Анна Малыхина
Проект по декаративо-прикладному искусству «Народные промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческого потенциала, фантазии и интуиции, для ощущения ребенком радости ручного труда как творчества».
Б. М. Немецкий.
Паспорт проекта :
Вид проекта : информационно – творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный (6 месяцев)
Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, музыкальный руководитель.
Дата проведения: Октябрь 2016 – март 2017 год.
Интеграция образовательных областей:
Темочки:
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Народные промыслы. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
• Художественно-эстетическое развитие;
• Социально-Коммуникативное развитие;
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Физическое развитие.
Стадия проекта :
Цель проект :
Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами русского народа и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта :
-Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закрепление и углубление знаний о видах росписи;
-развитие навыков художественного творчества детей;
-развитие индивидуальных эмоциональных проявлений во всех видах деятельности;
-развитие умения видеть красоту изделий прикладного творчества, формирование эстетического вкуса;
-осуществление нравственного и эстетического развития личности ребенка;
-содействовать развитию речи: обогащение и активизация словаря, повышение его выразительности, развитие навыков речевого общения в совместной деятельности.
Постановка проблемы:
Изучение декоративно-прикладного искусства необходимо, т. к. оно несет в себе огромные потенциальные возможности для развития молодого поколения, воспитания патриотически настроенной молодежи, знающей свои традиции и способной их возродить. Занятие народными ремеслами способствует сохранению промыслов и того бесценного культурного наследия, которое оставлено нам многими поколениями наших талантливых предков. Народное декоративно-прикладное искусство - результат творчества многих поколений мастеров.
Это и побудило провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народного искусства, на основе чего и был создан данный проект.
Актуальность проекта :
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями.
Знаний детей о русской народной культуре, музыкальных традициях и о народных промыслах России - недостаточно.
Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы сохранить и приумножить. Необходимо посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре.
Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек.
И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством
Гипотеза:
Если в работе с дошкольниками для развития художественно – творческих способностей использовать декоративно – прикладное искусство, то это будет способствовать повышения уровня развития эстетического вкуса у детей, а также воспитанию патриотических чувств.
Планируемые результаты проекта :
• Знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства : дымковской игрушки, хохломской, гжельской росписи.
• Умение детей ориентироваться в различных видах росписи.
• Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.
Формы реализации:
• беседы с детьми о декоративно-прикладном искусстве;
• рассматривание видов росписи;
• выполнение работ по изобразительной деятельности;
• подвижные и малоподвижные народные игры;
• Выставка «Дымковские Барыни»
• работа с родителями:
• совместные работы с детьми;
• консультация для родителей;
• беседы;
• обогащение предметно-развивающей среды;
*мастер- класс «Роспись деревянной матрешки»
Этапы реализации проекта :
• подготовительный;
• основной;
• заключительный
(открытое интегрированное занятие совместно с музыкальным руководителем «Народно - прикладное искусство- как средство развития духовно-нравственного воспитания»).
Реализация проекта по этапам :
Подготовительный этап
1. Поиск, анализ, систематизация, имеющиеся литературы по декоративно-прикладному искусству, разработка планирования по изобразительной и продуктивной деятельности.
2. Подбор и подготовка наглядного материала и технического обеспечения.
3. Подвести к формулировке задач: иметь представление о народных промыслах (Гжель, Дымково, Хохлома);
- отразить впечатления в продуктах своей деятельности;
- принять участие вместе с родителями в создании выставки «Дымковская Барыня»
- рассматривают иллюстрации по декоративно-прикладному искусству;
- закрепляют знания о характерных признаках, особенностях узоров и элементов;
- принимают активное участие в выставке «Дымковская Барыня», Мастер- класс «Роспись деревянной матрешки».
Основной этап:
1. Организация деятельности детей:
• Познавательная
• Речевая
• Художественно-эстетическая
• Социально-коммуникативная
2. Совместная работа с родителями:
- Организация выставок сувениров и поделок декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов,
- пополнение и обогащение предметно-развивающей среды в группе (наглядные пособия, подбор художественной литературы по декоративно-прикладному искусству, фигурки, глиняные игрушки, изделия из дерева, дерева: матрешки, ложки, раскраски, изготовления шаблонов и трафаретов, изготовление дидактических и настольно-печатных игр.)
- участие в подготовке к мастер-классу «Народные промыслы».
3. Совместная работа со специалистами:
- Музыкальным руководителем. Принимают активное участие в продуктивной деятельности. Заучивают стихи, заклички; знакомятся с новыми народными играми; играми по декоративно-прикладному искусству.
- знакомство с декоративными приемами рисования.
- прослушивание русских народных песен; разучивание песни «Гжель».
Заключительный этап:
1. Создание презентации к НОД «Народные промыслы».
2. Реализация проекта с участием родителей мастер-класс «Дизайн в росписи народных промыслов.
3. Открытое интегрированное занятии «Народно - прикладное искусство- как средство развития духовно-нравственного воспитания» итог проекта.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ПРОЕКТУ
Речевое развитие:
- Беседа на тему: «Что такое Хохлома?»;
- НОД «Пластилинография росписи хохломской - ложки»;
- Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи);
- В. Набоков «Хохлома»;
- П. Синявский «Хохломская роспись».
- Разучивание стихотворения Е. А. Николаевой «Золотая Хохлома».
- Беседа на тему: «Что такое музей?»;
- Интегрированное занятие-беседа (развитие речи +лепка из глины Дымковской Барыни и ее росписи) «Дымковские мастера»;
- Чтение стихотворений: М. Г. Смирнова «Дымка»,
«Красная девица»;
- А. Дьякова «Веселая дымка»,» В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска».
- Разучивание стихотворения Е. А. Никоновой «Дымковская игрушка».
- Беседа «Сине-голубое чудо», «Гжель»;
- НОД «Ремесла на Руси»
- Разучивание стихотворения Е. А. Никоновой «Узоры Гжель»
Познавательное развитие:
- Беседа «Золотая Хохлома».
- Рассматривание альбомов и наглядно-демонстрационного материала ( использование ИКТ: слайды,презентации).
- Роспись деревянной ложки элементами хохломской росписи.
- Мастер- класс с родителями «Роспись деревянной матрешки».
- НОД «Из чего же, из чего же?» («дерево-Хохлома», «глина-Дымка», «фарфор-Гжель»).
- Дидактическая игра «Собери цветок» (умение складывать из частей целое).
Социально-коммуникативное развитие:
Дидактические игры:
- «Угадай и расскажи»
(закрепление знаний детей о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства);
- «Найди отличия»
(умение находить сходства и различия).
- «Составь узор»
(закрепление умения составлять узоры способом аппликации);
- «Назови правильно»
(закрепление знаний о народных художественных промыслах, их признаках)
- «Собери Гжельскую розу»
(закрепление умения составлять гжельскую розу способом аппликации);
- «Угадай, какая роспись»
(умение узнавать роспись по элементам орнамента)
Художественно-эстетическое развитие:
- Рисование «Хохломская веточка»
(гуашь; с использованием ватных палочек).
- знакомство с декоративными приемами рисования.
- рисование «Знакомьтесь - русская матрешка»
(восковые карандаши + акварель).
- рисование «Укрась тарелочку. Гжель» (гуашь).
- лепка «Дымковские игрушки» (дымковская барышня)
Музыкальное развитие:
- Хороводные игры: «Каравай»; «Заря-заряница».
- тематическое занятие «Ой вы гусли, мои гусли».
- хороводная игра «Гори, гори ясно».
- музыкально-дидактическая игра «Угадай инструмент».
- хороводная игра «Ручеек».
- разучивание песни «Гжель».
Заключительный этап:
- Организовать выставку работ по народному декоративно-прикладному творчеству, выполненных родителями с детьми.
- Открытое интегрированное занятии с музыкальным руководителем «Народно- прикладное искусство- как средство развития духовно- нравственного воспитания».
Итог:
По окончании данного проекта у детей развились такие качества, как: эстетический вкус, умение определять виды промыслов, умение создавать рисунок, используя цветовое сочетание. Самостоятельно выбирать элементы орнамента при создании композиции. Проект позволил расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.