Ирина Лавришина
Познавательный проект деятельности по ОБЖ с детьми старшего дошкольного возраста «Безопасность дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию проект деятельности с детьми старшего возраста по ОБЖ на тему "Безопасность дома", который прошел в группе в октябре месяце.
Вид проекта: познавательный
Сроки реализации проекта: краткосрочный – 2 недели октября.
Участники проекта: дети подготовительной группы, педагоги, родители воспитанников.
Постановка проблемы:
Публикация «Познавательный проект деятельности по ОБЖ с детьми старшего дошкольного возраста „Безопасность дома“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
У большинства детей старшего возраста не сформировано навыки осознанного, правильного поведения в быту, позволяющее избегать опасные ситуации дома.
Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Сформировалась проблема: у детей отсутствуют знания о безопасном поведении дома.
Вопросы к детям по предлагаемому проекту:
- какие источники опасности для жизни и здоровья дома вам знакомы?
- какие предметы требуют осторожного обращения?
- назовите правила пользования электроприборами?
- можно ли играть на кухне?
- можно ли брать без спроса лекарства?
- что случится, если не закрыть кран с водой?
- от чего дома может возникнуть пожар?
- что делать, если вдруг запахло дымом?
-как себя поведете, если возник пожар?
-что делать, если в дверь квартиры кто-то позвонил?
- как отвечать на телефонный звонок, что можно говорить, а что нельзя?
Актуальность.
Безопасность наших детей представляет серьезную проблему современного мира. Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наши квартиры, до отказа заполнены различной бытовой техникой, химией и медикаментами, а также всевозможными предметами представляющими интерес для малышей, но в то же время несущие в себе опасность для их здоровья. Поэтому, привитие детям дошкольного возраста навыков безопасного поведения, основ личной безопасности весьма актуальная проблема на сегодняшний день. И прививать их надо как можно раньше. Дошколята не понимают, что для них безопасно, а что нет. Таким образом, наша задача - рассказать им об этом и показать. Цель "безопасного" воспитания дошкольника - внушить уверенность в его возможностях, в том, что если он будет строго соблюдать правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, то найдет из нее выход. Обучить детей безопасному поведению - это значит приучить их к определенному образу жизни.
Цель проекта: учить детей избегать дома ситуаций, опасных для жизни и здоровья; формировать умение правильно себя вести в опасных ситуациях; создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах безопасного поведения дома.
Задачи проекта:
- сформировать у дошкольников представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту;
-формировать навыки безопасного обращения с колющими и режущими предметами;
- формировать навыки безопасного поведения с огнем, навыки поведения при пожаре;
- формировать умение адекватно вести себя в различных ситуациях, которые могут быть опасны;
- научить соблюдать определенные правила поведения дома;
- развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность;
- расширить словарный запас детей по теме безопасности в быту;
- развивать любознательность, память, логическое мышление;
- развивать познавательный интерес, желание получать новые знания из книг;
- упражнять в отгадывании загадок; закрепить умение внимательно слушать и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
- закрепить навык раскрашивания контурного изображения предметов, навык рисования знакомых предметов;
- расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения в домашних условиях;
- привлекать родителей к сбору материала для проекта;
- развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал;
- пополнить предметно развивающую среду Лепбуком «Безопасность дома», дидактическими и настольными играми, библиотечку книгами.
Ожидаемый (прогнозируемый) результат проектной деятельности:
Для детей:
- дети умеют обращаться с электроприборами; предметами, требующими осторожного обращения;
- дети знают как правильно вести себя в ситуации, когда они остались одини дома; знают номера тревожных телефонов, родителей;
- умеют решать предложенные задачи в совместной деятельности;
- у дошкольников развивита осознание своего здоровьесберегающего поведения.
Для педагогов:
- реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте;
-повышение уровня знаний детей по теме "Безопасность дошкольника. Один дома"
Для родителей:
-развитие интереса к формированию основ безопасного поведения детей дома;
-повышение грамотности родителей в вопросах детской безопасности;
-формирование чувства ответственности за жизнь ребенка.
Формы и методы работы:
познавательные занятия, викторина, рассматривание иллюстраций, беседы, обыгрывание проблемных ситуаций, чтение познавательной и художественной литературы, дидактические игры, детское художественное творчество, самостоятельная деятельность детей, тренинги.
Этапы реализации проекта:
Первый этап - подготовительный:
- определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата;
- изучение методической литературы;
- создание предметно - развивающей среды;
- подбор литературных произведений;
- подбор демонстрационного материала по теме, альбомов;
- разработка НОД по теме, проблемных ситуаций, тренинга;
- подбор дидактических игр;
- информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к сотрудничеству;
- папка-передвижка «Внимание! Ребенок один дома».
Содержание работы с детьми:
- опрос детей по проблеме;
- рассматривание иллюстраций;
- беседы;
- разыгрывание проблемных ситуаций.
Содержание работы с родителями:
- беседы с родителями с целью выяснения их знаний о безопасном поведении детей дома;
- вовлечение родителей в процесс сбора материала по теме проекта;
- обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
- помощь в пополнении предметно-развивающей среды;
- консультация «Основы безопасности для детей дошкольного возраста».
Второй этап - реализация проекта:
Работа с детьми:
проводится на протяжении двух недель по темам.
Тема: "Ребёнок дома. Осторожен будь с водой"
Цель: объяснить детям, какие ситуации могут возникнуть дома, как правильно действовать в этих ситуациях, как их можно избежать.
- беседа «Поплотнее кран закрой – осторожен будь с водой»;
- чтение художественной литературы - сказка «Наводнение в кукольном домике». Т. А. Шорыгина;
- моделирование ситуации «Что будет, если не выключить кран с водой»;
- составление рассказов на тему «Что было бы, если бы?»;
- видеозапись «Аркадий Паровозов спешит на помощь»;
- продуктивная деятельность (рисование) плаката «Поплотнее кран закрой –осторожен будь с водой».
Тема: ««Домашние вещи могут быть опасными. Электроприборы в доме».
Цель: закреплять у детей представление об электроприборах, об их значении для людей, о правилах пользования ими.
- беседа «Ток бежит по проводам», «Что работает от электричества?»;
- рассматривание иллюстраций и картинок;
- чтение художественной литературы - сказка «Проводок» Т. А. Шорыгина;
- загадки об электроприборах;
- видеозапись «Аркадий Паровозов спешит на помощь»;
- составление правил безопасности при использовании электричества;
- обыгрывание ситуации «Что случится, если забудешь выключить дома утюг»;
- составление рассказов об электроприборах и о том, как ими пользоваться;
- дидактические игры «Правильно-неправильно», «Четвертый лишний»;
- сюжетно-ролевая игра «Магазин электроприбор»;
- продуктивная деятельность (рисование) «Электроприборы».
Тема: «Кухня не место для игр!»
Цель: формировать представление о предметах, которыми категорически запрещается пользоваться: спички, газовые плиты.
- беседы: «Огонь бывает разный», «Что любит огонь», «Причины пожара», «Что делать, если начался пожар?», «Чем опасен дым?»
- ситуативный разговор: «Пожароопасные предметы», «Пожар в квартире», «Опасные ситуации при украшении новогодней ёлки»;
- тренинг «Вызов пожарных «01», «Вызов газовой службы «04», «Дыши через повязку», «Действия при пожаре»;
- рассматривание плакатов, альбомов по теме;
- дидактические игры: «Профессии», «Горит – не горит», «Разложи иллюстрации по порядку»,
- чтение художественной литературы: Г. -Х. Андерсен «Сказка про спички», С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», С. Михалков «Пожарные собаки»; сказка «Бумажный самолетик», «Любопытный самолетик» Т. А. Шорыгина;
- знакомство с пословицами «Водой пожар тушат, а умом предотвращают», «Спички – не игрушка, огонь не забава», «Где огонь, там и дым»;
- видеозапись «Аркадий Паровозов спешит на помощь»;
- продуктивная деятельность: конструирование «Пожарная машина», рисование «Огонь злой, огонь – добрый»;
- сюжетно – ролевые игры «Спасатели», «Пожарные»;
- составление творческих рассказов «Что случиться, если…», «Как я спасал куклу от пожара».
Тема: «В мире опасных предметов. Инструменты».
Цель: формирование представлений об опасных для жизни предметах, которые встречаются в быту; обучение правильному обращению с ножницами, иголкой ножом.
- беседа «Кто дома строит, пилит, забивает гвозди», «Кто дома шьёт, вяжет», «Полезные вещи – молоток и клещи», «Мир опасных предметов», «Какой вред могут причинить предметы для рукоделия, если неправильно их хранить», о мелких предметах (пуговицы, горошинки, бусинки, гвоздики);
- чтение художественной литературы - сказка «Данилка и пилка» Т. Шорыгина, стихотворения «Опасные ситуации», Н. Носов «Заплатка», загадки про предметы рукоделия;
- вечер загадок «Предметы разные – опасные и безопасные»;
- заучивание пословиц «Каждой вещи – своё место», «У мастера Ивана – золотые руки», «Дело мастера боится!»;
- дидактические игры «Четвёртый лишний», «Найди и назови инструменты», «Что будет, если…», «Что нужно маме для рукоделия», «Как избежать неприятностей»;
- экскурсия на пищеблок (наблюдение за работой повара ножом и тёркой);
- наблюдение дома за работой папы, дедушки;
- видеозапись «Аркадий Паровозов спешит на помощь»;
- продуктивная деятельность (рисование) «Инструменты», раскрашивание раскрасок, работа с шаблонами.
Тема: «Запомните детки, таблетки – не конфетки».
Цель: дать детям представление о таблетках, их пользе и вреде.
- беседа «Лекарство – не игрушка», «Витамины и здоровье»;
- чтение художественной литературы - Г. Блинов «Непослушный Стобед рассказывает сказку», К. И. Чуковский «Доктор Айболит», сказка «Неосторожная Резвушка» Т. Шорыгина;
- отгадывание загадок на эту тему;
- дидактические игры «Угадай на вкус», "Полезные продукты";
- рассматривание иллюстраций в журналах, книгах о работе врача;
- моделирование ситуации «На приёме у доктора»;
- видеозапись «Аркадий Паровозов спешит на помощь»;
- продуктивная деятельность (рисование): пузырек с микстурой, витамины и шкафчик, где хранятся лекарства, аппликация «Витамины»;
- сюжетно-ролевая игра "Аптека".
Тема: «Если дома взрослых нет, не веди ни с кем бесед…».
Цель: научить детей правильно вести себя в ситуации, когда они остались одини дома; знать номера тревожных телефонов, родителей.
- беседа «Мой дом – моя крепость», «Не открывай дверь чужим людям», «Почему незнакомец может быть опасным»;
- моделирование ситуации «Что будет, если…», «Какое настроение, определи», «Незнакомец за дверью»;
- чтение художественной литературы - русская народная сказка «Колобок», «Кот, Лиса и Петух»; главы из сказки А. Толстого «Приключения Буратино», «Аленький цветочек» С. Т. Аксаков, сказка «Лиса в заячьей шкуре» Т. А. Шорыгина;
- настольный театр «Три поросёнка», «Волк и 7 козлят»;
- заучивание стихотворения «Не открывай чужим людям» Г. Шалаева;
- видеозапись «Аркадий Паровозов спешит на помощь»;
- игра с мячом «Свой. Чужой. Знакомый»;
- составление рассказов на тему «Новый приятель»;
- моделирование ситуаций «Я знаю, как набрать номер маминого телефона»;
- тренинг - вызов скорой помощи «03», службы газа «04», полиции «02», пожарной «01»;
- продуктивная деятельность (рисование) "Портрет незнакомца".
Работа с родителями:
- консультации для родителей «Внимание. Ребенок один дома»
- памятка для родителей «Обеспечение безопасности детей»;
- знакомство с пословицами, поговорками;
- совместное чтение родителей и детей произведений, разучивание стихотворений;
- составление рассказов на тему «Что случится если…;
- рисование совместно с детьми на тему «Безопасность дома».
Третий этап - итоговый:
- итоговое мероприятие
- оформление альбома совместного творчества детей и родителей по теме «Безопасность дома»;
- оформление стенда по ОБЖ для родителей;
- создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление лепбука «Безопасность дома»; макета «Пожарный щит».
- подведение итогов реализации проекта;
- оформление портфолио проекта.
Результаты проектной деятельности:
- сформированы у дошкольников представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту;
- сформированы умения адекватно вести себя в различных ситуациях, которые могут быть опасны;
- сформированы определенные правила поведения дома;
- способны делать выводы;
- расширен словарный запас детей по теме безопасность в быту;
- развит познавательный интерес, желание получать новые знания;
- расширилась педагогическая грамотность родителей по вопросам безопасного поведения в домашних условиях;
- привлечены родители к сбору материала для проекта.
СПАСИБО!