Анастасия Харитонова
Проектная деятельность: роль проектных задач в развитии мышления дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике проекты используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проекта в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Публикация «Проектная деятельность: роль проектных задач в развитии мышления дошкольников» размещена в разделах
Проект – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды, - это звено в системе воспитания.
Проекты актуальны и эффективны, они развивают познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребенка-дошкольника, способствуют успешному переходу к следующей ступени обучения.
Проект содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста.
Именно в дошкольном возрасте характеризуется более устойчивое внимание, наблюдательность, способность к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей, педагогов и родителей. Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста очень актуально в наше время.
В самой презентации результата проекта заложен большой учебно-воспитательный эффект, дети учатся, излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления.
Проект всегда ориентирован на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную, групповую, которую воспитанники выполняют в течение определенного отрезка времени. Организация проектной деятельности в работе с дошкольниками предполагает совокупность поисковых, проблемных, исследовательских методов, творческих по своей сути.
В основе проектов лежит развитие познавательной деятельности дошкольников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Применение проектов связано с окружающей ребенка реальностью, основывается на детских интересах, тем самым, способствуя развитию познавательной активности детей.
Применяя проекты в своей педагогической деятельности, важно показать детям, значимость в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
Педагогическая цель проектной деятельности, направлена на повышение познавательной активности дошкольников которая включает в себя ценности, знания,навыки и способность применять их.
Для развития познавательной деятельности важна организация, как индивидуальной проектной работы, так и коллективной. В работе с дошкольниками также нужно проводить коллективную проектную работу, в ходе которой формируются навыки сотрудничества, где каждый воспитанник включается в определенный этап работы, повышается мотивация и познавательная активность дошкольников, что положительно влияет на качество выполнения проекта.
Реализация проектной деятельности в образовательном учреждении с детьми должна базироваться на таких педагогических принципах, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Проектная деятельность также представляет собой вид педагогической работы, которая востребована в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в работе дошкольных образовательных организаций. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) регламентирует содержание и структуру основной образовательной программы дошкольного образования. Она должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей (познавательное, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное, речевое развитие, в соответствии с возрастными особенностями и возможностями детей и сферой их интересов. Проектная деятельность полностью отвечает данному требованию и способствует, усилению направленности современной государственной политики в области дошкольного образования на создание условий для обеспечения доступности и качества дошкольного образования.
Проектная деятельность также может рассматриваться как одна из здоровьесберегающих технологий, исходя из подвижности и двигательной активности детей, способствующих снятию усталости и повышению мотивации к обучению при реализации выполнения проектных задач. Поэтому учебно-воспитательная деятельность педагога еще и отвечает за сохранение здоровья детей в процессе обучения.
Подводя итоги проектной деятельности можно сделать выводы:
-использование в образовательном процессе метода проектной деятельности способствует всестороннему развитию воспитанников, позволяет им в дальнейшем успешно осваивать основную образовательную программу начального общего образования, обеспечивает полноценную адаптацию ребенка к школе;
-проектная деятельность активно влияет на формирование коммуникативных умений, которые необходимы как дошкольнику, так и учащимся школ. Умение слушать, грамотно излагать свои мысли, выстраивать диалог;
-проектная деятельность позволяет установить контакт между воспитателем и родителями своих воспитанников, а также сплотить близких друг другу людей единой целью, которая заложена в тематике проекта;
Проекты в дошкольном образовании интегрируют воспитательно-образовательный процесс и позволяют повысить самостоятельность, целеустремленность детей, способствуют развитию творческого мышления, умственных способностей ребенка, инициирует в детях самостоятельный поиск информации об интересующих предметах и явлениях окружающего мира и использование этой информации для создания новых продуктов и объектов действительности.
Таким образом, проведении проектной деятельности происходит взаимное обогащение всех участников образовательного процесса; расширяется кругозор, словарный запас, формируется целеустремленность, настойчивость в достижении поставленной цели, отрабатываются навыки поисковой деятельности.