МААМ-картинки

Конспект занятия по народному декоративно-прикладному искусству «Золотые руки мастеров» в подготовительной группе

Марина Дудина
Конспект занятия по народному декоративно-прикладному искусству «Золотые руки мастеров» в подготовительной группе

Конспект занятия – по народному декоративно-прикладному искусству в подготовительной группе «Золотые руки мастеров».

Цель: формирование представления детей о народных промыслах.

Задачи

Образовательные:

Публикация «Конспект занятия по народному декоративно-прикладному искусству „Золотые руки мастеров“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, хохлома, городецкая роспись, дымковская игрушка, жостовские подносы, с их характерными особенностями.

Побуждать к стремлению составлять рассказы, высказывать суждения, собственное понимание художественного образа.

Обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.

Развивать связную речь.

Развивать внимание, познавательную активность.

Воспитательные:

Воспитывать интерес уважение к труду народных мастеров.

Словарная работа:

народные промыслы, прикладное искусство, гжель, хохломская роспись, дымковская игрушка, городецкая роспись, элементы росписи

Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова, музыкального сопровождения, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, рассматривание изделий народных промыслов, анализ, подведение итогов.

Материалы и оборудование:

Изделия народных мастеров Дымкова, Гжели, Хохломы, Городца, Жостово.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, изобразительная деятельность по данной теме.

Ход НОД:

Во все времена ценили людей умелых и трудолюбивых, недаром говорили на Руси: «Человек трудом красен».

А вот лентяев не любили в народе, смеялись над ними:

«Спишь-спишь, и отдохнуть некогда»,

«Люди - жать, а мы - на солнышке лежать»,

«Делано наспех - сделано на смех»,

«Труд кормит, а лень портит»

Не колода лодырь, не пень. а лежит целый день.

Не жнет и не косит, а обедать просит.

Хочешь есть калачи - не сиди на печи!

Дети всегда помогали взрослым, были им хорошими помощниками. Взрослые люди говорили про них: «Маленький, да удаленький!»

- Ребята, а вы любите трудиться? А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

Скучен день до вечера, когда делать нечего.

Судят не по словам, а по делам.

Сделал дело - гуляй смело!

Делу - время, а потехе - час.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Терпение и труд все перетрут.

Почет и труд рядом идут.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Народ всегда с уважением относился к тому, кто много трудится. В русских сказках, песнях, поговорках высмеиваются белоручки и лентяи, а прославляются люди ловкие, умелые, трудолюбивые.

Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы.

Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер золотые руки», «Мастер на все руки».

А любуясь выполненной работой, говорили: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства», «Красна птица оперением, а человек - рукоделием».

Уважение и любовь к труду русский народ выразил не только в песнях, но и в играх.

Хороводная игра «Колпачок».

(ведущий сидит на корточках в середине хоровода, на нём одет головной убор в виде колпачка)

Дети: Колпачок, колпачок

Тоненькие ножки

Красные сапожки.

Мы тебя поили, мы тебя кормили,

На ноги поставили (дети подходят к центру, приподнимают ведущего и снова образуют круг,

Танцевать заставили (хлопают в ладоши

Танцуй сколько хочешь

Выбирай кого захочешь (ведущий танцует с закрытыми глазами и выбирает игрока из хоровода).

Послушайте интересную старую сказку.

Жила-была_в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица : и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела - залюбуешься. И прозвали ее за это Марья-искусница. Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. А Марья-искусница превратилась в красивую жар-птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.

Одно перышко упало в село Дымково. А вы, ребята, знаете, что делали дымковские мастера? (Игрушки из глины.)

Весёлая белая глина.

Кружочки полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы,

А ну, назовите меня…Дымка.

(дети подходят к столу, где выставлены дымковские игрушки).

Этот промысел возник в селе Дымково,. Игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Игрушки получались яркие и разнообразные. Это барыни в пёстрых юбках, кавалеры бравые, важные индюки и петухи, кормилицы, кони, коровы, карусели и многое другое.

Скажите, ребята, из чего лепят мастера игрушки?

(Из глины).

Из каких элементов состоит дымковский узор?

(Из кругов, полосок, клеток, пятен).

А какие основные цвета дымковской игрушки?

(Жёлтый, синий, зелёный, красный, чёрный, белый.)

Другое перышко упало в села Хохлома

Листочки, ягодки, цветочки,

Стебелёчек, завиток.

Здесь хозяева три цвета:

Чёрный, красный, золотой.

Откуда товар такой? Хохлома

(дети подходят к столу, на котором выставлены изделия с хохломской росписью).

Золотая хохлома - одна из самых известных росписей в России. Своё название он получил от крупного торгового села Хохлома Нижегородской губернии, куда привозились для продажи изделия из ближайших сёл и деревень. Из какого очень доступного материала сделаны эти изделия?

(Из дерева).

мастер сначала вытачивает ложечку или чашку из дерева, потом расписывает красками, покрывает готовое изделие лаком и ставит в печь, что бы оно высохло.

Одно удовольствие есть из такой посуды! А русский народ даже играть выучился на деревянных ложках.

Назовите основные цвета хохломской росписи.

(Чёрный, золотой, красный, зелёный).

Из каких элементов состоит хохломская роспись.

Ягоды, завитки, цветы, листья, травка).

Да, ребята, красная трава по золотистому фону считается одним из главных элементов хохломского узора. Так почему же хохлому называют золотой?

(Здесь много жёлтого, золотого цвета).

Музыкальная пауза.

Дети под русскую народную мелодию «Во поле березка стояла» танцуют с хохломскими ложками.

Третье перышко упало в городе Городец

На дощечке коль девица

Иль удалый молодец,

Чудо–конь и чудо-птица

Это значит…Городец

Городецкая роспись всегда очень яркая, выполненная свободным мазком с белой и чёрной обводкой. Какие изделия украшали такой росписью.

(Тарелки, разделочные доски, хлебницы, мебель, прялки, игрушки).

Из какого материала создавались эти изделия?

(Из дерева).

Какие основные цвета этой росписи?

Дети: (Ярко-жёлтый, синий, зелёный, красный, розовый, голубой, чёрный и белый).

Какие основные мотивы городецкой росписи?

(Цветочные узоры, кони, птицы).

- А еще одно перышко упало в подмосковной деревушке под названием Гжель. И появились там мастера на все руки добрые работящие люди, которые делали много разной посуды. Из какого материала изготавливали гжельские мастера свои изделия.

(Из белой глины).

- Да, ребята, все изделия из глины мастера подвергали обжигу в печи Назовите, ребята, цвета гжельской росписи.

(Синий, голубой, белой).

Думали мастера, решали, как же им украсить свою необычную посуду. Посмотрели они внимательно вокруг и решили взять три цвета у окружающей природы. Ребята, где в природе мы встречаем эти цвета?

Дети: (Голубое небо, белые облака, синие озёра, белые лебеди, белый снег).

Верно, ребята. С той поры стали называть люди эту посуду ласково «Сказочная Гжель». Назовите самые популярные элементы узоров в гжельской росписи.

Дети: (Розы, травки, завитки, точки, полосочки).

А еще одно перышко упало в селе Жостово.

в селе делают металлические подносы, название их похоже на слово «жесть», а это «металл».

Жостовские подносы украшены красивым узором из цветов и листьев.

А какие элементы росписи жостовских подносов вы знаете?

(«травинки», «усики», «зигзаг», «цветок», «кайма», «пятилистик»)

Букет может быть «в центре», «в раскидку», «с угла», «венок» и «полувенок».

Но вот беда! Налетел ураган страшной силы, разметал, перевернул, перепутал все изделия народных мастеров. Давайте поможем расставить всё по своим местам.

игра «Собери картинку» :

Ребята, мы с вами познакомились с чудесными предметами из разных городов России.

А давайте назовём ещё раз, как называется мастер, расписывающий изделие (Художник); назовите инструмент художника (кисть); из какого материала делали свои изделия мастера Гжели и Дымковской игрушки (из глины); какой материал использовали мастера Городецкой росписи и Хохломы (дерево).

А сейчас давайте выполним еще одно задание и вспомним элементы каждой росписи. Готовы?

Дети выкладывают картинки – предметы к соответствующей картинке с изображением элементов росписи (пазлы)

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по приобщению детей к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству «Ярмарка» Интегрированное занятие по приобщению детей к народным истокам, декоративно – прикладному и фольклорному искусству русского народа Средняя.

Интегрированное занятие по знакомству с народными промыслами «Золотые руки мастеров» в подготовительной группе Интегрированное занятие по знакомству с народными промыслами «Золотые руки мастеров» в подготовительной группе. Цель: Создание условий.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Золотые руки мастеров Дагестана» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему: «Золотые руки мастеров Дагестана» Тип НОД: занятие по обобщению.

Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству в подготовительной группе «Очей очарованье»Конспект занятия по декоративно-прикладному творчеству в подготовительной группе «Очей очарованье» Цель: Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж; Научить видеть в картине средства выразительности: цвет и форму предметов,.

Мастер-класс для педагогов по народному декоративно-прикладному искусству «В гостях у мастеров»Мастер-класс для педагогов по народному декоративно-прикладному искусству «В гостях у мастеров» Приобщать педагогов и детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности; воспитывать.

Проект по декоративно-прикладному искусству в старшей группе «В гости к Барышне»Проект по декоративно-прикладному искусству в старшей группе «В гости к Барышне» Актуальность: Актуальность заключается в необходимости формирования и развития у детей дошкольного возраста значимых идеалов и ориентиров,.

Программа кружка по декоративно-прикладному искусству «Солнышко» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №53» городского округа город Салават Республики.

Модифицированная программа дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству «Рукоделие» .

Конспект по декоративно-прикладному искусству «Гжель» Тема: Декоративно – прикладное искусство». «Гжель». Цель: • Познакомить детей с разнообразием народного искусства, художественных промыслов.

Планирование на неделю по декоративно-прикладному искусству «Дымковская игрушка» Тема недели: Декоративно – прикладное искусство». «Дымковская игрушка» Цель: приобщение детей к русской культуре, знакомство с народными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по народному декоративно-прикладному искусству «Золотые руки мастеров» в подготовительной группе
Опубликовано: 24 июня 2019 в 18:41
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД