Энже Сунагатова
Проектная деятельность «Московский Кремль»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность «Московский Кремль»
Тип проекта : групповой, исследовательский, краткосрочный.
Участники проекта : дети, воспитатели ДОУ, родители группы.
Пояснительная записка.
Проект, разработан в рамках Программы "От рождения до школы", реализованный на базе подготовительной к школе группе.
Публикация «Проектная деятельность „Московский Кремль“» размещена в разделах
- Кремль, Спасская башня, Красная площадь
- Москва - столица России
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2023
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить <. > воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей, в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Разрабатывая свой проект, я основывалась на знаниях детей по главной столице нашего государства - Москве. И конечно его главной исторической достопримечательности – Московский Кремль.
Ожидаемые результаты проектной деятельности.
Закрепление знаний по символам государства Россия
Дети запомнят главные достопримечательности Москвы
Познакомятся с исторической основой создания Московского Кремля
Познакомятся и закрепят главные и отличительные особенности Московского Кремля
Срок реализации проекта : январь и февраль месяцы 2022 года.
Цели проекта :
Развитие творческих способностей воспитанников, совершенствование исполнительских умений и навыков;
Создание системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
Укрепление связи взаимодействия детского сада и семьи.
Воспитывать у детей чувство гордости за свой город, любовь к нему, желание сделать его ещё красивее.
Задачи проекта :
Привлечь внимание дошкольников к столице России – Москве, познакомить с историей города, его достопримечательностями.
Прививать любовь к русской культуре, языку, традициям; подводить к пониманию красоты, созданной руками людей.
Воспитывать любовь к Москве и России в целом, расширять кругозор, передавать знания об истории, достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за свой народ.
Формировать у детей исследовательские навыки (поиск информации в различных источниках).
Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.
Привлечь родителей в работу проекта.
Прививать практические умения и навыки, полученные воспитанниками на практических и теоретических занятиях.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап.
Диагностика детей - выявить уровень развития детей на заданную тему.
Вводная презентация – представить проект по всем блокам и обсудить предстоящую работу.
Основной этап (практическая деятельность)
Беседы:
«Моя Родина - Россия»;
«Дорогая моя столица»;
«Достопримечательности Москвы»;
«История создания Москвы»;
«Главный символ Москвы - Кремль»;
«Что мы знаем о Кремле»;
«Кремлевские достопримечательности»;
«Что ты знаешь о Москве?»;
«Что ты знаешь о Кремле?»
Практические занятия с детьми:
Художественно – эстетическое развитие. Лепка, аппликация, рисование. «Знакомые башни Кремля» (рисование);
«Достопримечательности Москвы» (рисование);
«Сотвори свою Кремлевскую башню» (лепка);
«Кремль у нас в группе» (аппликация, лепка)
Познавательное развитие.
Презентации для детей «Московский Кремль»
Викторина для детей «Как я знаю Москву и Кремль»
Физическое развитие
Спортивно – досуговое развлечение для детей и родителей «Зарница в Кремле»
Работа с родителями
Проведение спортивного досуга: «Зарница в Кремле»
Заключение.
Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта :
- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
- родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей;
- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.
Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.
В дальнейшем буду продолжать работу по данной теме. Планирую разработать программу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников; пополнять предметно-развивающую среду в группе.
Приложение № 1
«Зарница в Кремле»
Цели:
• воспитание патриотических чувств у детей и родителей, сплочение семьи
• воспитывать чувство товарищества, дружбы, коллективизма
• способствовать развитию воли, смелости, находчивости, выносливости
• Закрепить и обобщить знания детей о родном городе-Москве.
• Воспитывать у детей чувство гордости за свой город, любовь к нему, желание сделать его ещё красивее.
Задачи:
• закреплять умения и навыки в ориентировании на месте
• прививать практические умения и навыки
Ход мероприятия
Дети с родителями делятся на две команды, равные по числу участников. Каждая команда подучает конверт соответствующего цвета. В конверте лежат эмблемы с названием команды и речевка.
1 команда - «Радуга»; девиз «Мы как радуги цвета, неразлучны никогда»
2 команда – «Дружба»; девиз «Дружба и успех! Мы победим сегодня всех!»
Ведущий: а теперь друзья и гости давайте поприветствуем наши команды. Каждая команда, по очереди выходит и громко читает свою речевку. Затем, тоже самое делает другая команда.
Молодцы, команды. А, теперь начинаются наши соревнования-испытания. Запомните главное, у первой команды цвет всегда красный, а у второй-синий. Итак, команды готовы? (Да)
Тогда свое первое задание вы получите, когда отгадаете загадку:
Белая комнатка на красных столбиках стоит. (Аист)
Отгадав загадку, вы найдете там свой конверт и узнаете задание.
Задание в конвертах: выбрать из картинок только достопримечательности Москвы.
Достопримечательности Москвы :
Московский Кремль Исаакиевский собор
Покровский собор (храм Василия блаженного) Медный всадник
Красная площадь и Спасская башня Дворцовая площадь
Царь-пушка и царь-колокол Государственный Эрмитаж
Большой театр Петропавловская крепость
Площадь Европы Храм Спаса-на -Крови
Мемориальный комплекс на Поклонной горе Зимний дворец
Третьяковская галерея Невский проспект
Москва-река и Крымский мост Петергоф
Храм Христа спасителя Мариинский театр
Московский государственный университет (МГУ) Казанский собор
Останкинская башня Здание Смольного
Памятник Пушкину на Пушкинской площади Павловск
Дом правительства Летний сад
Московский цирк Аврора
Центральный парк имени Горького Александровская колонна
Ведущий: молодцы, справились с заданием просто на отлично. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать части от одного большого общего пазла. Каждая команда должна собрать не меньше 30 частей. За каждое выигранное задание команда получит 5 части, а проигравшая только 2.
Ведущий: а теперь идем дальше. Следующая загадка:
Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовет обедать, крошек отведать. (кормушка)
В обоих конвертах лежит задание ответить на вопросы воспитателя.
Вопросы:
1. Сколько башен у Кремля? (20)
2. Сколько раз перестраивали Кремль? (4)
3. Какой исторический деятель первый возвел Кремль? (Юрий Долгорукий в 1156 году)
4. Кто перестроил после пожара в 1337 году деревянный Кремль? (в 1339 году ее перестроил Иван Колита)
5. Кто перестроил из деревянного в белокаменный Кремль? (в 1367 году Дмитрий Донской)
6. Кто построил последний Кремль с его красными кирпичными стенами? (в 1485 при Иване 3 Васильевиче, по прозвищу грозный)
7. По очереди называем башни Кремля. Кутафья, Троицкая, Комендантская, Оружейная, Боровицкая, Водовзодная, Средняя арсенальная, Благовещенская, Тайницкая, Первая Безымянная, Вторая Безымянная, Петровская, Беклемишевская, Константино-Еленинская, Набатная, Царская, Спасская, Сенатская, Никольская, Угловая, арсенальная.
8. А теперь также по очереди назовите мне музеи Кремля. Оружейная палата, Успенский собор, Благовещенский собор, Архангельский собор, Патриарший дворец с церковью Двенадцати Апостолов и выставочный зал в Одностолпной палате, Церковь Ризположения, Колокольня Ивана Великого и Филарета пристройка.
9. Назовите все площади Кремля. Соборная площадь, Ивановская, Сенатная.
Ведущая: Какие молодцы и сколько всего знаете. Но пора отправляться дальше. Следующее задание нас ждет там, где отгадка на загадку.
Есть на свете сладкий дом,
Садом пахнет в доме том.
А жильцы, жужжат от радости,
В домик свой приносят сладости,
Угощая нас потом.
Угадайте - что за дом? (улей)
( Задание в конвертах следующее: сейчас мы определим вашу силу, ловкость и выносливость. Вам нужно построить кремлевскую стену)
Эстафета «Кремлевская стена»
Каждый участник берет одну деталь из коробки и пробежать препятствия (прыгнуть из обруча в обруч, пробежать под двумя низкими палочками, забросить мячик в корзину и поставить деталь на стол).
Ведущий: молодцы, какие вы все ловкие и смелые. Но задерживаться не будем, а поторопимся дальше. Следующая загадка подскажет вам, где лежит следующий конверт.
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (береза)
Красный конверт
Пользуясь подсказками, отгадайте слова, в которых Древняя Русь разместилась.
_РУСЬ_ гимнастический снаряд (брусья); _РУСЬ_ невеселое чувство (грусть); _РУСЬ___Ь старшая сестра робости и боязливости (трусость); _РУСЬ___Ь стекло с красивым блеском для праздничной посуды (хрусталь); __РУС__Ь головокружительный детский аттракцион (карусель)
Синий конверт
Пользуясь подсказками, отгадайте слова, в которых раскинулась Российская Федерация-РФ.
_РФ_ музыкальный инструмент (арфа); _РФ__ мифологический певец (Орфей); __РФ одежда для шеи (шарф); __РФ горючее полезное ископаемое (торф); __РФ___ вид водного пола (серфинг)
Эти задания нарисованы на плакатах у каждого свой.
Ведущий: молодцы. Вы так много знаете, но нам нужно торопиться дальше. И так, где отгадка на следующую загадку, там и следующее задание.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И, помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (поезд)
Задание в конвертах: собрать из разрезных частей картинку и сказать, что это?
Красный конверт- из разрезанных частей собрать целиковую картинку. «Царь-пушка»
Синий конверт-из разрезанных частей собрать целиковую картинку. «Царь-колокол»
Ведущий: молодцы, замечательно. Русские люди издревле, да и сейчас были самые смелы, ловкие и сильные. И последнее задание на сегодня вы найдете там, где отгадка на последнюю загадку.
Место есть для перехода,
Это знают пешеходы.
Нам его разлиновали,
Где ходить - всем указали.
Приложение
Беседа о домашних адресах. Проблемные ситуации
— Ребята, мы с вами живем в большом городе, где много улиц и домов. Чтобы люди знали, что где находится, существует адрес. Что такое адрес? (Это название улицы, номер дома и квартиры.)
— Кто знает свой домашний адрес? Кто знает адрес детского сада? (Ответы детей.)
—Зачем вам нужно знать домашний адрес? (Ответы детей.)
Воспитатель предлагает несколько проблемных ситуаций:
—Представьте, что вы остались дома с бабушкой. Бабушке стало плохо.
Она просит вас вызвать скорую помощь. Вы набираете телефон 103, Саша, ты набрал телефон, а я принимаю твой вызов. (Воспитатель разыгрывает с ребенком диалог.)
— Скорая слушает.
— Моей бабушке плохо.
— Где вы живете, назовите адрес. (Ребенок называет домашний адрес. Если ребенок не называет адрес, воспитатель обращает внимание детей на то, что он не сможет вызвать скорую помощь, если не знает адрес.)
— А представьте себе, что вам нужно вызвать пожарных. Сможете вы это сделать, если не знаете адрес?
Воспитатель предлагает детям, которые еще не знают свой домашний адрес, обязательно его выучить.
Слушание русской народной песни в записи
Воспитатель беседует с детьми о таланте русского народа
— Ребята, я вам много рассказывала о том, что русский народ очень талантлив. А в чем проявляется талант русского народа? (Много мастеров, которые делают красивые предметы народно-прикладного искусства; много интересных сказок и т. д.)
— Сегодня я хочу вам рассказать об еще одной талантливой черте русского народа. Русские люди всегда очень любили петь. Русские народные песни очень красивые, мелодичные. Особенно любили русские люди петь, водя хороводы. Вспомните, какие русские народные песни вы пели на музыкальном занятии, как водили хороводы? А сейчас давайте мы с вами послушаем еще одну русскую народную песню. (Предлагает послушать в записи неизвестную детям русскую народную песню.)
Игра. «Путешествие по родному городу»
Воспитатель предлагает детям поиграть в путешествие. Путешествовать они будут на автобусе по своему родному городу. Но в автобусе будут не только жители нашего города, но и гости, которые приехали в наш город в первый раз. Поэтому нужно выбрать экскурсоводов. Они будут рассказывать о тех местах, которые мы будем проезжать. Дети строят из стульев автобус, выбирают водителя и экскурсоводов, а остальные исполняют роли гостей города. Воспитатель напоминает гостям, чтобы они не стеснялись и задавали вопросы, если им будет что-то непонятно во время путешествия.
Дети занимают свои места в автобусе, и воспитатель во время путешествия показывает иллюстрации с изображением разных достопримечательностей города, с которыми дети уже знакомы, а экскурсоводы по очереди объясняют, где они находятся и что это такое
Гости нашего города, вы хотите что-нибудь спросить у экскурсовода?’
(Воспитатель предлагает детям сформулировать вопрос — «Кому поставлен этот Памятник
— Экскурсовод Витя сейчас об этом расскажет.
Воспитатель, показывая детям иллюстрации с изображением знакомых им достопримечательностей родного города, продолжает игру.
Игра «Что я знаю о Кремле»
Воспитатель вначале показывает презентацию о Кремле и рассказывает историю создания Кремля. Проводит краткую экскурсию по территории Кремля. А затем предлагает детям поиграть в игру – викторину: «Что я знаю о Кремле». Детям задаются вопросы, и они по очереди на них отвечают. Можно выбрать ведущего и он будет задавать вопросы или показывать достопримечательности на картинках, а дети будут отвечать на них.
Игра «Узнай, где я нахожусь»
Цель.
Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города.
Воспитатель раздает детям по одной открытке с видами родного города и предлагает им рассказать о том, что там изображено, не называя самого места. Остальные дети должны догадаться, о какой достопримечательности родного города им рассказывают. В начале игры воспитатель может дать свой рассказ-образец.
Я нахожусь возле памятника человеку, известному не только в России, но и в других странах. Скульптор изобразил его стоящим на высоком постаменте. Он стоит, немного опустив голову, и как бы смотрит на всех, кто перед ним. Этот памятник находится на Тверской
улице. (Если дети не догадаются, можно назвать им произведения А. С. Пушкина.)
После рассказа воспитатель показывает детям открытку с изображением памятника, о котором загадывалась загадка.
Далее дети по очереди рассказывают о достопримечательностях, изображенных на выданных им открытках, а группа угадывает, о каком памятнике идет речь.
Воспитатель помогает детям, подсказывая им, задавая наводящие вопросы.
Народные традиции. Рассказ о Новогоднем празднике
Воспитатель беседует с детьми о том, что у каждого народа; есть свои праздники традиции. И даже один и тот же праздник многие народы отмечают по-разному. В России с давних пор любят Новый год.
-А как можно узнать, что наступил Новый год? (Ответы детей.) Да, по красиво украшенной елке. А почему на Новый год украшают елку? (Предположения детей)
— Обычай украшать на Новый год елку родился не в нашей стране, а у древних жителей Англии и Германии. В те далекие времена люди считали, что в елях скрываются разные духи. И чтобы задобрить их, чтобы они в следующем году не делали людям ничего плохого, на елку вешали конфеты, игрушки, а под елку клали разные подарки. Люди собирались в лесу вокруг наряженной елки, зажигали вокруг нее костры и пели, веселились, плясали. А позже этот обычай переняли и другие народы. Там, где не было елей, украшали веточки других вечнозеленых растений — можжевельника или сосны.
Главными героями новогоднего праздника в России являются Дед Мороз и Снегурочка. Но русский Дед Мороз — это совсем не Санта Клаус, который приходит на Новый год в других странах (в Америке, Англии). Наш Дед Мороз сначала был сердитым, суровым
— Дедом, который приносил зимнюю стужу. Но постепенно он превратился в доброго Деда Мороза, который приходит к нам в новогоднюю ночь с мешком подарков.
А кто приходит вместе с Дедом Морозом? (Снегурочка.) Да, Снегурочка — это наша русская девочка, внучка Деда Мороза. В других странах такой новогодней героини нет. Придумал ее русский народ в своих сказках, а писатель Н. Островский и композитор Н. А. Римский-Корсаков написали оперу, которая так понравилась народу, что ее главная героиня - Снегурочка» с тех пор стала приходить на новогодний праздник вместе с Дедом Морозом.
А сейчас я хочу показать вашему вниманию презентацию на тему «Московский Кремль».
Приложение №2
Памятка для родителей
по патриотическому воспитанию дошкольников:
1. Если вы хотите вырастить ребёнка достойным человеком и гражданином, не говорите дурно о стране, в которой живёте.
2. Рассказывайте своему ребёнку об испытаниях, выпавших на долю ваших предков, из которых они вышли с честью
3. Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами своей Родины.
4. Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
5. Помните, что чем больше вы выражаете недовольство каждым прожитым днём, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать ваш ребёнок.
6. Когда вы общаетесь со своим ребёнком, пытайтесь не только оценивать его учебные и психологические проблемы, но и позитивные моменты его жизни (кто ему помогает и поддерживает, с кем бы он хотел подружиться и почему, какие интересные моменты были на занятия в детском саду и после них)
7. Поддерживайте у ребёнка стремление показать себя с позитивной стороны, никогда не говорите ему такие слова и выражения : «Не высовывайся!», «Сиди тихо!», «Не проявляй инициативу!»
8. Смотрите с ним передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших нашу страну, в которой вы живёте, позитивно оценивайте их вклад в жизнь общества.
9. Не взращивайте в своем ребенке равнодушие, оно обернется против вас самих
10. Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!