Анна Васильевна Маркова
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в группе компенсирующей направленности с дошкольниками с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающая работа в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) не может ограничиваться рамками логопедического кабинета. Её эффективность во многом зависит от преемственности в работе учителя-логопеда со всеми участниками коррекционного процесса и прежде всего учителя-логопеда и воспитателя.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей в группе компенсирующей направленности с дошкольниками с ОНР» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
При выстраивании единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей решаются следующие задачи: выработка общей стратегии воспитания детей, согласование планов работы; организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребёнка; оптимизация организационных и содержательных аспектов коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и воспитателей; повышение профессионального уровня.
Важную роль в повышении речевой активности детей, эффективности коррекционной работы по преодолению имеющихся и предупреждению появлению вторичных нарушений играет создание единого речевого пространства в группе.
На первых этапах пребывания детей в группе необходимо «оречествлять» все режимные моменты. Для этого педагоги группы совместно с логопедом подбирают рифмовки, потешки для воздействия на чувства ребёнка, развитие его восприимчивости к слову. Младший воспитатель группы, оказывая помощь в ходе различных режимных моментов, становится непосредственным участником коррекционной работы. Поводом для общения воспитателя с детьми могут послужить совместное рассматривание игрушек, книг, принесённых ребёнком из дома, новая одежда, причёска и т. п. В дальнейшем, изменение содержания предметно-пространственной развивающей среды группы (новые книги, игры, игрушки) будет способствовать формированию интереса детей к предстоящим занятиям, развитию познавательной активности.
Учитель-логопед регулярно знакомит сотрудников группы с речевыми возможностями каждого ребёнка в данный период. Основываясь на этих знаниях, сотрудники группы осуществляют контроль за правильностью речи детей. Исправлять ошибки в речи ребёнка следует спокойно, в корректной форме. В играх не целесообразно привлекать всех детей к исправлению речевых недостатков конкретного ребёнка. На занятиях, напротив, стоит фиксировать внимание на ошибке, предлагать детям найти ошибку и исправить её. Формируя у детей положительное отношение к подобным заданиям, педагог сам даёт заведомо неправильный образец речи, предлагает найти ошибку, исправить её, обязательно благодарит детей за оказанную помощь. Публичное поощрение даже небольших сдвигов в улучшении речи конкретного ребёнка вселяет веру в успех, стимулирует его к речевому общению со сверстниками и взрослыми.
Формы работы по координации деятельности учителя-логопеда с педагогами группы отражаются в календарно-тематическом планировании на текущий год, в котором указаны все сферы совместной деятельности, предусматривается повышение компетентности педагогов по различным проблемам коррекционной работы, в том числе и по запросам педагогов.
Закрепление знаний, полученных детьми на логопедических занятиях, воспитатели осуществляют во время проведения логопедических пятиминуток, индивидуальных занятий, предусматривают закрепление логопедических заданий в процессе выполнения всех режимных моментов, включает в общеобразовательный процесс задания, игры и упражнения коррекционной направленности.
Еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям выдержаны в рамках изучаемой лексической темы.
Логопедические пятиминутки проводятся в первой половине дня, в тот отрезок времени, когда младший воспитатель подготавливает группу к приёму пищи детьми. Материал подбирается с учетом эмоционального состояния детей и предстоящего режимного момента: перед завтраком - настроить детей на рабочий лад; после прогулки, перед обедом – успокоить детей, снизить эмоциональную и двигательную активность перед приёмом пищи и сном.
Подвижные игры, упражнения, пальчиковая и артикуляционная гимнастики служат для развития моторики, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Предложенные игры могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, на прогулке или в совместной игровой деятельности во второй половине дня.
Настольные и сюжетно-ролевые игры способствуют закреплению и активизации словаря, грамматических форм, правильного произношения, развитию диалогической речи. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребёнка к значению слова.
Индивидуальная работа воспитателя с детьми проводится во второй половине дня и преследует цель закрепить знания, умения и навыки по тем разделам программы, при усвоении которых дети испытывают наибольшие затруднения (задания по автоматизации и дифференциации поставленных звуков, закреплению слоговой структуры слова, грамматических категорий).
Высокая степень интеграции образовательных областей реализуется в ходе подготовки и проведения интегрированных занятий, проектной деятельности, детских праздников, утренников, развлечений.
Анализ взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в процессе коррекционно-развивающей работы показывает, что у большинства выпускников ДОУ достаточно сформированы моторика, ВПФ, все компоненты речи; развиты коммуникативные способности, отсутствует барьер общения. Всё это позволяет детям гораздо легче адаптироваться в следующем этапе образования – начальной школе.