Кузнецова Ольга Александровна
Проект «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Долгосрочный проект
ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТА
№ Параметры Содержание
1 Тема Опытно – экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста.
2 Исполнители Воспитатели, дети, родители.
3 Продолжительность Сентябрь – май
4 Раздел программы Развитие сенсорной культуры. (Ребенок познает многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует.)
Публикация «Проект „Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Развитие кругозора и познавательно – исследовательской деятельности в природе – образовательная область «Познание»
5 Тематическое поле Окружающий мир, мир природы, рукотворный мир.
6 Актуальность В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности: «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.
7 Проблема В реальной действительности в дошкольных образовательных учреждениях данный метод (экспериментирование) применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.
8 Принципы 1. развивающего обучения;
2. научности;
3. целостности;
4. систематичности и последовательности;
5. индивидуально-личностной ориентации воспитания.
6. доступности;
7. активного обучения;
8. результативности.
9 Методы и подходы Методы: анализ научной и методической литературы.
Подходы: комплексный и системный.
10 Цель Развивать познавательный интерес детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
11 Задачи 1. Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
2. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
3. Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
4. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
12 Этапы реализации проекта 1 этап – организационно – диагностический;
2 этап – формирующий;
3 этап – заключительный.
13 Ожидаемый результат 1. Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
2. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
3. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
4. Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
5. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
14 Новизна Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования c учетом интеграции образовательных областей программы.
15 Практическая значимость Данный опыт работы может быть использован педагогами ДОУ.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап Формы работы Содержание деятельности
1. Организационно – диагностический 1. Анализ научной и методической литературы.
2. Мониторинг на начало учебного года
3. Разработка перспективного планирования с детьми и родителями.
4. Организация предметно – развивающей среды.
1.1. Определение актуальности, проблемы, цели.
2.1. Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты первоначального мониторинга.
4.1. Создание условий для детского экспериментирования.
2. Формирующий 1. Реализация перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом интеграции образовательных областей.
1.1. Организация предметно – развивающей среды (мини-лаборатория «Почемучки»)
1.2. Работа с детьми:
образовательные ситуации, опыты, эксперименты, экспериментирование на прогулке, индивидуальная работа с детьми, самостоятельная экспериментальная деятельность, дидактические игры, подвижные игры, труд в природе и в уголке природы, чтение художественной литературы, беседы, просмотр видеопрезентаций, мультфильмов.
1.3. Работа с родителями:
Анкетирование, родительские собрания, консультации, информационные бюллетени, беседы, домашние задания, мастер – класс, презентация проектов.
3. Заключительный 1. Мониторинг на конец учебного года
2. Сравнительный анализ результатов
3. Перспективы 1.1. Наблюдение, беседы, проведение диагностических ситуаций с детьми, результаты мониторинга на конец года
Организационно-диагностический этап проекта
№ Что исследуется, изучается Содержание диагностической ситуации Критерии оценки
1 Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности. «Что мне интересно?»
Ребенку предъявляются предметы и материалы, допускающие возможность их использования как по функциональному назначению, так и для экспериментирования: вода, мокрый песок, сосуды разной вместимости, пластилин, кисточка, карандаш, краски, несколько сортов бумаги, цветной полиэтилен, кусочки бечевки. До начала экспериментирования ведется разговор с детьми: Что можно сделать с этими предметами? Сможешь ли ты их использовать еще интереснее, по-своему? После этого ребенку предлагается действовать с предметами по - своему усмотрению. После завершения ему задают дополнительные вопросы: Что ты делал? Интересно ли тебе было? Почему ты выбрал именно это занятие? Что ты сегодня узнал? 3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, желание продолжить экспериментирование, проявляет творчество.
2 балла – у ребенка отсутствует целенаправленность, достигает результата с помощью воспитателя;
1 балл – ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность и инициативу.
2 Выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими детьми. «Что нам интересно?»
Группе детей предъявляют те же предметы что и в первом задании. Проводится беседа: кто, что делал с этими предметами в прошлый раз? Что при этом узнал? Кто использовал эти предметы необычно? После этого детям предлагается самостоятельно экспериментировать с предметами. Каждый из детей по своему желанию может прервать деятельность. После прекращения деятельности всеми детьми каждому из них индивидуально задаются вопросы: с кем ты играл? Что вы сегодня сделали? Кто придумал это делать? А почему этим хотел заниматься ты? Когда тебе было интереснее – в прошлый раз, когда ты играл сам, или сегодня? Что ты нового узнал? 3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, желание продолжить экспериментирование, проявляет творчество.
2 балла – у ребенка отсутствует целенаправленность, достигает результата с помощью воспитателя;
1 балл – ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность и инициативу.
3 Выявить экспериментальным путем уровень растворимости различных веществ в воде. «Кораблекрушение»
Перед детьми стоит макет корабля, тазик с водой, мешочки, наполненные сахаром, солью, красками, песком, пустая миска.
Корабль перевозил груз, но во время шторма корабль перевернулся, когда моряки достали мешки из воды, некоторые из них были пустыми. Как ты думаешь, какие вещества исчезли из мешка и почему? Ребенку предлагается самостоятельно провести эксперимент и разрешить данную проблему.
3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, выдвигает гипотезы, самостоятельно использует предметы для проверки своей гипотезы, делает выводы.
2 балла – у ребенка отсутствует целенаправленность, затрудняется в выдвижении гипотез, достигает результата с помощью воспитателя;
1 балл – ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность, не выдвигает гипотез, действует по инструкции воспитателя.
4 Выявить знания детей о плавучести предметов. Исследовательская задача ребенка – определить степень плавучести различных предметов в воде. «Перевертыши»
1 часть ситуации (провести на практике эксперимент и разрешить данную проблему) – ребенку предъявляется картинка с изображением аквариума и материалов, находящихся в нем: камень, железный гвоздь, бумага плавают на поверхности аквариума; деревянный кораблик, пустая пластмассовая банка, тяжелая машина – на дне аквариума.
Инструкция: посмотри, что здесь нарисовано? Что правильно, а что неправильно? Почему ты так думаешь? Задача ребенка – провести на практике эксперимент и разрешить заданную проблему, воспользовавшись предметами, лежащими на столе: деревянным корабликом, гвоздем, камнем, бумагой, тяжелой машинкой, пластмассовой банкой, тазом с водой. 3 балла – ребенок разрешает проблему самостоятельно с помощью экспериментирования,
2 балла – ребенку дается подсказка: «Посмотри, перед тобой таз с водой и предметы, как ты думаешь, могут они нам помочь узнать, что плавает, а что – тонет» и он разрешает проблему.
1 балл – ребенок действует вместе с воспитателем.
2 часть ситуации (выявить устойчивость интереса к экспериментированию, умения переносить полученные знания в новые условия).
Инструкция: на другом столе есть еще предметы. Ты хотел бы узнать, что из них плавает, а что – тонет? Незнайке очень нужно перебраться на другой берег реки, но он не умеет плавать. Что ж ему делать? Он решил построить плот и переправиться на нем. Только вот беда – он не знает, из чего делать плот. На берегу лежат дерево, камни, железо, бумага, пластмасса, глина. Ты можешь помочь Незнайке? 3 балла – ребенок проявляет интерес к экспериментированию, самостоятельно решает проблему;
2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью воспитателя;
1 балл – ребенок затрудняется в переносе полученных знаний в новые условия.
3 часть ситуации – (выявить осознание ребенком результатов экспериментирования). С этой целью проводится индивидуальная беседа: расскажи, что ты сейчас делал? Что перепутал художник? Как ты помогал Незнайке? Из чего нужно сделать плот? Что на самом деле плавает, а что – тонет? Тебе понравилось решать эту задачу? 3 балла – ребенок рассуждает, аргументирует свои собственные выводы;
2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя;
1 балл – ребенок затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее.
5 Выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки. сопоставлять различные факты, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы. «Сахар»
Инструкция: один мальчик очень любил пить чай с сахаром. Один раз мама налила ему чашку чая, положила в нее два кусочка сахара. А мальчик не захотел пить чай, он хотел достать ложкой сахар и съесть его. Однако сахара в чашке не оказалось. Тогда мальчик заплакал и закричал: «Кто съел его сахар?».
Вопросы: Кто взял сахар? Куда делся сахар? Если ребенок отвечает, что сахар растаял, следует спросить: «А как это проверить, был ли сахар?» 3 балла – ребенок рассуждает, аргументирует свои собственные выводы;
2 балла – ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя;
1 балл – ребенок затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее.
6 Выявить способность ребенка принимать цель деятельности, умения предвидеть результат, отбирать оборудование для осуществления деятельности, владеет ли практическими умениями в деятельности в природе (уход, выращивание растения, умеет ли соотносить результат с целью. Педагог дает ребенку задание обеспечить уход за комнатными растениями. Затем предлагает ребенку отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в уходе. Ребенку необходимо ответить, что произойдет, какими растения станут после того, как он осуществит уход за ними. Педагог предлагает ребенку рассказать о последовательности своих действий, а затем – подобрать необходимое оборудование и показать (Незнайке, как правильно ухаживать за растениями. Далее предлагается задание рассказать Незнайке, что нужно было сделать по уходу за растениями. Что он хотел сделать и что получилось? 3 балла – у ребенка сформирована потребность в деятельности с природными объектами, он качественно выполняет уход за растениями. В уходе нацелен на результат, понимает его направленность; рассуждает, аргументирует свои собственные выводы;
2 балла – у ребенка сформированы некоторые умения ухода за растениями, но действует не всегда целесообразно. Его увлекает процесс ухода, но не нацелен на результат. Трудовые действия не осмыслены до конца с учетом потребностей живого.
1 балл – для ребенка характерно неустойчивое отношение к растениям, не владеет умениями осуществления за ними.
Критерии, уровни усвоения программы
Высокий уровень (2,45 – 3 балла) – познавательное отношение у ребенка устойчиво. Он проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. Самостоятельно видит проблему. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действует планомерно. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Формулирует в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делает выводы.
Средний уровень (1.45 – 2,44 балла) – В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес. Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок принимает задачу и разворачивает поисковых действия, но действует непоследовательно, получает частичный результат. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
Низкий уровень (0 – 1,44 балла) - ребенок включаются в проблемную ситуацию, но его активность быстро затухает. Он боится проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Дошкольник действует хаотично, переводит экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием
Перспективы
• Разработать перспективный план работы с детьми и родителями с учётом интеграции образовательных областей программы;
• Планировать индивидуальную работу с детьми, имеющими низкий уровень развития с учетом рекомендаций узких специалистов;
• Выбирать оптимальные методы и приёмы для активизации речевой активности (по рекомендациям учителя – логопеда);
• Совершенствовать профессионализм через применение инновационных технологий обучения;
• Пополнять предметно – развивающую среду;
• Систематизировать дидактический материал для проведения диагностических ситуаций.