Светлана Глущенко
«Мозг мы развиваем, нейрогимнастику применяем». Проектная деятельность с детьми с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта: «Мозг мы развиваем, нейрогимнастику применяем».
Тип проекта: информационный; исследовательский; познавательный;
долгосрочный.
Адресация проекта: проект предназначен для использования учителям – логопедам, педагогам работающим с детьми с нарушениями речи с ЗПР и их родителям.
Участники проекта:
- учитель-логопед: Глущенко Светлана Юрьевна;
- учитель-дефектолог: Арапова Маргарита Ю
- инструктор по физической культуре: Ковалекно С. В.
- воспитатели группы: Попелюх Ирина Павловна,
Шаптала Анна Анатольевна;
- дети старшей группы компенсирующей направленности с ЗПР «Золотой ключик»;
Публикация «„Мозг мы развиваем, нейрогимнастику применяем“, Проектная деятельность с детьми с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- Нейропсихологические игры и занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
-родители воспитанников группы компенсирующей направленности с ЗПР «Золотой ключик».
Сроки реализации проекта: 25 ноября 2024 года – 26 мая 2025 года.
Интеграция образовательных областей: в ходе реализации проекта происходит интеграция всех образовательных областей.
Цель проекта: повышение эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР, с помощью применения нейроупражнений.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
Для детей.
Развивающие:
• развивать межполушарные связи с помощью нейроигр, упражнений;
• развивать высшие психические функции у дошкольников с ЗПР, с помощью нейроупражнений;
• развивать мелкую моторику рук, зрительно-двигательную координацию, произвольную регуляцию движений;
• стимулировать речевую активность у детей.
Образовательные:
• активизировать познавательный интерес;
• формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
• формировать общие учебные умения и навыки (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.).
Воспитательные:
• воспитывать у детей умение работать в коллективе;
• воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции действий и самоконтроля.
Для педагогов:
• повышать педагогическую компетентность педагогов в вопросах применения нейроупражнений в работе с детьми старшего дошкольгого возраста с ЗПР для повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса;
• создать развивающую предметно-пространственную среду с использованием нейропсихологических технологий.
Для родителей:
• вовлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс; повысить компетентность родителей в вопросе применения нейроупражнений в работе с детьми старшего возраста с ЗПР для повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса;
• укреплять сотрудничество педагогов ДОУ и семьи воспитанника.
Методы и приемы работы:
- игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы);
- нформационно-компьютерные технологии (презентации);
- практические (нейроигры, упражнения);
- нейродинамическая гимнастика;
- использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи и упражнения, дидактический материал).
Актуальность проекта.
В последние годы особую популярность получила нейрогимнастика — комплекс упражнений для совершенствования мозговой деятельности.
Использование нейрогимнастики в дошкольном возрасте очень актуально, так как увеличивается количество детей с различными отклонениями в развитии: задержка речевого развития, задержка психического развития, нарушение координации движений, гиподинамия, дефицит внимания, гиперактивность, агрессия, общее снижение иммунитета. И одна из причин появления этих отклонений в развитии ребёнка – нарушение в работе головного мозга, поэтому в период от 4 до 9 лет, когда кора больших полушарий головного мозга ещё окончательно не сформирована, важно уделить внимание развитию познавательных процессов и двигательной деятельности. Если межполушарное взаимодействие не сформировано, происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении. Могут возникнуть трудности и проблемы в письме, в устной речи, в запоминании, в счете (как в письменном, так и в устном, а также в целом восприятии учебной информации. Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность педагогам более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений. Функции между полушариями мозга разделены, но только их взаимосвязанная работа формирует полноценную работу всех психических процессов.
Нейропсихологический подход дополняет коррекционную программу и вместе с ней реализуется. Нейропсихология позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину этого нарушения, выстроить грамотную программу сопровождения и оказать помощь в формировании базовых функций для дальнейшего обучения ребенка
Применение нейрогимнастики улучшают развитие интеллектуальных процессов, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление.
"Гимнастика мозга" содержит методику активации природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений с целью объединения движения и мысли. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Каждое из упражнений нейрогимнастики, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается. Кроме этого упражнения для мозга также способствуют развитию координации движений и психофизических функций.
Разнообразие нейроигр позволяет развивать и совершенствовать не только психические процессы, но и закреплять уже имеющиеся знания по математике, предметному и социальному окружению и другие.
Методика нейропсихологических игр может применяться не только для детей имеющих определенные нарушения, но и в работе с совершенно здоровыми детьми, так как, прежде всего, это игра, в которой дети развиваются, получая удовольствие от взаимодействия друг с другом, стараясь победить, соревнуясь, учитывая на будущее свои ошибки.
Практическая значимость использования нейрогимнастики состоит в том, что система оригинальных упражнений и игр, помогает целостно развивать не только психофизическое здоровье детей, но и исправляет недостатки устной речи, а также предупреждает нарушения чтения и письма будущих школьников. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
• совместная деятельность детей и учителя-логопеда;
• совместная деятельность воспитателя и детей;
• совместная деятельность детей и учителя-дефектолога;
• совместная деятельность детей и инструктора по физической культуре;
• самостоятельная деятельность детей;
• совместная деятельность родителей и детей.
Обеспечение проекта:
• создание и пополнение развивающей среды нейроиграми, пособиями для реализации проекта (подбор материалов для продуктивной и игровой деятельности по данной теме);
• создание информационных буклетов, памяток, рекомендаций для родителей;
• методическая литература по данной теме.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Для детей:
- синхронизируется работа полушарий;
- повышается стрессоустойчивость, произвольность и устойчивость внимания, снижается утомляемость;
- развивается мелкая и крупная моторика, ускоряется формирование пространственных представлений;
- совершенствуется мыслительная деятельность, память, речь.
Для педагогов и родителей:
- повысится уровень педагогической компетентности педагогов и родителей в области применений нейропсихологических технологий.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
1 этап – Подготовительный (организационный).
Цели первого этапа:
-изучить и проанализировать научную литературу по теме;
-создание организационной основы реализации проектной деятельности;
-координация деятельности участников проектной деятельности.
Содержание первого этапа проекта:
• анализ ресурсных возможностей для реализации проектной деятельности;
• изучение теоретических аспектов по использованию нейрогимнастики при работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР;
диагностика детей групп «Золотой ключик»;
• информирование родителей (законных представителей) воспитанников о цели, задачах, содержании проектной деятельности;
• мониторинг хода первого этапа проектной деятельности;
• подбор пособий и методической литературы по данной теме.
2 этап – Основной (практический - концептуальный).
Цели второго этапа:
- создание условий, обеспечивающих эффективность работы всех участников проектной деятельности;
- своевременная коррекция и регуляция работы в ходе обучения и развития дошкольников нейроиграм и упражнениям.
Содержание второго этапа:
• проведение целенаправленной работы с детьми в рамках реализации проекта (с применением разнообразных игровых пособий, материалов);
• организация выставок методических пособий для родителей по данной теме;
• повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах использования нейроигр и упражнений для всестороннего развития детей дошкольного возраста с ЗПР;
• консультативная работа с родителями с целью повышения компетентност в вопросах применения дома нейроигр и упражнений для всестороннего развития детей дошкольного возраста с ЗПР (по необходимости);
• создание пособий; создание буклетов, памяток, рекомендаций для родителей по данной теме;
• мониторинг хода второго этапа проектной деятельности.
3 этап – Заключительный (аналитический).
Цели третьего этапа:
- обобщение результатов проектной деятельности, их верификация: обоснование достоверности и надежности;
- тиражирование опыта работы по реализации проекта использование нейроигр и упражнений для всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Содержание третьего этапа:
• итоговый мониторинг количественных и качественных показателей, характеризующих эффективность внедрения нейроигр и упражнений в системе коррекционно - образовательной работы;
• тиражирование методических материалов по апробации проектной деятельности в МАДОУ;
• определение перспектив дальнейшей работы на основе:
• - итогов проектной деятельности;
• - результативности реализации форм и методов использования нейроигр;
• - скоординированности действий всех участников проекта.
• анкетирование родителей с целью определения уровня компетентности родителей в вопросах применения нейрогимнастики с детьми с ЗПР.