Галина Адабир
Проект по декоративно-прикладному искусству «Голубая гжель» для детей дошкольной группы 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
2019 год
Описание: Проект "Голубая гжель", направлен на формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала детей.
Проект «Голубая гжель» для детей старшего дошкольного возраста.
I. Тип проекта.
Познавательно-творческий, игровой
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя) с 18.03.2019 по 22.03.2019 г.
Участники проекта: дети старшей группы (5-6 лет, воспитатели, родители воспитанников.
II. Актуальность.
Публикация «Проект по декоративно-прикладному искусству „Голубая гжель“ для детей дошкольной группы 5–6 лет» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Гжель. Проекты
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2019
Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у дошкольников необходимо не только формировать художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, нужно знакомить детей с его историей и культурой, тем самым развивать предпосылки к художественному творчеству.
III. Цель проекта: формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала, на основе культуры и творчества русского народа.
IV. Задачи проекта:
1. Познакомить детей с русским декоративным искусством «Гжель».
2. Формировать умение различать особенности цвета, узора гжельской росписи.
3. Развивать умение составлять декоративные композиции, используя элементы гжельской росписи.
4. Воспитывать чувство гордости за творческое наследие своего народа.
V. Предполагаемый результат: дети знают и называют вид народного декоративно-прикладного творчества - Гжель, могут рассказать об истории возникновения предметов данного творчества, составляют узоры, композиции по мотивам народной декоративной росписи Гжель и получают положительный эмоциональный отклик от своей деятельности.
VI. Продукт проектной деятельности:
- создание презентации «Сказочная Гжель»;
- создание дидактических игр: «Гжель. Собери картинку», «Пазл - Гжель»;
- выставка детских работ «Голубая гжель».
Работа с родителями: консультация для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
VII. Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный:
- подобрать и познакомиться с методической литературой, наглядно - дидактическим материалом;
- подобрать дидактические игры, подвижные игры;
- разработка конспекта НОД.
2. Практический:
Социально – коммуникативное развитие:
- подвижные игры;
- дидактическая игра «Собери узор».
Познавательное развитие:
- беседа «Синее чудо Гжели»;
- рассматривание альбомов «Гжель», «Сказочная гжель».
Речевое развитие:
- чтение - Сказка «Нежно-голубое чудо», М. Боброва, легенда-сказка «Откуда в Гжели синий цвет»;
- чтение стихов «Сине - белая посуда» С. Вахрушева, «Взял мастер в руки кисть» Н. Савченко, «Незатейливый узор» Н. Радченко;
- разучивание частушек и стихов про Гжель.
Художественно – эстетическое развитие:
- декоративное рисование – занятие «Роспись посуды-чайник. Гжель»;
- занятие по лепке (пластилинография) «Чудо на фарфоре, синяя капель-это называется, просто роспись гжель»
- слушание музыкальных произведений по тематике проекта: песня «Сказочная Гжель» музыка В. Темнова, стихи О. Левицкого;
- детское творчество в режимных моментах.
3. Заключительный:
- продукт проекта: создание презентации «Сказочная Гжель»;
- оформление выставки для родителей из детских работ данной тематики;
- мониторинг знаний.
Технология проведения диагностики
Диагностика проводилась два раза: в пятницу (15.03) и 22.03 (итоговая, и осуществлялась в свободной деятельности.
Диагностика проводилась в первой половине дня индивидуально. Беседа с одним ребенком занимает не более 5-7 минут.
Диагностика проводится в виде бесед с ребенком с рассматриванием наглядного материала и пособий по Гжельской росписи.
Для подведения итогов проведенной диагностики рекомендуется проводить письменный анализ, для планирования дальнейшей работы.
Критерии диагностического обследования детей
Критерии диагностики разрабатывались нами, исходя из задач проекта, и изучаемого материла, с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.
Приводим ниже эти критерии.
1. Знание Гжельской росписи.
Высокий уровень: Ребенок проявляет устойчивый интерес к народному промыслу, знает, где зародилась Гжельская роспись.
Средний уровень: Ребенок испытывает трудности при просьбе назвать место зарождения росписи, но узнаёт её и называет.
Ниже среднего: Ребенок не видит различий в росписях, нуждается в дополнительном пояснении.
2. Знание основных элементов узора.
Высокий уровень: Ребенок правильно называет элементы узора (капельки, сеточка, бордюры, усики, веточки и т. д.) хорошо в них ориентируется.
Средний уровень: Ребенок знает основные элементы узора (капельки, сеточка, бордюры, усики, веточки и т. д., но испытывает затруднения при их определении на изделиях.
Ниже среднего: Ребенок называет не все элементы, не может определить их.
3. Знание основных цветов узора.
Высокий уровень: Ребёнок правильно называет основные цвета гжельского узора:
белый, используемый для костяного фарфора;
цветная майолика;
оттенки кобальтового и ярко-синего цветов, начиная небесно-голубым и заканчивая насыщенным, темно-синим;
глухой кобальт.
Средний уровень: Ребенок знает основные цвета узора, но испытывает затруднения при их назывании.
Ниже среднего: Ребенок называет 2 и менее цвета.
4. Умение изображать основные элементы узора (капельки, сеточка, бордюры, усики, веточки и т. д.)с помощью красок.
Высокий уровень: Ребенок легко рисует элементы узора.
Средний уровень: Рисование элементов узора вызывает у ребенка небольшие затруднения, он при небольшой помощи воспитателя ребёнок легко справляется с заданием.
Ниже среднего: Ребенок не может изобразить отдельную часть элемента узора. Плохо владеет кистью.
Анализ проведённой диагностики
Проведенная диагностика по представленным выше критериям в начале работы по проекту показала достаточно низкие результаты.
Детей с высоким уровнем знаний не было выявлено. Средний уровень знаний имели лишь 5% детей (1 человек) и подавляющее большинство (95%) детей (23 человека) показали уровень ниже среднего. Делая анализ отдельно по разделам можно сказать, что с Гжельской росписью мало знакомы. Элементы узора не знают, и отобразить не могут.
Нами был сделан следующий вывод: небольшая группа детей имеет скудный запас знаний по предложенной теме, а большая вообще не имеет представления о Гжельской росписи. Поэтому необходима более углубленная работа по Ознакомлению дошкольников с народным промыслом.
Анализ диагностики на конец проекта
Диагностика, проведенная в конце работы по проекту, выявила положительную динамику в развитии детей. Высокий уровень знаний показали 50% детей (12 человек, 40% детей (8 человек) показали средний уровень и лишь 4 ребенка показал уровень ниже среднего. Из результатов диагностики видно, что на конец проекта больше половины детей имеют отличные результаты по Гжельской росписи. Хорошо знают историю росписи её элементы. Большие трудности вызывает изображение пластилином и красками.
Однако есть и дети, которые недостаточно хорошо освоили данный материал, с ними будет запланирована дополнительная, индивидуальная работа.