ольга плотникова
Проектная деятельность по формированию ОБЖ с детьми среднего дошкольного возраста «Мой дом — моя безопасность»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровой проект «Мой дом - моя безопасность!»
Организация работы по обучению детей правилам безопасного поведения должна осуществляться с учётом возрастных возможностей детей. В среднем дошкольном возрасте воспитатель создаёт условия для активной совместной деятельности, организуя сюжетно-ролевые игры, игры-экспериментирования, дидактические игры по данному направлению.
Публикация «Проектная деятельность по формированию ОБЖ с детьми среднего дошкольного возраста „Мой дом — моя безопасность“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Дом, дома. Проекты
- Проекты
- Темочки
Наиболее продуктивным в обучении дошкольников навыкам безопасного поведения является метод проектов, основанный на сотрудничестве детей, родителей и педагогов ДОО. Для осуществления проектной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста можно использовать краткосрочные игровые мини-проекты. Принимая участие в проекте, ребёнок ощущает себя активным субъектом происходящего и приобретает необходимые ему практические навыки.
Хочется надеяться, что совместная деятельность взрослых и детей, организованная в ходе реализации проекта, даст положительные результаты и поможет предотвратить опасные ситуации в жизни!
Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели).
Тип проекта : игровой.
Участники проекта : дети средней группы, воспитатель, специалисты ДОО, родители воспитанников.
Проблема.
Поведение детей дошкольного возраста зачастую сопряжено с возникновением опасных ситуаций. Это связано с психофизиологическими особенностями детей, неспособностью оценить реальный уровень возникающей опасности и неготовностью предотвратить причины её возникновения, недостаточным контролем со стороны взрослых. Таким образом, главная задача взрослых – подготовить и обучить ребёнка адекватным осознанным действиям в различных опасных ситуациях.
Было проведено анкетирование родителей воспитанников среднего дошкольного возраста (в опросе приняли участие 20 родителей) с целью выяснения заинтересованности родителей проблемой ознакомления детей с правилами безопасного поведения.
По результатам анкетирования приоритетными направлениями по обучению детей основам безопасного поведения были определены: правила безопасного поведения в быту.
Выяснилось, что ведущую роль в подготовке детей к возможной встрече с опасностями в первую очередь должны играть родители, а затем уже педагоги и другие специалисты.
Для ознакомления детей с правилами безопасности родители в основном проводили беседы, игры, читали сказки.
Родители воспитанников единодушно ответили, что им необходима помощь со стороны педагогов ДОО в ознакомлении ребёнка с правилами безопасного поведения.
Среди предложенных форм ознакомления детей с правилами безопасного поведения родители отдали предпочтение совместному детско-родительскому проекту.
Полученные результаты подтвердили вывод о необходимости проведения специально организованной работы, направленной на формирование навыков безопасного поведения в быту.
Таким образом, учитывая мнение и пожелания родителей воспитанников, была определена тема проектной деятельности с воспитанниками среднего дошкольного возраста по данному направлению.
Цель: создать условия для формирования представлений у воспитанников среднего дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности в быту. Задачи.
1. Ознакомить детей с простейшими способами безопасного поведения в опасных ситуациях в быту.
2. Сформировать навыки безопасного поведения в различных неожиданных ситуациях в быту, в условиях специально организованной (игровой) и самостоятельной деятельности детей.
3. Развивать коммуникативные навыки детей.
4. Обеспечить активность каждого ребёнка при освоении правил безопасного поведения.
5. Повысить уровень вовлечённости родителей воспитанников в проектную деятельность ДОО.
Предполагаемый результат:
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к опасным ситуациям в быту;
- развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения в быту;
- сплочение детского коллектива;
- развитие интереса к коллективной, командной работе с детьми, коллегами и родителями (со всеми участниками воспитательного процесса);
- повышение уровня активности родителей в сотрудничестве с ДОО.
Роль родителей в организации проекта :
- включённость в проект и заинтересованность в оформлении памяток по безопасности, участие в детско-родительском собрании “Мой дом – моя безопасность”.
Работа с воспитателем:
- помощь в реализации проекта, совместное проведение итогового мероприятия.
Продукт проектной деятельности : коллективная работа воспитанников – коллаж “Безопасные- опасные предметы дома”.
Форма проведения итогового мероприятия: совместное детско-родительское собрание “Мой дом – моя безопасность”.
Презентация деятельности воспитанников, конкурсы для родителей и детей.
Организация игровой проектной деятельности
Этапы проектной работы Задачи этапа Содержание проектной деятельности Продукт проектной деятельности
1 этап
Погружение в проект 1. Обозначить и ввести проблемную ситуацию.
2. Вызвать интерес детей к обозначенной проблемной ситуации.
3. Принять проблемную ситуацию. 1. Введение игровой проблемной ситуации.
2. Изучение осведомлённости воспитанников по проблеме.
3. Проблемно-игровая ситуация “Что мы знаем об опасных предметах?”.
4. Анкетирование родителей. Объявление для родителей, обработка анкет
2 этап
Организация деятельности 1. Определить направления деятельности по решению проблемы.
2. Разработать план реализации проекта. 1. Дидактическая игра “Раз, два, три, что может быть опасно – найди”.
2. Проблемно-игровая ситуация “Электроприборы дома”.
3. Проблемно-игровая ситуация “Помоги Незнайке”.
Оформление памяток по безопасному поведению, папка-передвижка “Если ребёнок дома один”
3 этап
Осуществление деятельности 1. Расширить представления детей об основных источниках и видах опасности в быту, в общении с незнакомыми людьми.
2. Привить навыки работы в группе.
3. Способствовать развитию коммуникативных навыков дошкольников. 1. Разгадывание загадок об опасных предметах.
2. Дидактическая игра “Что спрятано?”
3. Чтение рассказа Е. Казакова “Чик-чик ножницами”
4. Чтение стихотворения М. Тахистовой “На кухне”
5. Проблемно-игровая ситуация “Опасный огонь”
6. Просмотр мультфильма “Кошкин дом”
13. Игра-тренинг с телефоном “Звоним 01”
14. Моделирование ситуаций:
“Один дома”, “Мама ушла в магазин, мы остались одни…” Выполнение коллективной работы – коллаж “опасные- не опасные предметы дома”, оформление выставки совместных детско- родительских работ
4 этап
Презентация результатов 1. Способствовать сплочению детского коллектива, оптимизации детско-родительских отношений.
2. Закрепить навыки выполнения основных правил безопасного поведения в быту, в общении с незнакомыми людьми
3. Привлечь родителей воспитанников к участию в проектной деятельности. Конкурсы для детей и их родителей. Проведение детско-родительского собрания на тему: “Мой дом – моя безопасность”
Литература
1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность : Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : “Детство-Пресс”, 2011.
2. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М. : Мозаика-Синтез, 2011.
3. Деркунская В. А., Гусарова Т. Г., Новицкая В. А., Римашевская Л. С. Образовательная область “Безопасность”. Как работать по программе “Детство” : Учебно-методическое пособие/ науч. ред. А. Г. Гогоберидзе. – СПб. : ООО “Издательство “Детство-Пресс”, М. : ТЦ “Сфера”, 2012.
4. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. – СПб. : ООО “Издательство “Детство-Пресс”, 2011.