Светлана Владимировна Мосина
Проектная деятельность по экологии в старшей группе ДОУ «Морские обитатели Сахалинской области»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта:
«Морские обитатели Сахалинской области»
Продолжительность проекта: 2, 5 недели (с 1 по 18 декабря 2020 года)
Тип проекта: исследовательско – познавательный,экологический.
Участники проекта: дети старшей группы ДОУ, воспитатели и родители.
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Способ реализации: групповой.
Публикация «Проектная деятельность по экологии в старшей группе ДОУ „Морские обитатели Сахалинской области“» размещена в разделах
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Сахалинская область
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2021
Постановка проблемы, актуальность
Наблюдалась недостаточная осведомлённость детей о морских животных, которые обитают в море, омывающем наш остров Сахалин.
Реализация данного проекта важна для всех участников: детей, родителей и воспитателей. В наше современное время мало внимания уделяется проблемам экологического воспитания и формированию нравственных ценностей детей. Данный проект даёт дошкольникам представления о том, что вода в Охотском море очень холодная, поэтому не все известные им морские обитатели там водятся, а некоторые морские животные встречаются только в нашем регионе и имеют довольно крупные размеры.
Цель проекта
формировать и углублять представления детей о морских обитателях нашей области, посредством применения детьми интеграции фактических знаний и приобретение новых знаний путём самообразования.
Задачи
- создавать условия для познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста;
- формировать у детей исследовательские навыки (интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое);
- способствовать развитию познавательной мотивации детей с помощью проблемной ситуации;
- развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной деятельности;
- дать представления о многообразии морских животных, населяющих воды Охотского и Японского морей и Татарского пролива;
- расширять, обобщать и систематизировать знания детей о морских обитателях Сахалинской области;
- воспитывать бережное отношение к морским животным.
Методы и формы работы направлены на реализацию задач проекта: беседы, составление рассказов, в форме НОД, в самостоятельной, свободной и совместной с педагогом и родителями деятельности детей, самостоятельный сбор информации детьми об интересных фактах из жизни морских обитателей, рассматривание картинок, фотографий, иллюстраций и энциклопедий, просмотр видеофильмов о жизни морских животных, чтение художественной литературы, размещение дополнительного материала по теме исследования для родителей.
Ожидаемые результаты. Дети расширят и обогатят знания и представления об особенностях существования морских животных; у них разовьётся познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое, мотивационная активность (поиск информации в энциклопедиях, книгах и других литературных источниках, с помощью сети Интернет, просмотр мультфильмов по теме). Педагоги - повышение педагогического мастерства по формированию у детей представлений об особенностях разных видов животных (способах их питания и передвижения и т. д., по применению в работе метода проектов, умение поддерживать на протяжении всей проектно – исследовательской деятельности детский интерес, любознательность, инициативность и познавательную активность. Для родителей – вызвать интерес к совместной деятельности.
Этапы проектной деятельности:
1. Предварительный (1 декабря – 4 декабря 2020 г.).
На этом этапе большое внимание уделялось совершенствованию предметно - развивающей среды, осуществлялась постановка проблемы, были определены задачи и разработано содержание образовательно - воспитательного процесса, происходил мониторинг знаний детей по теме проекта, беседы с родителями, их ознакомление с целями и содержанием проектно – исследовательской деятельности, составление плана исследовательской работы, подбор и изучение методической и художественной литературы по теме, подготовка материалов, в том числе с интернет – ресурса (подбор картинок и фотографий морских обитателей нашего региона, видеофильмов по теме исследования).
2. Основной этап (7 декабря – 14 декабря 2020 г.).
На этом этапе происходило проектирование (планирование) действий детьми под руководством воспитателя, который помогает в постановке цели, корректирует работу детей, но не навязывает своё видение решения задачи; осуществляется совместная деятельность между всеми участниками проектной деятельности.
Работа с детьми: поиск информации и интересных сведений о морских обитателях Сахалинской области. Дошкольники собирают, уточняют и анализируют собранную информацию о морских животных, их особенностях, местах обитания и способах их питания; ставят задачи и находят пути их решения; формулируют выводы. Просматривание подготовленных видеороликов и видеофильмов по теме проекта, о морских растениях, птицах и животных, чем питаются, где обитают, об особенностях их жизнедеятельности и интересных, не знакомых ранее фактах. Разучивание физкультминуток и подвижных игр на морскую тематику (двигательная активность).
Работа с родителями. Помощь детям в сборе нужной информации по данной теме, беседы с детьми, разучивание загадок и стихотворений о морских животных и птицах, чтение художественной литературы, изготовление поделок и совместных рисунков, помощь в составлении детьми рассказов.
Чтение художественной литературы, энциклопедий, просмотр видеороликов по теме исследования («Отрастает ли у камчатских крабов потерянная в драке клешня?», «Как зимуют морские котики и тюлени?», «Кайры и чайки», «Чем полезен калан?», «Всё про сахалинскую креветку», «Двустворчатые моллюски», «Разнообразие морских водорослей», «Как питаются кораллы?», «Почему у крабов сердце в голове, а рот взади?», «Морские ежи и морские звёзды», «Осьминоги и кальмары», «Чем опасны медузы», «Рыбы семейства лососевые», «Как едят киты» и др.).
Большое влияние на детей оказал просмотр документального короткометражного фильма, который направлен на привлечение внимания людей к проблемам экологии (от выброшенного в море мусора и разлитой нефти страдают и погибают морские животные).
Продуктивная деятельность. Рисование «Разные виды рыб семейства лососевые», «Камчатские крабы»; рисунки морских обитателей, совместные с родителями. Ручной труд «Нашествие крабов». Лепка «Крабы», «Осьминоги».
3. Заключительный этап (15 – 18 декабря 2020 г.).
На этом этапе происходило подведение итогов и показ результатов работы по проектной деятельности. Рефлексия, в ходе которой дети показали новые знания и умения по теме исследовательского проекта: они рассказали, что для них было более интересным в ходе работы, что вызывало трудности и как их преодолевали. Итоговые мероприятия - показ открытого занятия (НОД) для воспитателей и специалистов ДОУ (18.12.2020) и презентация работы. (выставка детской продуктивной деятельности: рисунки, лепка и поделки морских обитателей Сахалинской области исследования. Создание детьми с помощью воспитателя альбома «Морские животные нашей области». В рамках экологической акции «Сохрани море чистым – спаси животных!» был организован конкурс рисунков, в которых дети выражали свой призыв для взрослых.