Ирина Абрамова
Проектная деятельность как средство формирования экологической культурыдетей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свою работу на тему «Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста».
Публикация «Проектная деятельность как средство формирования экологической культурыдетей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
2. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, а перед воспитателем стоит задача формирования у дошкольников основ экологической культуры и выбор эффективных средств, направленных на их освоение. Одним из таких средств является проектная деятельность. Меня заинтересовала эта деятельность, так как она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, а также проявлять инициативу и творчество.
3. Цель: Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.
4. Для определения стадии сформированности экологической культуры у детей старшей группы я использовала диагностику под редакцией С. Н. Николаевой, все диагностические задания сгруппированы по трё м разделам:
5. Проектная деятельность в формировании экологической культуры у детей представляет собой особый вид деятельности – это не только увлекательная игра, но и гибкая система воспитания и обучения, организация интегрированного воспитательно-образовательного процесса. Она носит характер сотворчества взрослого и ребёнка в решении определённой проблемы.
6. На основе комплексно-тематического плана и исходя из интересов и потребностей моих воспитанников нами были реализованы 8 различных проектов : «Мы с природой дружим-мусор нам не нужен!»-дети заинтересовались проблемой переработки мусора, в частности пластиковых бутылок. Рассмотрев проблему с разных сторон решением было сделать из использованных и никому не нужных бутылок что-нибудь красивое и полезное и мы сделали дымковскую игрушку «Барыню».
7. Спор детей после обеда о том, что фасоль в супе пластмассовая подтолкнул к идее попробовать самостоятельно вырастить фасоль. В ходе проекта «Мы вырастили фасоль» дети ближе познакомились с этим растением, узнали о его роли, смогли попрактиковаться в умении выращивания культурных растений, опытным путем узнали какое влияние на рост растений оказывают факторы неживой природы.
8. В проекте «Путешествие капельки» дети знакомились со свойствами воды, проводили опыты и эксперименты в ходе которых формировалось первичное представление о круговороте воды в природе.
9. Идея проекта «Насекомые-друзья или враги?» возникла летом на прогулке, дети обнаружили на нашем участке муравейник. Это событие вызвало большой интерес и натолкнуло на поиски информации, все ли насекомые нужны и чем они помогают человеку.
10. Проект «Лес Ленского района» достаточно объемный по своему содержанию, с помощью него мы знакомились и с растительным, и с животным миром нашего леса.
11. К проекту «Смена времени года и суток» подтолкнул вопрос детей-почему они идут в сад и возвращаются домой по темноте, тогда как летом в это же время было светло. Родители изготовили макет, а я принесла книгу, где с помощью мобильного приложения можно в формате 3Д познакомится со строением солнечной системы и увидеть, как движется наша планета.
12. В проекте «Обитатели водоемов» дети с увлечением изучали уже знакомых и неизвестных им представителей водного мира, дополнительно искали о них интересную информацию, вместе с родителями создавали свои аквариумы из подручных средств.
13. Мы помогали птицам не погибнуть от холода и голода зимой с помощью краткосрочного проекта «Эко-кормушки». Сколько радости было у детей при изготовлении лакомства для птичек и от наблюдения за пернатыми друзьями!
Результатом проектов (итоговым продуктом) стали: конкурсы рисунков и поделок, проведение опытов, изготовление стенгазеты, альбомов, макетов, продуктов самостоятельной деятельности воспитанников, сбор гербария.
14. К участию в проектах активно привлекались как родители воспитанников, так и социальные партнеры (библиотека, краеведческий музей, приглашались поэты города Ленска, например, Сергей Шестаков).
15. На данном слайде представлены результаты мониторинга детей подготовительной группы.
16. Можно сравнить изменение показателей за год. Меньше всего изменился показатель в деятельностном разделе (труд в природе). Думаю, это еще из-за того, что современных детей мало привлекают к помощи родителям, многие живут в благоустроенных квартирах, а не в частных домах, мало у кого есть огород или дача. Заметила также, что лучше показатели в этом разделе у детей из многодетных семей.
17. За время реализации проектов в группе была обогащена предметно-развивающая среда : совместно с родителями был создан уголок наблюдений за погодой, за растениями; изготовлены поделки с родителями (из природного и бросового материала, макеты, книжки-«малышки» о растительном мире лесов Ленского района;
18. Мною были разработаны дидактические игры: «Обитатели водоемов», «Помощник или враг?», «Перелетная или зимующая птица»; изготовлены настольно-печатные игры «Что из чего?», «Найди чьё перо»; разработаны интерактивные игры «От зёрнышка до хлеба», «Деревья, кустарники, цветы»; информационные стенды на тему проектов.
19. В процессе реализации проектной деятельности практически все дети группы смогли улучшить свои знания и практический опыт. Дети усвоили основы бережного и заботливого отношения к объектам живой природы. Научились давать оценку действиям других людей по отношению к природе. Улучшился контакт с семьями воспитанников.
Результаты моей работы позволяют сделать выводы, что такая форма взаимодействия всех участников образовательного процесса, как проектная деятельность, актуальна, значима и необходима.
20. Спасибо за внимание!