Татьяна Хафизова
Программа кружка по декоративно-прикладному искусству «Солнышко»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №53» городского округа город Салават Республики Башкортостан
Образовательная программа кружка декоративно-прикладного искусства «Солнышко»
для детей 5-7 лет
Составил:
воспитатель Хафизова Т. Н.
г. Салават
Пояснительная записка
Актуальность.
«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
Публикация «Программа кружка по декоративно-прикладному искусству „Солнышко“» размещена в разделах
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Солнце, солнышко
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».
М. И. Калинин
К народным традициям должно
Быть величайшее внимание,
Их надо изучать и воспринимать всей душой,
их надо осваивать.
А. Б. Салтыков
Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.
Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А. П. Усова, Т. С. Комарова, Н. Б. Халезова, Т. Я. Шпикалова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.
ДПИ обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощённость, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах ДПИ новизну и элементы сказочности.
В процессе создания предметов ДПИ у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются чёткие и достаточно полные представления о предметах ДПИ в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребёнком соединена с ним живым нервом, и всё, что передаётся психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее». Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материал народного декоративно-прикладного искусства, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир ребенок, и этот потенциал надо раскрыть.
Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь из сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.
В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели, выделили в процессе восприятия. Создавая свое изделие, декоративно-прикладное искусство дети отмечают, почему оно нравится, что в нем интересного, почему оно радует их. Часто эстетическая оценка переплетается с нравственной.
У детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.
В узорах декоративных росписей, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений.
Также народное ДПИ способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. Также развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов ДПИ и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умение описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.
Творческие способности детей при применении ДПИ развиваются в разных направлениях:
- В предварительном создании эскизов на бумаге;
- В продумывании элементов узора;
- В расположении их на объёмах;
- В создании предметов декоративного характера;
- В умения найти способ изображения и оформления предмета;
- В перенесении задуманного декоративного узора на изделие.
В процессе работы с различными материалами дошкольники познают свойства разных материалов, возможности их преобразования в своих работах. В процессе овладения приёмами декоративной росписи у детей формируется свобода и раскованность всей руки, координация руки и глаза. Развитие детского творчества в декоративной лепке во многом зависит от умения детей работать с глиной, красками и соответствующими инструментами. Декоративная лепка способствует приобретению этих умений, так как предметы тщательности в обработке, что достигается при помощи стеки, пальцев, мокрой салфетки. Следовательно, работа влияет на развитие мышц кисти ребёнка, формирует умения работать кончиками пальцев, делает их более чувствительными, т. е. развивается рука, а это очень важно для обучения в школе.
“Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.
Направление: Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов. Знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением. Развитие творческих способностей в процессе приобщения детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Цель программы : Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство. Подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.
Интегрированные адачи:
Образовательные:
- Приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности;
- Познакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством;
- Формировать эстетическое отношение к предметам.
- Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного искусства;
- Формировать знания детей о разных видах народного искусства, умение различать характерные особенности каждого вида росписи;
- Формировать умения детей использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;
- Формировать бережное отношение к собственным поделкам и поделкам сверстников. Побуждать рассказывать о них.
- Формировать основы художественной культуры;
Развивающие:
- Развивать художественно-творческий вкус у детей;
- Развивать творческие способности детей, самостоятельность.
- Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие, эстетические чувства;
- Развивать практическое овладение нормами речи.
- Развивать навыки творческого рассказывания.
- Обогащать словарный запас детей.
- Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать мелкую моторику рук.
- Способствовать знакомству классической закономерности народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т. д.);
- На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;
- Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.
Воспитывающие:
- Воспитывать умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно;
- Воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству и понимание связи между различными видами творчества (деревянное зодчество, керамические промыслы, русская народная музыка и фольклор).
- Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.
- Воспитывать эстетическое восприятие предмета; уважение к труду народных умельцев, интерес к их работе, желание создавать подобные игрушки.
Отличительные особенности данной программы : организация развивающей среды: использование нетрадиционные техник рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические и развивающие игры, технологические карты с элементами народной росписи, последовательности лепки изделий, создание условий для самостоятельной деятельности, иллюстрированный материал, видеозаписи, изделия декоративно-прикладного искусства, силуэтное моделирование, физминутки, упражнения для прорисовки элементов росписей. Работа по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, через народный фольклор, обычаи и обряды, народные праздники и народной музыки усиливает восприятие детей.
Применяемые методы: метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение); жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Индивидуальная работа с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться, для того чтобы:
- Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству. Учитывая индивидуальные способности детей.
- Определить возможные перспективные работы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
- Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.
Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.
Программа предполагает проведение детско-взрослой (партнёрской) формы совместной деятельности 1 раз в неделю, во второй половине дня.
Срок реализации программы : 4 года.
Возраст детей: 3-7 лет.
Для проведения результативности проводится мониторинг в начале и в конце года.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются : участие детей в развлечениях, праздниках, досугах, посвященных народным промыслам, тематические выставки в детском саду.
Ожидаемый результат:
- Узнают и называют знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства;
- Составляют узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создают декоративные композиции по мотивам народных изделий;
- Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находить их сходство и различие;
- Лепят из глины декоративные изделия используя способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой;
- Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования.
- Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные в непосредственно-образовательной деятельности;
- Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства;
- Умеют самостоятельно провести анализ изделия и рисунка;
- Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т. п.
- Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;
- Лепят из глины изделия, используя разнообразные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой;
- Применяют в работе полученные знания, умения и навыки;
- Используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования.
Методы оценки результативности программы :
Количественный анализ:
- посещаемость; статические данные; фиксация в рабочем журнале; отслеживание результата (наблюдение, диагностика); практические материалы.
Качественный анализ:
- формирование новых навыков и умений; анализ успешности деятельности в достижении целей; анализ диагностического материала.