МААМ-картинки

Наблюдение как средство развития познавательного интереса к окружающему миру детей раннего возраста

Екатерина Пашкова
Наблюдение как средство развития познавательного интереса к окружающему миру детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Ребенок появляется на свет с врождённой познавательной активностью, которая помогает ему адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности. Для детей впервые переступивших порог детского сада, всё, что они видят вокруг, представляет огромный интерес. Сад- чрезвычайно важный этап в их ознакомлении с социумом. В современных условиях родители не всегда могут уделить своему ребёнку достаточно времени, рассмотреть с ним окружающие предметы, обратить его внимание на происходящие явления и события, поговорить о них. В результате этого у детей часто недостаточно для своего возраста развиты память, навыки восприятия, речь. Необходимо систематически и целенаправленно учить дошкольников, особенно младшего возраста, наблюдать, запоминать, ориентироваться в пространстве, тем самым способствуя обогащению опыта восприятия и познания окружающего мира. Бытует мнение, что экскурсии по детскому саду, целевые посещения музыкального, физкультурного залов излишни – ведь ребёнок постоянно бывает там, перемещается по зданию, - и так всё увидит и запомнит. Однако, проходя по коридору, невозможно рассмотреть картину на стене. В музыкальном зале нужно заниматься – слушать музыку, учиться петь и танцевать, а не любоваться украшениями или рассматривать пособия и игрушки в шкафу. А сколько интересных и необыкновенных вещей можно увидеть в кабинетах заведующего или методиста!

Публикация «Наблюдение как средство развития познавательного интереса к окружающему миру детей раннего возраста» размещена в разделах

Наблюдение – это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы. Наблюдению ребёнка следует учить с раннего возраста, развивая его наблюдательность, умение сосредотачиваться на наблюдаемом, замечать главное, размышлять над увиденным, выражать мысли словом (А. К. Матвеева).

Объектами познания для детей раннего возраста являются окружающие предметы и действия с ними, природа и природные явления. Малыши активно познают мир по принципу : «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребёнка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям за реальными явлениями. Избирательная направленность предметов, явлений, событий окружающего мира способствует развитию познавательного интереса. Если ребёнок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.

Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребёнка, предоставление свободы исследования (предметно- манипулятивная игра, резерв свободного времени и места для разворачивания игр.

Какова методика организации наблюдений с детьми раннего возраста? Обучение детей третьего года жизни носит наглядно- действенный характер. Начинать нужно с рассматривания комнатных растений в уголке природы. Комнатные растения- живые объекты, простые в содержании и доступные наблюдению в течение всего года. Наблюдая вместе с детьми за объектом, педагог называет предмет, его признаки и действия с ним, вопросами направляя внимание детей на те или иные стороны объектов, объясняя связи между явлениями. Так, воспитатель обращает внимание детей на красиво цветущие растения, учит находить и показывать их, привлекая к уходу за ними. Человек, привыкший с детства заботиться о растениях или других живых существах, переносит это чувство на своё отношение ко всему окружающему миру. С детьми раннего возраста воспитатель сосредотачивается преимущественно на моментах общения с растениями, а не на их познании, больше говорит сам, чем дети, создавая словесно- действенный образ общения с природой.

Конечно, очень важно чтобы диалог, проходящий с детьми обсуждался вслух, а всё сказанное осознавалось детьми.

Важно поощрять проговаривание детьми в ходе наблюдения названий объектов, действий, признаков. Это помогает формировать более полные и осознанные представления, обогащать словарь, способствует развитию связной речи.

По ходу наблюдения воспитатель даёт краткие пояснения, используя строчки стихотворений, пословицы, народные приметы. В самом процессе наблюдения воспитатель задаёт детям различные вопросы, которые касаются обследования того или иного объекта. Наблюдения должны сопровождаться абсолютно точными объяснениями самого воспитателя, что видят детки, в тот или иной момент. Чем ярче и конкретней будут объяснения воспитателя, тем легче малышу будет применять свои знания на практике. Однако основное содержание наблюдения должно складываться на основе активной познавательной деятельности самих детей.

Расширение познавательной деятельности ребё нка и обобщение его опыта проявляется в детских вопросах: «Это птица?», «Это грузовик?», «А зачем?», «Кто это?», «Что это?». На основе опыта практических действий с предметами, общения со взрослыми, дети строят собственные представления об окружающем.

Следует учить детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными. И взрослый не должен упускать такую возможность. Педагог должен стимулировать детскую любознательность; учить ребят видеть изменения в природе, самостоятельно делать элементарные выводы.

К концу третьего года ознакомление с окружающим приобретает ярко выраженный познавательный характер. Дети активно стремятся получить информацию об окружающем мире, задавая взрослому множество вопросов.

Существуют разные виды наблюдений в детском саду. Наиболее актуальным является сезонные наблюдения.

В зависимости от цели, содержание и задачи используются индивидуальные, групповые (4-6 человек) и фронтальные наблюдения в детском саду. В группах раннего возраста педагоги организуют эпизодические наблюдения.

Подготовка наблюдения в детском саду включает в себя:

- определение места наблюдения из имеющихся у детей знаний, навыков и умений, соответствующих программе;

- выбор объекта наблюдения. Здесь важно предоставленный материал; учесть не только интерес и увлечения детей, но и их способность воспринять, возможность беспрепятственного и удобного просмотра и подхода к объекту;

- подготовка объекта к наблюдению;

Каждый воспитатель индивидуально подходит к организации наблюдения в детском саду, но существуют некоторые общие требования к его проведению, которых он придерживается.

Наблюдения должны быть познавательного характера, заставляющие детей задумываться, вспоминать, сопоставлять и искать ответы на вопросы. Наблюдения должны охватывать небольшой круг знаний, чтобы не перегружать детей.

Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Превратив наблюдения в игру, когда дети испытывают от этого удовольствие, воспитатель совмещает для детей полезное с приятным.

Вывод: Ребёнок младшего дошкольного возраста познаёт мир по- своему, на эмоционально- нравственной ориентировочной основе, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его пониманию. Необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневым, сохраняя свою значимость для последующего освоения действительности. Поэтому познавательное развитие ребёнка третьего года жизни не следует понимать упрощё нно: он не только накапливает впечатления, расширяя чувственный опыт, учится ориентироваться в окружающем его мире- у него начинает формироваться система знаний.

.

Публикации по теме:

Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему Организация прогулки с целью развития познавательного интереса к окружающему Г. А. Сперанский писал: «День, проведённый ребёнком без прогулки,.

Сказка как средство развития речи детей раннего возраста Ранний возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, формирования и развития всех сторон речи. Существенную роль.

Интеллектуальная игра ДИП «Сонор» как средство познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста Цель: развивать у дошкольников речевых умений и навыков через авторские игры на основе ДИП «Сонор». Задачи: • осуществлять коррекцию недостатков.

Консультация для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорно-познавательного развития детей раннего возраста» Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается.

Опыт работы «Музейная педагогика как средство познавательного развития детей дошкольного возраста» В работе над темой были поставлены следующие цели: Образовательные 1. Познакомить детей с понятием «музей». 2. Рассказать о возникновении.

Наблюдение в природе как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста Наблюдение в природе как средство формирования познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста Основной целью экологического.

Организация экспериментальной деятельности детей раннего возраста как средство познавательного развития «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» Китайская пословица Добрый день, уважаемые коллеги! Предоставляю.

Тематическая прогулка как способ развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста Прогулка, особенно тематическая, – одна из сложнейших видов деятельности воспитателя, важнейший режимный момент, требующий от педагога высокого.

Виртуальная экскурсия как средство формирования познавательного интереса дошкольников Детей дошкольного возраста можно назвать «почемучками», поскольку их свойства характера отличает повышенная любознательность, заинтересованность.

Экологическая тропа как средство формирования познавательного интереса к природе у детей старшего дошкольного возраста На сегодняшний день экологическая проблема взаимодействия человека и природы, и воздействия человеческого сообщества на окружающую среду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Наблюдение как средство развития познавательного интереса к окружающему миру детей раннего возраста
Опубликовано: 28 января 2019 в 11:47
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Наблюдение как средство развития познавательного интереса к окружающему миру детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Пашкова (УИ 1301837) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД