татьяна соловьёва
Мини-музей как средство развития познавательного интереса старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Мини-музей как средство развития познавательного интереса старших дошкольников»
Дошкольный возраст – важная страница в жизни ребенка дошкольника. Начинается его социализация, формирование и развитие познавательных процессов. Современные дети живут в эпоху информационных технологий. Они активно познают окружающий мир. Но в силу своих возрастных особенностей дошкольники приобретают познавательный опыт посредством контакта с материальным миром. Приобретение такого опыта возможно через использование музейной педагогики как средства развития познавательных процессов детей. Музей – это место, с точки зрения известного исследователя природы Н. А Рыжовой, специально организованное пространство, способствующее расширению кругозора ребенка и взрослого, повышению образованности, приобщению к вечным ценностям человеческой цивилизации. Задача наша как педагогов заключается в том, чтобы формировать у детей способность видеть и наблюдать, находить скрытые смыслы в окружающих их предметах, научить самостоятельно наблюдать, анализировать, сопоставлять, делать выводы, увидеть «музей» вокруг себя. Создание мини-музея – дело не такое простое. В нашей группе мини-музей организован с учетом возрастных особенностей дошкольников, поэтому главное при создании такого музея не ценность самих экспонатов, а создание условий для расширения кругозора детей, формирования самостоятельности, совершенствования познавательных процессов. Мини-музеи в образовательном учреждении решают задачи:
Публикация «Мини-музей как средство развития познавательного интереса старших дошкольников» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
-экологического воспитания;
- эстетического воспитания;
-историко-культурного воспитания и образования.
Наше учреждение занимается экологическим воспитанием старших дошкольников. Главная цель такой работы – формирование экологической культуры у ребят дошкольного возраста. Интересны для детей и родителей мини-музеи природы или экологические музеи, организуемые силами педагогов, родителей и детей в группах. Они позволяют отражать существующие в природе взаимосвязи между живыми организмами и окружающей средой. Примером таких музеев служит мини-музей растений нашего края, организованный в группе. Ребята совместно с родителями изготавливают гербарии различных растений, красочно их оформляют. Одним из примеров экологического музея служит музей морских и речных раковин. Начинается сбор экспонатов в таком мини-музее, как правило, с того, что дети и родители приносят в группу камешки и ракушки, которые собирали во время отдыха. Коллекции ракушек моллюсков способствуют обогащению и активизации словаря детей. Ребята делятся впечатлениями о своих экспонатах, выполняя роль экскурсовода. Они могут потрогать, поиграть, составить узоры, поделиться впечатлениями. С наступлением зимы и приближением праздника Нового года готовим экспонаты для «Мини-музея ели». Подготовка к созданию такого музея состоит в проведении занятий, бесед о жизни этого растения в природе и о взаимоотношении человека и дерева. Организуем цикл занятий «Как отмечают Новый год в разных странах мира», «Как мы можем помочь сохранить ель в наших лесах». Работа построена таким образом, что мотивированны на деятельность не только дети, но и родители. Интересны для наших дошкольников мини-музеи диких, домашних животных. Экспонатами являются фигурки животных, которые можно посмотреть. Они отображают разнообразие животного мира, знакомят детей с его различными представителями. При выборе экспонатов нужно помнить об интересе детей к тем животным, которых они знают по сказкам, рассказам. С экспонатами можно поиграть. Детям интересно узнавать, какие жилища придумал человек для своих питомцев и чем он их кормит. Дети узнают правила поведения на прогулке при выгуле собак и кошек, как беречь и охранять природу. Экспонаты музея способствуют обогащению словаря детей, служат опорой для составления описательных рассказов, коротких сказок, совершенствуют диалогическую и монологическую речь. В мини-музее книги дети знакомятся с разными видами книг. Экспонатами могут быть книги разных размеров и содержания, старинные и современные, любимые книги детей. Дети приносят из дома свои любимые издания и знакомят с ними своих сверстников. Экспонаты для мини-музеев собираются педагогами, детьми и родителями. Обращаемся к папам и мамам с просьбой внимательнее посмотреть вместе с детьми на окружающий мир и найти что-нибудь интересное для нашего музея. Дети и их родители принимают активное участие в различных акциях, получают массу удовольствия и удовлетворения от проделанной работы и её результатов. Участие в такой работе помогает накопить багаж ярких впечатлений у ребят, достоверных представлений и знаний о природе и окружающем мире. У ребят появляется шанс стать образованными людьми, с детства приобщенными к культуре.
-