы подтверждается нормативными документами. В «Законе об образовании» (2012) (Ст. 64.) одним из главных направлений является развитие физических качеств; сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Одна из основных задач ФГОС ДО (2013) - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Решение этой проблемы мы видим в создании оптимальных условий для гармоничного физического и личностного развития ребенка, полноценного развития его физических качеств. Наиболее ценными для этого представляются игровые формы организации двигательной деятельности детей, и в частности, подвижные игры с элементами спорта.
Подвижным играм с элементами спорта, как виду деятельности, присущи такие признаки, как изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связаны с проявлением двигательных способностей: скоростно-силовых, координационных, на выносливость, силу, гибкость. В играх с элементами спорта совершенствуется «чувство мышечных усилий», «чувство времени», совершенствуются функции различных анализаторов.
Анализ литературы показал, что в методических пособиях достаточно глубоко раскрыто содержание, педагогические условия обучения дошкольников элементам спортивных игр и упражнений. Однако, на наш взгляд, в литературе не отражена проблема тематического планирования процесса обучения старших дошкольников играм с элементами спорта.
Практически все авторы рекомендуют в течение одного месяца и даже на одном занятии разучивать элементы разных спортивных игр, отрицая, таким образом, возможность использования метода «погружения» в игру, то есть разучивания и закрепления за определенный период (4-6 недель) в разных вариантах элементов только одной спортивной игры.
Решение этой проблемы мы нашли в организации обучения подвижным играм с элементами спорта посредством разработки и внедрения проектов.
На основе анализа задач физического воспитания по программе «Детство», а также, учитывая природные условия, нами был разработан план внедрения проектов по обучению детей старшего дошкольного возраста спортивным играм.
месяц Тема проектов
Шестой год жизни. Старшая группа
Сентябрь Проект «Спортивная игра «Городки»
Май Проект «Спортивная игра «Футбол»
Июнь Проект «Спортивная игра «Бадминтон»
Седьмой год жизни. Подготовительная группа
Сентябрь Проект «Спортивная игра «Баскетбол»
Январь-февраль Проект «Спортивная игра «Хоккей»
Апрель Проект «Спортивная игра «Настольный теннис»
Содержание образовательной деятельности при организации проектов включает :
1. Начинаем работу с модели трех вопросов
2. Насыщаем физкультурные занятия в помещении элементами подвижных игр с элементами спорта (конкретной игры).
3. Организация игр по упрощенным правилам на прогулке.
4. Изобразительная деятельность.
5. Настольные игры.
6. Организация мини-музея.
7. Расширение и углубление знаний о спортивной игре (история возникновения игры, национальное отношение к играм с элементами спорта, включая познавательный материал о том, почему так или иначе называется игра, из каких материалов сделан инвентарь для игр, беседы о коллективных действиях в команде, оказании первой помощи при ушибах, травмах).
8. Объединение усилий воспитателей, специалистов и родителей для обучения детей спортивным играм.
9. Проведение матчей на первенство детского сада.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что метод проектов – наиболее эффективный метод обучения детей подвижным играм с элементами спорта. Он позволяет детям «погрузиться» в игру, способствует формированию у детей устойчивого интереса к играм с элементами спорта, желанию использовать их в самостоятельной деятельности, обеспечивает комплексный подход в обучении подвижным играм с элементами спорта, высокую вариативность в их использовании.