Елена Мазанова
Проектирование совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателей, родителей и детей в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проектирование совместной деятельности педагогов, родителей и детей в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР – это непростая задача на современном этапе. И каждый коллектив видит её содержание по-своему. Мы представляем свой опыт работы в этом направлении.
Планирование на одну неделю по календарно-тематическому плану детского сада по теме «Огород. Овощи» представляем как систему неких мероприятий, которые рекомендует учитель-логопед, проводят учитель-логопед, воспитатель, проводим как в непосредственно организованной деятельности, так и в режимных моментах.
Публикация «Проектирование совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателей, родителей и детей в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Всё планирование мы строили в соответствии с принципами ФГОС ДО. Оно подчинено календарно-тематическому плану ДОУ и соответствует ООП ДО.
На каждую неделю учитель-логопед составляет перспективное планирование и знакомит с ним воспитателя, совместно они планируют деятельность по созданию предметно-развивающей среды и взаимодействию с родителями воспитанников группы в течение всей нежели.
В плане есть следующие разделы:
• Совместная деятельность с детьми (учитель-логопед представляет набор коррекционно-логопедический групповых занятий, в соответствии с рабочей программой учителя-логопеда, составленной с учётом ООП ДО, воспитатель в соответствии со своей рабочей программой);
• Создание предметно-развивающей среды;
• Взаимодействие с воспитателями;
• Взаимодействие с родителями.
Также в планировании представлены рекомендации учителя-логопеда для воспитателей. На каждой неделе можно найти рекомендации для проведения:
• Речевых, настольных, дидактических и подвижных игр,
• Артикуляционной и пальчиковой гимнастики;
• А также оформлению уголка мелкой моторики, книжного уголка и т. д.
Для примера мы представляем одну из недель нашего планирования.
1 неделя: «Овощи»
Совместная деятельность с детьми
1. Тема: «Овощи» (1 занятие)
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи
Задачи:
1. Закрепление умений образования множественно числа существительных от единственного.
2. Дифференциация единственного и множественного числа существительных.
3. Знакомство с неизменяемыми существительными.
4. Составление простых распространённых предложений по предложенным картинкам.
5. Развитие логического мышления.
6. Развитие зрительного восприятия предметов.
7. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.
Логика построения коррекционно-логопедического занятия:
I. Орг. момент (Введение в тему)
1. Развитие зрительного восприятия.
Вывод: сегодня будем говорить об овощах.
II. Основная часть
1. Знакомство с героем занятия.
2. Игра «Один - много».
3. Дифференциация единственного и множественного числа.
4. Знакомство с неизменяемыми по числам существительными.
5. Развитие логического мышления (работа с загадками)
6. Физминутка («Капуста»).
Тук! Тук! Тук! Тук!
Раздаётся в доме стук.
(ритмичные удары ребром ладоней по столу)
Мы капусту порубили, перетёрли,
(имитация движений соответственно тексту)
Посолили
И набили плотно в кадку
(удары ладонями по столу)
Всё теперь у нас в порядке.
(отряхиваем руки)
7. Составление предложений по картинкам.
III. Итог.
Ситуативный разговор.
2. Тема: «Овощи» (2 занятие)
Цель: развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи.
Задачи:
1. Уточнение словаря по теме «Овощи».
2. Обобщение знания об овощах.
3. Практическое употребление глаголов совершенного и несовершенного вида.
4. Дифференциация предлогов В – НА.
5. Составление сложносочинённых предложений при помощи схемы и союза А.
6. Образование относительных прилагательных.
7. Составление сложноподчинённых предложений при помощи союза ЧТОБЫ.
8. Развитие кинестетических ощущений.
9. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.
Логика построения коррекционно-логопедического занятия:
I. Орг. момент (Введение в тему)
1. Обобщение знаний об овощах.
2. Сделать вывод о теме занятия.
Вывод: сегодня будем говорить об овощах.
II. Основная часть
1. Знакомство с героями занятия.
2. Практическое употребление глаголов совершенного и несовершенного вида.
3. Развитие кинестетических ощущений. Практическое употребление существительных в форме ед. ч. и мн. ч. В. п.
Игра «Узнай на ощупь».
4. Составление сложносочинённых предложений по схеме и по образцу с использованием союза А.
Игра «Сравни и назови».
5. Физминутка.
(повторяют физминутку «Капуста» из прошлого занятия)
6. Образование относительных прилагательных.
7. Составление сложноподчинённых предложений с использованием союза ЧТОБЫ.
III.Итог.
Ситуативный разговор.
3. Тема «Звуки Б – БЬ, П - ПЬ» (1 занятие)
Цель: Знакомство со звуками Б – БЬ, П - ПЬ и их различие.
Задачи:
1. Знакомство со звуками Б, БЬ, П - ПЬ.
2. Дифференциация звуков Б – БЬ, П - ПЬ изолированно, в слогах, словах.
3. Знакомство с нормой артикуляции звуков занятия.
4. Развитие фонематического восприятия, анализа.
5. Развитие логического мышления.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная
Логика построения коррекционно-логопедического занятия:
I. Орг. момент (Введение в тему)
1. Развитие понимания обращённой речи. Закрепление умения отвечать на вопросы.
2. Определение первого звука в слове.
Вывод: Звуки Б – БЬ, П – ПЬ (на сказке «Репка»).
II. Основная часть.
1. Сравнительная характеристика звуков Б – БЬ, П - ПЬ.
2. Развитие фонематического восприятия.
Игра «Выложи коврик»
3. Развитие представлений о членах семьи.
4. Развитие логического мышления.
5. Физминутка.
(Дети читают стихи и выполняют движения физминутки на звуки П – ПЬ, или Б – БЬ, по выбору)
6. Дифференциация звуков Б – БЬ, П – ПЬ в слогах.
(игра с мячом)
7. Дифференциация звуков Б – БЬ, П – ПЬ в словах.
8. Развитие навыка письма и чтения.
III. Рефлексия.
Ситуативный разговор.
4. Тема «Звуки Б – БЬ, П - ПЬ. Буквы Б - П» (2 занятие)
Цель: подготовка к грамоте.
Задачи:
1. Закрепление знаний о буквах и звуках занятия.
2. Актуализация словаря на изучаемые звуки.
3. Развитие навыка звукового анализа.
4. Развитие пространственно-временных отношений.
5. Развитие логического мышления.
6. Развитие мимической мускулатуры и эмоциональной сферы
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная
Логика построения коррекционно-логопедического занятия:
I. Орг. момент (Введение в тему)
1. Развитие пространственно-временных представлений.
Вывод: Звуки Б – БЬ. Буква Б.
II. Основная часть.
1. Развитие слухового восприятия.
2. Развитие фонематического восприятия.
3. Составление словосочетаний по теме занятия.
4. Актуализация словаря по теме.
5. Психогимнастика.
6. Развитие звукового анализа.
7. Развитие языкового анализа.
8. Развитие навыка чтения и письма.
III. Рефлексия.
Ситуативный разговор. Книжный уголок:
пополнение уголка рассказами об овощах (Т. Шорыгина «Овощи. Какие они?» (читаем о тыкве, кабачке и чесноке)
Предметно-развивающая среда:
1. Уголок дидактических игр:
«Кто быстрее соберёт овощи в корзинку»
«Четвёртый лишний».
«Определи овощ на вкус»
«Определи овощ по описанию»
«Что где растёт?»
«Чудесный мешочек»
«Овощной магазин» (на развитие пространственного восприятия – расположение овощей на полочках)
«Сосчитай и назови» (согласование числительных с существительными)
2. Уголок сюжетно-ролевых игр:
• «Супермаркет»
• «Овощной магазин»
3. Настольные игры:
«Овощное лото»
«Во саду ли в огороде» (дифференциация овощей и фруктов)
4. Уголок мелкой моторики:
• «Прищепки»
• Пазлы «Овощи»
• Игра с мозаикой
• Шнуровка «Овощные узоры»
5. Уголок правильного дыхания:
«Выросла на грядке морковка»
«Весёлые огурчики»
6. Речевой уголок:
• Пополнение наглядным картинным материалом по лексической теме «Огород. Овощи».
• Картинки «Парочки»
7. Альбом в группе: «Овощи. Огород»
8. Макет в развивающей среде «В огороде у Маши и Миши»
9. Копилка новых слов:
1. Урожай, картофель, морковь, капуста, свёкла, огурцы, помидоры, баклажаны, кабачки, чеснок, грядка, парник, теплица.
2. Спелый, зрелый, ду-шитый, сочный, аппе-титный, гладкий, крас-ный, оранжевый, фио-летовый, жёлтый, зелё-ный, голубой, розовый, коричневый.
3. Зреть, спеть, срезать, подкапывать, подкар-мливать, окапывать, пахать, подвязывать, пригибать.
Взаимодействие с воспитателем:
1. Взаимодействие взрослого и детей (коррекционный час): проведение игр для развития грамматического строя речи:
«Один – много»
«Нет чего» (во множественном числе)
«Часть и целое»
2. Подвижные игры:
«Пробеги между грядками»
«Пугало и вороны»
3. Игры на развитие внимания, мышления, воображения, памяти:
• «Посмотри и назови».
• «Четвёртый лишний».
• «Да-нет».
• «Что изменилось».
4. Беседы в течение недели: «О пользе овощей в питании человека», «Как и зачем заготавливать овощи на зиму», «Овощные заготовки в нашей семье», «Помидор – золотое яблоко», «Что вкуснее таблетки или овощи?», «Лук, в твоих объятьях, проходит всякая болезнь»
5. Игры на активизацию мыслительной деятельности:
• «Угадай, что здесь посадили на грядке»,
• «Составление плана посадки».
6. Повторение физминутки «Капуста»
7. Пальчиковая гимнастика: «Грядка»
8. Чтение книг по теме:
Чтение:
Р. н. сказка «Вершки и корешки»
В. Куприн «Отцов-ское поле».
Сутеев. «Огурцы», «Про репку».
Н. Носов. «Огород-ники».
Дж. Родари «Чиполлино»
9. Заучивание стихотворений:
«Однажды хозяйка с база пришла…» (отрывок)
Заучиваем загадки об овощах.
10. Разгадывание и загадывание загадок: об овощах.
11. Индивидуальная коррекционная работа:
- работа над звукопроизношением.
12. Коллективный просмотр в группе:
Серии мультфильма «Чиполлино» (по выбору воспитателя)
Р. н. сказка «Вершки и корешки»
13. Словарная работа в группе: баклажаны, кабачки, чеснок, грядка, парник, теплица; спе-лый, зрелый, душистый, сочный, аппетитный; подкапывать, подкар-мливать, окапывать, пахать, подвязывать, пригибать.
4. Взаимодействие с родителями:
1. Родительский уголок:
«Чем полезны овощи для детей»
2. Стендовая консультация «Что нужно знать детям об овощах»
3. Участие в развитии предметно-развивающей среды:
Пополнение альбома «Овощи».
Помощь в изготовлении макета «В огороде у Маши и Миши»
4. Выставка в группе: Творческая выставка «Овощные фантазии»
5. Словарная работа дома:
1. Урожай, карто-фель, морковь, капуста, свёкла, огурцы, помидоры, баклажаны, кабачки, чеснок, грядка, парник, теплица.
2. Спелый, зрелый, душистый, соч-ный, аппетитный, гладкий, красный, оранжевый, фио-летовый, жёлтый, зелёный, голубой, розовый, коричневый.
3. Зреть, спеть, срезать, подкапы-вать, подкармли-вать, окапывать, пахать, подвязы-вать, пригибать.
Библиография:
1. Агранович З. Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР» (СПб. : «Детство-пресс», 2001.)
2. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей» (М. : «Мозаика-Синтез», 2005.)
3. Мазанова Е. В. «Комплексная коррекционная образовательная программа развития детей 4-7 лет». (Волгоград, «Учитель», 2014 г.)
4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей» (М. : Альфа, 1993.)
5. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. и др. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи.»(М. : Просвещение, 2008)