Наталия Алексеева
Видео и проект по декоративно-прикладному творчеству «Народные промыслы» для дошкольников 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнила: Алексеева Наталия
Уважаемые коллеги!
Предлагаю вашему вниманию проект по декоративно- прикладному творчеству «Народные промыслы» для дошкольников 6-7 лет. Результатом совместной деятельности воспитателя и детей является создание мини - мультфильма "Волшебное чаепитие"
Видео: https://www.youtube.com/embed/M1Rw_uo0IJUСам проект представлен в виде презентации и описательного материала к нему.
Проект по декоративно- прикладному творчеству
Темочки:
«Народные промыслы»
для дошкольников 6-7 лет
Выполнила:
воспитатель Алексеева Наталия Николаевна
Ничто не скрепляет народ как традиции.
Именно на них опирается культуросообразность.
Чем богаче традиции, тем выше
его национальная гордость и человеческое достоинство.
С. Н. Волков
Проблема: Анализ основных общеобразовательных программ подтверждает, что задача приобщения детей к народной культуре ставится уже на ступени дошкольного образования. Однако, изучение опыта работы более двухсот образовательных организаций разных регионов России показывает, что произведения декоративно- прикладного искусства, в том числе народные игрушки, зачастую используются лишь в качестве предметов интерьера группы, подменяются низкопробными подделками или самодельными формами, выступают иллюстрацией для декоративно- оформительской работы детей по образцу, без проникновения в сущность народного искусства и процесса его создания (Н. К. Гаранина)
Актуальность и новизна. Любовь к своей отчизне формируется у ребенка с самого раннего детства, когда он восприимчив к яркому, новому. Через знакомство с народным декоративно-прикладным искусством, которое несет в себе национальные традиции, дошкольник соприкасается с жизнью народа, с тем, чем народ живет в прошлом и настоящем. Одним из наиболее доступных видов народной культуры является знакомство с народной игрушкой. В ней отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии. Народное декоративно-прикладное творчество развивает образное мышление ребенка, фантазию, влияет на творческий процесс. Связанное с декоративным творчеством художественное слово только усиливает процесс формирования нравственно-патриотических чувств подрастающего поколения. Развивающая предметно-пространственная среда позиционируется ФГОС как одно из важнейших условий успешного решения образовательных задач в культуросообразном пространстве. В связи с этим особое значение приобретает необходимость полихудожественного подхода в проектировании среды дошкольной образовательной организации. В основе полихудожественного подхода лежат представления о том, что каждый ребёнок изначально предрасположен к восприятию разных видов искусства, разных видов художественного творчества; любой ребёнок воспринимает мир в художественных образах, возникающих в его фантазии и воображении; каждый ребёнок способен действовать и творить в любом виде искусства – кроме того, он без труда рисует и говорит, двигается и поет, играет и воображает
Период работы: октябрь 2018г – апрель 2019г
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, музыкальный работник, логопед.
Цель проекта: приобщение детей к истокам русской культуры посредством народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Образовательные:
• расширить знания детей о народных промыслах
• познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской, филимоновской игрушкой, хохломской, городецкой росписью, с гжелью
• вызвать интерес у детей к народному творчеству
• закрепить умение выразительно читать стихи, исполнять песни
• учить понимать образный смысл загадок
• закрепить умение сочетать движения и речь
• учить видеть красоту и своеобразие дымковской, филимоновской игрушки, хохломской, городецкой, гжельской росписи
• учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.
• учить использовать растительные элементы
• учить детей ориентироваться в различных видах росписи
• учить наблюдать за живой природой
Воспитательные:
• воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству
• воспитывать любовь к народному творчеству
• воспитывать уважение к работе народных мастеров
• воспитывать эстетические и этические чувства
• воспитывать любознательность
• формировать навык работать самостоятельно и творчески
• побудить родителей к активной работе, к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей
Развивающие:
• развитие познавательной активности детей.
• развивать чувство цвета, композиционные умения.
• развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Задачи в интеграции образовательных областей:
Речевое развитие:
• совершенствовать речь, как средство общения;
• способствовать обогащению словаря детей, развитию грамматически правильной связной речи;
• способствовать пониманию образного смысла загадок, пословиц, поговорок;
• прививать любовь к фольклорным традициям.
Познавательное развитие:
• способствовать становлению устойчивого познавательного интереса к своей истории, людям труда, народной культуре;
• развивать мотивацию и любознательность у детей;
• расширять представления детей о материалах природного (дерево и глина) и рукотворного мира (фарфор);
закреплять умение исследовать окружающий мир с помощью познавательно - исследовательской деятельности.
Физическое развитие:
• развивать мелкую моторику пальцев обеих рук, координацию движения рук, глазомер;
• обогащать двигательный опыт детей;
• развивать крупную моторику;
• формировать положительные эмоции
Социально – коммуникативное развитие:
• способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к культуре русского народа;
• расширять представления о культуре и традициях русского народа;
• формировать позитивную установку к разным видам труда и творчества;
• воспитывать желание и умение доброжелательно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
• воспитывать активность, самостоятельность, инициативность;
• закладывать основы таких личных качеств, как привычка к трудовому усилию, аккуратность, желание довести начатое до конца, способность работать в коллективе.
Планируемые результаты проекта:
в группе
- обогащение предметно-развивающей среды;
- пополнение дидактического материала по разделу «Декоративно-прикладное искусство»
- создание мини- музея «Народная игрушка»
- создание коллекции деревянных игрушек «Птицы России», расписанных детьми по желанию, различными видами росписи
для детей
- знание детьми народных промыслов, умение различать их виды;
- рассказывают об истории возникновения предметов творчества, в каких центрах традиционных народных художественных промыслов России созданы изделия;
- положительная динамика сформированности нравственных качеств, эстетического восприятия, степени овладения детьми декоративным рисованием;
- составляют узоры, композиции по мотивам народной декоративной росписи;
- получают положительный эмоциональный отклик от своей деятельности;
для родителей
- обогащают свои знания о народных декоративных изделиях;
- повышение заинтересованности родителей в решении проблем эстетического и нравственного воспитания детей
- активная помощь в оформлении выставки «Народные мастера» (совместная работа детей с родителями);
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный.
Деятельность педагога:
- ввести в игровую ситуацию
- сформулировать проблему
- определить задачи
- определить продукт проекта
Деятельность детей:
- вживаются в игровую ситуацию
- осознают проблему
- принимают задачи проекта
2 этап. Организация работы над проектом.
Деятельность педагогов:
- помогают в решении задач
- помогают спланировать деятельность
- организуют деятельность детей в тетрадях из серии «Народные промыслы»
- подбирают методический и наглядный материал: «Матрешка: история и виды», «Праздничная дымка», «Нежная гжель», «Разудалый Городец», «Жостово», «Филимоновская игрушка»
- консультируют родителей (папка-передвижка) на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье»
- организуют оформление выставки работ с детьми «Изделия русских мастеров» (по темам)
Деятельность детей:
- объединение в рабочие группы
- распределение ролей
3 этап. Практическая деятельность:
Деятельность педагогов:
- практическая помощь.
- направляют и контролируют осуществление проекта
Деятельность детей:
- используют иллюстрации
- работа над поделками
- в процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу
4 этап. Презентация.
Деятельность педагогов:
- подготовка к презентации проекта «Россия-Родина моя!»
- выставка детских работ по теме «Декоративно – прикладное искусство»
- музыкальное развлечение «Масленица»
- оказывают помощь и техподдержку в создании мини- мультфильмов
- ведут подготовку по организации итогового НОД «Птицы России»
Деятельность детей:
- рассказывают о народных промыслах
- читают стихи
- загадывают и отгадывают загадки
- исполняют песни, частушки, танцы
- водят хороводы
- играют в народные музыкальные игры
- создают мини- мультфильмы «Весёлое чаепитие», «Весёлые лошадки»
5 этап. Роль родителей в реализации проекта:
- Чтение и заучивание стихов
- Рассматривание иллюстраций
- Подбор иллюстрации, информации для оформления альбома по декоративно – прикладному искусству
- Изготовление поделок
- Помощь родителей в изготовление атрибутов для праздника «Масленица»
Пути реализации
1. Художественно-эстетическое развитие:
Художественное творчество
• Разукрашивание узоров в рабочей тетради «Народные промыслы» по темам
• Рисование элементов дымковской, гжельской, хохломской росписи
• Роспись плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки», «Распишем деревянные доски», «Дымковская барыня», «Сказочные птицы».
• Лепка: «Дымковская лошадка», «Козлик по мотивам дымковской игрушки», «Дымковский индюк», посуда «Хохлома»
• Роспись объемных фигур: посуда «Гжель» (папье - маше)
2. Музыкальное развитие
• Песня на мелодию русской народной песни «Ой, вставала я…»;
• «Незабудковая Гжель» муз. Чичкова, сл. П. Синявского;
• Русский народный хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой;
• Частушки;
• Парный танец
3. Ознакомление с предметным и социальным миром:
Проведение бесед с детьми по темам:
• «Дымковская игрушка»
• «Сказочная гжель»
• «Матрешка»
• «Золотая хохлома»
• «Городецкая игрушка»
• «Филимоновская игрушка»
4. Художественная литература
• Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома». См. «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет». В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева.
• Заучивание стихов.
• Загадывание загадок.
• Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи)
5. Социально-коммуникативное развитие
Дидактические игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару»
Формы работы:
• беседа
• подвижные игры
• чтение художественной литературы: потешки, небылицы, пословицы и поговорки о семье, Родине, русские народные сказки.
• рассматривание иллюстраций
• заучивание считалок, потешек, песенок
• дидактические игры
• совместная работа с родителями, консультации
• изобразительная деятельность
Продукт проектной деятельности:
• альбом «Декоративно – прикладное искусство России» (презентация)
• музыкальное развлечение «Масленица»
• открытое занятие «Россия-родина моя!»
• выставка детских рисунков по декоративно – прикладному искусству
• оформление мини-музея народного декоративно-прикладного искусства «Город мастеров»
• создание мини- музея народной игрушки
• создание коллекции деревянных игрушек «Птицы России»
• совместно с воспитателями создание мини- мультфильмов