Надежда Потапова
Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды и воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание: материал поможет сформировать элементарные представления детей о свойствах воды и воздуха. Материал предназначен для детей 3-4 лет
Цель: расширение представлений о воде и воздухе и их свойствах.
Задачи: дать детям представление о воде и воздухе и их свойствах (запах,вкус,цвет);формировать умение сравнивать и анализировать; развивать логическое мышление; активизировать словарь детей.
Публикация «Опытно-экспериментальная деятельность „Свойства воды и воздуха“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Предварительная работа: загадывание загадок о воде, воздухе; рассматривание иллюстраций, беседы о воде и воздухе.
Оборудование:
Одноразовые стаканчики по два на каждого ребёнка, гуашь, кисточки, цветные трубочки, игрушки от киндера-сюрприза каждому участнику эксперимента; ванная с водой, бумажные кораблики- 4 шт. ; две удочки с магнитом; игрушки- фиксики, два болтика.
Ход экспериментальной деятельности
(Воспитатель находит коробку с болтиками и гайками.
Звучит музыка «А кто такие Фиксики?»
Из коробки появляются герои мультфильма, которые сообщают детям, что воздух, который повсюду окружал нас - исчез.)
Воспитатель. Да не может быть. Ребята поможем Фиксикам? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов : существует ли воздух и какими свойствами он обладает. Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, я предлагаю вам пойти в нашу лабораторию и, как настоящим ученым, провести опыты, чтобы узнать много интересного о воздухе. Вы согласны?
А что бы попасть в лабораторию необходимо отгадать загадку.
Воспитатель:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас! Что это?
Дети: Воздух!
Воспитатель: Воздух? А что это такое? Давайте проведем опыт. Сомнём лист бумаги и затолкаем его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузим стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достанем стакан и проверим, намокла ли в нем бумага?
Дети: Бумага в стакане остается сухой.
Воспитатель: Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. «Пустой» стакан полон воздуха. Воздух – не имеет размера и формы, но может заполнить любое пространство.
Вывод 1: Воздух существует!
Воспитатель: Ребята, а вы видели, этот воздух?
Дети: Нет.
Воспитатель: Если мы его не видим, значит он какой? Как иначе можно сказать.
Дети: Невидимый.
Воспитатель: Но мы можем его увидеть и почувствовать с помощью вот этих волшебных трубочек понаблюдаем, что же произойдет, если мы подуем в трубочку, подставив ладошку под струю воздуха.
А затем спрашивает: что они почувствовали, когда дули, откуда появился ветерок (выдохнули воздух, который перед этим вдохнули). Взрослый рассказывает, что воздух нужен человеку для дыхания, что он попадает внутрь человека при вдохе через рот или нос, что его можно не только почувствовать, но и увидеть. Для этого нужно подуть в трубочку, конец которой опущен в воду. Спрашивает, что увидели дети, откуда появились пузырьки и куда исчезли (это из трубочки выходит воздух; он легкий, поднимается через водичку вверх; когда весь выйдет, пузырьки тоже перестанут выходить).
А теперь давайте попробуем с помощью воздуха, который по нашим проведенным экспериментам действительно существует, отправим наши корабли в дальнее плавание.
Воспитатель вызывает несколько детей (по количеству приготовленных корабликов) и дети, дуя на свой кораблик, пытаются переместить его на противоположную сторону бассейна.
Воспитатель: (обращаясь к Фиксикам). Ну что, дорогие наши гости, убедили мы вас в том, что воздух никуда не исчезал?
Ребята, героям мультфильма так у нас понравилось, что они не хотят от нас уходить и просят показать еще им какой-нибудь опыт.
Детям загадывается загадка о воде.
Все говорят – она течет.
Все говорят – она играет.
Она всегда бежит вперед,
Но никуда не убегает. (вода)
Воспитатель:
Вы знаете, ребята, вода, как волшебница из сказок. Она может делать разные превращения. Хотели бы вы вместе с водичкой побывать волшебниками? (ответы)
Тогда отправляемся вновь в нашу лабораторию заниматься там волшебством.
Воспитатель показывает детям чистую воду в прозрачном стакане.
Воспитатель:
Ребята, какая вода у нас в стакане? (ответы детей)
Опыт : Опустите в стакан с водой предмет. Виден ли он? Да. Вывод -вода прозрачная.
Воспитатель:
Давайте внимательно рассмотрим, какая вода? Какого она цвета? Какие цвета вы знаете? (ответы детей) Вода не похожа ни на один цвет, у воды нет никакого цвета, значит она бесцветная. Давайте хором повторим слово "бесцветная".
Но мы с вами говорили, что вода-волшебница, она, оказывается, может менять свой цвет.
Опыт :У каждого из вас есть кисточка и гуашь. Предлагаю намочить кисточку, обмакнуть в гуашь и помешать кисточкой прозрачную воду в ваших стаканчиках. Что произошло с водой? (ответы)
Вода поменяла свой цвет : у кого-то она стала жёлтой, у кого-то зелёной, красной, синей.
Мы с вами узнали, что вода может менять свой цвет.
А теперь давайте посмотрим, что произойдет, если к этим цветам мы добавим второй цвет, например (предлагаю ребенку с желтой краской добавить в стакан немного синей краски) Получился (ответ ребенка)зеленый цвет, А вот если мы добавим к синей краске белый цвет-голубой, синюю воду подкрасим краской красного цвета получится – фиолетовая.
Воспитатель:
Пока мы с вами колдовали в нашей лаборатории с водой и красками наши герои упали в бассейн и превратились в болтики. Что же делать? Как же нам спасти Фиксиков не намочив рук? Нужно подумать…
Ребята, а скажите мне из какого материала болты? (Ответы детей). А какой предмет может притягивать металл? (Ответ детей)
Воспитатель предлагает детям с помощью удочки с магнитам достать болтики.
- А что бы их расколдовать, необходимо протереть их насухо. (Протирая полотенцем болты, воспитатель незаметно меняет их на игрушки- Фиксиков)
Воспитатель:
Понравилось вам заниматься волшебством? (ответы)
Следующий раз мы снова придём в лабораторию и узнаем, ещё что-нибудь интересное.