Элла Прокопенко
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Осенний калейдоскоп»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Осенний калейдоскоп».
Проект по социально-коммуникативному, познавательному, художественно-эстетическому, речевому, физическому развитию детей направленный на психическое и физическое развитие детей старшей группы.
Разработали: Прокопенко Э. Г.
Цитата по теме:
Публикация «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста „Осенний калейдоскоп“» размещена в разделах
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Актуальность проблемы: данной темы состоит в том, что у многих детей старшего дошкольного возраста не сформировано целостного восприятия осени как времени года. Их знания и представления об осенних изменениях в природе отрывочны, противоречивы и поверхностны. Данная тема требует, на мой взгляд, длительного, систематического и всестороннего изучения. Поэтому был разработан и применен в практической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста данный проект, «Осенний калейдоскоп» Тема проекта : «Осенний калейдоскоп»
Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста целостной картины осеннего времени года.
Задачи:
1. систематизировать знания детей по теме «Краски осени».
2. формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными явлениями и объектами живой и не живой природы.
3. расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы.
4. развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников, чтение художественной литературы.
5. расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем.
6. развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения.
7. способствовать развитию памяти, восприятия.
8. воспитывать у детей бережное отношение к природе.
9. Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации; развивать творческие способности.
10. Способствовать углублению детско – родительских отношений, социального партнерства между педагогами и родителями.
Новизна проекта состоит :
Новизна проекта заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. В проект включены все ОО : деятельность их интегрируема.
Период проведения проекта в рамках перспективно-тематического планирования блок «Краски осени» темы «Осень», «Овощи», «Фрукты»,»Хлеб», «Перелетные птицы». Сроки реализации с 11.09 по 13.10.2017 года.
Материал и техническое обеспечение:
Подбор методического, художественного материала, наглядная информация для родителей, использование ИКТ, подбор материала для продуктивной деятельности, атрибуты к осеннему развлечению.
Участники проекта :
1. Дети и родители старшей группы (5лет).
2. Воспитатели: Э. Г. Прокопенко; С. В. Бабурова; М. А. Прохоренко, Л. А. Бойко
3. Дети подготовительной, средней группы.
Вид проекта : Фронтальный, социальный, краткосрочный. (5недель)
Тип проекта : творчески-информационный.
Методы: наглядный, практический, словесный,интерактивный.
Форма:
1. ситуативный диалог.
2. ознакомительная беседа с родителями и детьми на создание психологически-комфортной обстановки, рассчитанной на дифференцированный подход к каждому ребенку при реализации проекта;
-3. проведение НОД по данной направленности;
4. чтение стихов, рассказов по теме
5. творческая мастерская по изо-деятельности; (изготовление поделок к празднику)
6. дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры
7. проведение релаксационных пауз с использованием музыкальных средств во время режимных моментов;
8. выставки детских работ;
9. наглядная информация для родителей;
10. конкурсы «Международные творческие конкурсы»;
11. публикация в СМИ: статья «Вот она какая, Осень золотая»
в районную газету
12. организация и проведение осеннего праздника «Вот она какая, Осень золотая», «Нам года не беда!»
13. организация выставки творческих работ из природного материала «Дары осени»
Мероприятия (НОД, экскурсии, эксперименты, культурно -досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д…. ,но обязательно интегрируемые)
Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие:
Беседы:
«Что нам осень подарила» : Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов.
«Хлеб- всему голова» : ознакомление детей с процессом выращивания, сбора и приготовления хлеба. «Осень наступила» : учить детей в слове передавать красоту наблюдаемой природы в осеннее время; развивать коммуникативные способности; воспитывать умение любоваться родной природой.
«Кто улетает, а кто остается?» : Формировать представление о зимующих и перелетных птицах; закрепить умение находить и узнавать перелетных птиц; систематизировать представления и знания о перелетных птицах; учить правильно взаимодействовать с окружающим миром: вести себя так, чтобы не нанести вред
природе; учить делать выводы о том, как человек может беречь природу. «Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»,«Почему могут быть опасны старые, засохшие деревья?» : познакомить детей с правилами безопасного поведения в природе; воспитывать бережно относиться к окружающему миру.
Дидактические игры:
«Уточни признаки», «Чей листок», «Что растет в саду», «Что лишнее», «Я готовлю сам» : продолжать знакомить с признаками осеннего времени года; развивать связную речь, коммуникативные навыки, слуховое и зрительное внимание, мышление; совершенствовать грамматический строй речи; воспитывать любознательность. «Какая птица лишняя?» : закрепить знания о перелётных и зимующих птицах.
Подвижные игры:
«Собираем урожай»,«Мишки собирают шишки», «Привези урожай»,»Собери листочки» ,«В огороде пугало», «Мухоморчик- мухомор», «Гус- гуси» «: развивать двигательные, коммуникативные, творческие способности.
Сюжетно-ролевые игры:
«Овощной магазин» : научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей. «Ветеринарная клиника» : учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «ветеринарная клиника», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар». «Шоферы», игровая ситуация «Отвезем фрукты в магазин» : Закрепление знаний и умений о труде шофера, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду шофера. «Семья на прогулке в лесу» : Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.
Рассматривание
Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» : учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее основной замысел, выделять основные средства выразительности, использованные художником для создания поэтического образа природы. Развивать умение выражать в речи свои впечатления, выказывать эстетические суждения. Обогатить словарь детей словами, обозначающими эмоциональные состояния (радостное, взволнованное, восхищённое, праздничное, спокойное). Воспитывать интерес к произведениям живописи. Формировать эстетическое восприятие. Обобщать и систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе осенью. Рассматривание художественно-дидактических иллюстраций «От зерна до хлеба: продолжать учить внимательно рассматривать иллюстрации, понимать их содержания, высказывать свои суждения. Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» : совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана. Рассматривание сюжетной картины «Улетают птицы» : помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картине, придерживаясь плана.
Наблюдения
«Осень в гости к нам пришла» : акреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; формировать представление об осенних месяцах; учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время. «В гости к деревцам» : напомнить о деревьях растущих на участке; учить различать их по внешнему виду ствола, кроны, листьев; уточнить приметы осени, её признаки; развивать логическое мышление. «Во саду ли в огороде дружно поработаем» : активизировать познавательную деятельность, поддерживать стойкий интерес к наблюдениям; побуждать принимать активное участие в сборе урожая. «Провожаем пернатых друзей» : расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах. «Кто, кто в садик хлеб нам привез!» уточнять представления о работе водителей, управляющих разными видами машин; развивать познавательную деятельность; воспитывать интерес и уважение к работе взрослых:
Чтение художественной литературы:
Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок» : познакомить с автором и его произведением, воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам. К. Ушинский «Спор деревьев», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», Русская наародная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки» : познакомить с художественными произведениями, его авторами, учить последовательно и логично пересказывать литеоатурный текст, стараясь правильно строить предложения, А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» : помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.
Заучивание стихотворений к осеннему празднику : способствовать развитию эмоционально-выразительной речи, развитию правильной интонации, темпу, громкости, тембру, голоса; соответствию образцу речи взрослого.
«Загадки с грядки» : развивать познавательные способности детей, закрепить представление о характерных признаках осени, развивать мышление, воображение; воспитывать любовь к родному краю, чувство взаимопомощи; активизировать использование в речи детей названия овощей, фруктов, ягод, грибов; обогащать речь детей определениями и образными выражениями.
Художественно эстетическое развитие:
«Белый лебедь» :учить складывать из бумаги фигурку лебедя, развивать глазомер, аналитическое мышление. «Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду» :учить создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передавая разветвленность кроны фруктовых деревьев, изображать много золотых яблок. Развивать эстетическое восприятие, чувство композиции. Учить красиво располагать изображения на листе. «Огурцы и помидоры лежат на тарелке» : продолжать отрабатывать умение вырезывать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы способом закругления. Развивать координацию движения обеих рук. Закреплять умение аккуратно наклеивать изображения. «Красивые птички» :развивать эстетическое восприятие. Закреплять приемы лепки: раскатывание, оттягивание, сплющивание, прищипывание. Развивать творчество.
Прослушивание и пение песен на осеннею тематику : обучать детей выразительному пению, правильно передавать мелодию, прислушиваться к пению других детей.
Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Осенняя песнь»;А. Вивальди «Осень» : учить детей искусству «слышать музыку»; воспитывать чувства сопереживания ей; обогащать и активизировать словарный запас детей; прививать детям любовь к классической музыке, желание слушать её.
Творчество без границ. Организация выставки работ детей совместно с родителями «Дары осени» : способствовать созданию условий для развития творческого потенциала детей и их родителей в рамках культурно-образовательного пространства учреждения.
Проведение праздничного мероприятия «Здравствуй, осень золотая» : создать условия для развития творческой любознательности в процессе художественно-эстетической деятельности детей; учить детей выразительно исполнять песни и танцы, читать стихи; воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе; развивать творческие способности детей через театральную деятельность; формировать навыки поведения детей на мероприятии.
«Нам года не беда!» : развитие эмоциональной отзывчивости у детей от совместного с педагогами и родными проведения осеннего праздничного мероприятия.
Совместная деятельность детей и родителей :
- Конкурс творческих семейных поделок «Дары осени» https://11616.maam.ru/maps/news/199177.html
.-Привлечение родителей к подготовке осеннего праздничного мероприятия «Вот она какая, Осень золотая!» «Нам года не беда»(изготовление атрибутов). https://www.maam.ru/detskijsad/fototchet-nam-goda-ne-beda.html
-Наглядная информация для родителей «Осенняя папка-передвижка».
Ожидаемые результаты (продукт проекта)
Обобщились и систематизировались представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях; расширились представления детей о многообразии природных материалов и пользе осенних даров природы; развивалось умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, экскурсий, при рассматривании иллюстраций и картин художников; расширился и активизировался речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем мире; дети стали бережней относиться к окружающей их природе.
Список литературы:
- Рабочая программа по организации деятельности в старшей группе (5-6 лет)на период 2017 -2018 учебный год. Разработана на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под общей редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой, Составители: Прокопенко Э. Г.
-«Природа» Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2-7 лет Н. В. Дубровская Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2005
-«Времена года» комплексные занятия для детей 4-7 лет Л. Б. Фесюкова Харьков 2008
-«Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями» В. А. Дрязгунова Москва Просвяшение 1981
-«Экологическое воспитание в детском саду» О. А. соломенникова Мозаика-Синтез Москва 2005
-«Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкевич Санкт –Петербург «Детство-Пресс»
-«Словесные игры в детском саду» А. К. Бондаренко Москва «Просвещение» 1998
-«Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» Т. С. Комарова Москва «Просвящение» 1991
-«Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Р. И. Жуковская Москва «Просвещение» 1981