ирина черноскутова
Проектная деятельность как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира
▼ Скачать + Заказать документы
История – есть область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека в прошлом.
История выступает в роли источника определенных знаний и радостных переживаний, зачастую запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается при общении с историей предметного мира, пробуждает интерес к истории, формирует умение делать открытия и радоваться им.
Публикация «Проектная деятельность как средство развития у старших дошкольников познавательного интереса к истории предметного мира» размещена в разделах
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
В процессе ознакомления с историй предметного мира, детям, открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Знакомство с историей обогащает духовную область человека, способствует формированию положительных качеств.
Детский сад выступает в роли первого звена системы непрерывного повышения степени познавательного интереса к истории предметного мира старших дошкольников.
Для организации деятельности в этом направлении в детском саду необходимы конкретные условия. Одно из главных – соответствующая историко-развивающая среда.
По моему мнению, она должна отвечать следующим требованиям:
- познавательному развитию ребенка;
- историко-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств ребенка;
Организуя работу в этом направлении, был применен метод исторического проектирования, дающий возможность интегрировать степень познавательного интереса к истории предметного мира дошкольников с различными частями основной общеобразовательной программой дошкольного образования.
Историческая проектная деятельность – есть особый вид интеллектуально-творческой деятельности, совокупность приемов, операций постижения конкретной областью практического либо теоретического знания, метод достижения дидактической цели посредством разработки проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, зафиксированным тем либо другим образом.
Отличительной чертой исторической проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не в состоянии самостоятельно отыскать противоречия в окружающем, сформулировать проблему, установить цель. В связи с чем, в воспитательно-образовательном процессе дошкольном образовательном учреждении историческая проектная деятельность обладает характером сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители. Родители становятся реальными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Педагогическое проектирование дает возможность интегрировать информацию из всевозможных сфер знаний для решения одной проблемы и использовать их на практике. В результате, процесс обучения становиться не только более экономным, но и более интересным.
Проектная деятельность способствует развитию наблюдательности, творческому и критическому мышлению, самодисциплине, культуре речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Способ проектирования в деятельности с дошкольниками на сегодняшний день – это довольно таки оптимальный инновационный и перспективный способ, который в последующем должен занять самое достойное место в системе дошкольного образования.
Инновационным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностного ориентированного подхода к образованию является проектная деятельность.
Принимая участие в проектах, ребенок учиться находить выходы из сложных ситуаций. В детском саду такие проекты могут быть исключительно взросло – детскими. Непосредственное участие в данных проектах принимают дети, родители, воспитатели и специалисты дошкольного образовательного учреждения.
Активное применение проектной деятельности в отечественных дошкольных образовательных организациях началось в 2000 году. Интенсивное преобразование окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все ее области диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе интегрированных технологий, коим и является проектный метод.
Сущность понятия «проектная деятельность» взаимосвязана с такими научными терминами и категориями как «проект», «деятельность», обладающими разноплановый характер, как с точки зрения всевозможных отраслей научного знания, так и с точки зрения различных степеней методологии науки.
Проект – есть совокупность конкретных действий, документов, предварительных текстов, мероприятий, работ, замысел для создания реального объекта, предмета, создания уникального продукта.
Деятельность – есть специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, суть, которой заключается в целесообразном преобразовании и образовании.
Проектная деятельность – есть система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся проектов.
Метод проекта может быть выражен в виде организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Проекты могут иметь различную тематику, и в процессе их реализации одновременно и параллельно решаются творческие, образовательные, психологические и воспитательные задачи. А также, проектная деятельность способствует развитию разнообразной игровой деятельности, формированию и укреплению дружеского взаимодействия между детьми, совершенствованию детско-родительских отношений.
Педагогам дошкольных организаций известно, что замысел дошкольника опережает его возможности и ребенку нужна помощь со стороны взрослого, в связи, с чем к реализации проектной деятельности привлекаются родители. Что опять же таки способствует укреплению детско-родительских отношений. В процессе осуществления проекта между родителями и детьми происходит одновременно и взаимодействие, и творческое соревнование. Атмосфера игры и фантазии дает возможность сбросить механизмы самоконтроля и показать себя во всей красе.
Большинством ученых доказано, что семья и детский сад, интегрируя свои усилия в процессе социализации ребенка, в состоянии обеспечить полноту и целостность социально – педагогической и культурно –образовательной среды, в которой ребенок живет, развивается и самосовершенствуется. При всем при этом, успешность заключается не в дублировании и не замене функций одного института воспитания иным, а в их гармоничном сочетании друг с другом.
На основании вышеизложенного, в области данного вопроса, можно выявить такие проблемы как:
- степень знаний детей по истории предметного мира;
- семья не готова на сегодняшний день самостоятельно осуществлять повышение степени познавательного интереса к истории предметного мира старших дошкольников;
- воспитателям необходимо пополнение знаний по истории.
Целью проектной деятельностью должно являться создание условий, раскрывающих интеллектуальную и творческую потенциальность дошкольников, направленную на повышение степени познавательного интереса к истории предметного мира старших дошкольников.
Задачами проектной деятельности являются :
- дополнить кругозор ребенка, при помощи передачи знаний об истории;
- формировать умения и навыки наблюдений за совершенствованием исторических объектов;
- научить сравнивать, анализировать, устанавливать несложные, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать;
- развивать речь, навыки коммуникативного общения, воображение, фантазию, мышление, внимание;
- формировать бережное, ответственное, эмоционально – доброжелательное отношение к миру истории, к неживым объектам в процессе взаимодействия с ними;
- вести просветительскую, консультативную деятельность с родителями.
Тенденции воплощения проекта :
- создание условий для повышения степени познавательного интереса к истории предметного мира старших дошкольников;
- повышение квалификации среди педагогов в области истории предметного мира;
- дополнение содержания, форм и способов работы с детьми;
- историческое просвещение родителей.
Разрабатывая проект необходимо учитывать многие аспекты:
- тип проекта (практико-ориентированный, познавательно-исследовательский, долгосрочный, открытый, коллективный);
- сроки;
- методы и формы работы (наглядные, словесные, практические, игровые, экспериментальные, наблюдение, моделирование);
- участников проекта;
- условия реализации проекта;
- стадии и их содержание: подготовительный - сбор и анализ источников по данной теме; выявление проблемы; обсуждение аспектов повышения степени познавательного интереса к истории предметного мира старших дошкольников на педагогических заседаниях; анкетирование родителей по данной проблеме; выявление знаний детей по истории предметного мира; установление цели, отталкиваясь от интересов и потребностей детей; планирование предстоящей деятельности, обеспечение методического и дидактического комплекса для реализации проекта. Основной – проверка сути долгосрочного проекта; осуществление мероприятий на основании плана; взаимодействие с родителями, представителями общественных организаций для воплощения основных задач; освещение результатов реализации проекта на сайте детского сада. Заключительный – выставки продуктов самостоятельной и совместной со взрослыми детской деятельности; фотомонтажи мероприятий; видеоматериалы; выпуск газеты; проведение акций, создание методического продукта по итогам воплощения проекта; обобщение опыта на информационных сайтах; в СМИ.
Не стоит забывать и о ресурсном обеспечении, обратной связи: анкеты для родителей, тестовые задания для детей, консультации по запросу родителей, рефлексия совместной деятельности, творческие работы детей и взрослых.
Главными правилами успешной реализации проекта являются :
- принцип дифференциации и индивидуализации подразумевающие под собой создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и современной воспитательно-образовательной деятельности;
- принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, отражающий тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием взрослого и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение;
- принцип доступности подразумевает под собой осуществление исторической деятельности с учетом возраста, подготовленности, разумности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей;
- принцип системности подразумевает под собой достижение поставленной цели посредством комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат;
- принцип последовательности выражается в постепенном приумножении требований в процессе исторической деятельности.
Ожидаемые результаты реализации проекта у детей :
- созданы все необходимые условия для организации деятельности дошкольного образовательного учреждения по историческому воспитанию;
- дети в состоянии сами решать задачи исторического значения в различных ситуациях;
- дети умеют выражать собственное мнение, исследовать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
- дети освоили знания по истории предметного мира;
- у дошкольников сформировано желание к изучению объектов истории, они научились делать выводы, устанавливать причинно –следственные связи;
Все то, что будет достигнуто и создано при реализации проекта, будет приведено в систему для активного применения в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду. Для полной реализации проекта целесообразно реализовать еще ряд мероприятий, требующих финансовых расходов.
Непосредственно к историческому проекту должно привлекаться как можно больше родителей, поскольку это дает большой плюс в историческом воспитании детей детского сада.
Существует следующая типология проектов :
- по характеру содержания проекта : ребенок и его семья, ребенок и предметный мир, ребенок, общество и его культурные ценности;
- по характеру участия ребенка в проектировании : заказчик проекта, эксперт, исполнитель проекта, участник проекта;
- по характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри дошкольного образовательного учреждения, открытый, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями;
- по количеству участников проекта : индивидуальный, в паре, в группе, фронтальный;
- по продолжительности реализации проекта : краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный, информационный.
Как правило, широко распространены три вида проектной деятельности : творческая, исследовательская и нормативная, каждая из которых обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации.
Преимуществами совместной проектной деятельности являются :
- обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога и ребенка. Совместная проектная деятельность позволяет педагогу оказать содействие ребенку в нахождении смысла совместной деятельности, задать цель, распланировать и организовать свои действия. Иными словами помочь в приобретении качеств социально-компетентного человека;
- формирование компетентности родителей в вопросах воспитания их детей. Совместная проектная деятельность дает возможность педагогу выявить индивидуальные интересы участников проекта и сформировать их компетентность. Вовлечение родителей к совместной проектной деятельности позволяет осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения;
- установление партнерского взаимодействия с родителями воспитанников. Вовлеченность в проект дает возможность всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, пополнить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. В данной ситуации педагог выступает в роли привлекательного партнера по общению. Задача педагога спроектировать систему воздействия на ребенка, ее содержательные, дидактические компоненты, предвидеть итог. Эрудиция, жизненный и профессиональный опыт родителей выступают в роли источника сведений и реальной помощи педагогу;
- совместная проектная деятельность обладает развивающим потенциалом, заключающимся в совершенствовании коммуникативной и эмоционально-мотивационной областей всех участников проекта. Вследствие чего, возникает общее настроение, воодушевление у всех участников проекта. Взаимодействие воспитывающих взрослых положительно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что на смену стандартному образованию приходит продуктивное обучение, направленное на совершенствование творческих способностей, формированию у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Воплощению данной задачи всячески способствует проектная деятельность, как одна из современных технологий образовательного процесса.
Проектирование способствует преобразованию роли родителей в
управлении педагогическим процессом дошкольной организации, они выступают активными участниками процесса, а не исполнителями воли некоторых специалистов. Деятельность в творческих группах помогает им научиться работать в команде. У родителей вырабатывается аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей, они независимы в выборе методов и форм деятельности для достижения поставленной цели.
Метод проекта дает возможность выйти на новую ступень взаимодействия с родителями, преобразовать отношения в системе «дети - родитель – педагог». В проектной деятельности возникают ценные отношения в данном единстве: понимание друг друга, поддержка и помощь в деятельности. Родители начинают иначе смотреть на педагогов. Детский сад открывается для родителей такой стороной, которая понимает и принимает детей и родителей. К родителям приходит понимание того, что дошкольная организация готова оказать необходимую поддержку родителям – партнерам, так как обладает всеми необходимыми и достаточными знаниями и опытом в сфере педагогики и психологии.
Совместная проектная деятельность – есть важный метод гармонизации социального пространства жизни детей, педагогически целесообразного влияния на семейную среду, интеграции деятельности дошкольной организации и семьи по вопросам воспитания социально компетентного ребенка.
Метод проекта позволяет выйти на новую ступень взаимодействия с родителями. В том случае, если деятельность с родителями и ее исследование будут проводиться в системе, а не на «бумаге», то это постепенно приведет к определенным результатам : родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, в результате чего создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более лояльной, поскольку они сами стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.
На основании чего, проектную деятельность можно считать эффективной формой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, так как благодаря реализации детско-родительских проектов родители стали непосредственными участниками образовательного процесса. Детско-родительские педагогические проекты способствуют зарождению партнерских взаимоотношений с семьями дошкольников, решению актуальных проблем воспитания детей в союзе родителей и педагогов. Преобразовалась позиция родителей в педагогическом процессе, в организации детско-родительского взаимодействия, в трансляции педагогического опыта.
Выводы по первой главе
Отличительной чертой познавательного интереса является то обстоятельство, что он окрашивает эмоциями мыслительную, интеллектуальную деятельность. Познавательный интерес взаимосвязан с волевой устремленностью личности к продуктивной деятельности. Познавательный интерес вполне можно назвать аккумулятором всех важных для личности процессов. По степени развития познавательного интереса можно рассуждать об общем развитии личности дошкольника. При этом стоит выделить тот факт, что познавательный интерес в общем развитии личности и в обеспечении развивающей функции воспитательного процесса в одном случае является побудительным, в ином – итоговым. Все функции воспитательного процесса гармонично взаимосвязаны с познавательным интересом. Под его влиянием все функции воспитательного процесса составляют единство деятельности педагога, дошкольника и родителей, что способствует эффективному протеканию воспитательного процесса.
Первые проявления познавательной активности у детей в виде вопросов можно отнести к стадии раннего детства и свидетельствуют об эмоциональной реакции ребенка на новизну, яркость, необычность, красочность окружающего мира. Постепенно, в процессе накопления сведений об окружающем мире, меняется и характер вопросов. Ребенок начинает устремлять свои вопросы на установление связей, отношений, зависимостей между предметами и явлениями окружающей действительности, на систематизацию представлений по истории предметного мира. В связи с чем, меняется не только качество вопросов, но и их количество. Для старших дошкольников свойственны уже не единичные вопросы, а их цепочки.
На основании проведенного теоретического исследования, можно прийти к выводам, о том, что:
- одной из приоритетных задач по повышению степени познавательного интереса к истории предметного мира старших дошкольников является становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного отношения к истории предметного мира, на основании исследования исторического и социального окружения человека;
- совершенствование у детей основ исторической культуры в большей степени зависит от воспитателей и родителей: от их исторической и методической грамотности, понимании важности повышения степени познавательного интереса к истории предметного мира у старших дошкольников в формировании личности дошкольников, от умения создавать условия для плодотворной деятельности;
- в процессе образовательной деятельности с применением игровой формы, дети выполняют всевозможные упражнения, в процессе которых им приходиться сравнивать предметы, находить общее и отличное в строении, свойствах объектов, логически рассуждать;
- познавательная деятельность понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под чутким руководством взрослого, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
- проектная деятельность совершенствует познавательную и творческую активность, формирует навыки исследовательской деятельности, способствует саморазвитию, учит планировать, работать в команде. Организация в дошкольном образовательном учреждении проектной деятельности поможет детям выявить взаимосвязь природы и человека, пробудить их умственные способности, приобщить к истории предметного мира;
- проектная деятельность – есть эффективное средство совершенствования познавательного интереса старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения в процессе повышения степени познавательного интереса к истории предметного мира старших дошкольников.