Анна Романова
Интеграция образовательных областей в совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей в совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя в разновозрастной группе компенсирующей направленности (старший и подготовительный возраст
).
[/b]В настоящее время все большее распространение и популярность в системе работы в логопедической группе приобретают интегрированные коррекционно-развивающие занятия, которые позволяют избежать перегрузки и дезадаптации детей, помогают высвободить время для свободной игровой деятельности детей, обеспечивают взаимодействие специалистов и родителей дошкольников в коррекционном процессе.
Темочки:
Цель интегрированных занятий – систематизировать, углублять, обобщать личный опыт ребенка с тем, чтобы он освоил новые способы действий, мог использовать свои знания, умения и навыки в практической деятельности, то есть мог поступать компетентно, решая те или иные задачи.
На интегрированных занятиях решаются следующие задачи:
Дидактические: обогащать, уточнять и активизировать языковые навыки воспитанников с ОНР; закреплять, уточнять и обогащать знания по теме (в соответствии с календарно-тематическим планированием интегрированного занятия); помочь детям применять языковые средства (вербальные и невербальные) в различных видах деятельности; развивать отношения, построенные на способности решать проблемы.
Коррекционные: закреплять навыки правильного звукопроизношения; грамматического структурирования высказывания; преодолевать нарушения темпо-ритмической стороны речи и движений; преодолевать нарушения просодической стороны речи; преодолевать нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения; развивать высшие психические функции.
Воспитательные: вызывать желание вступать в контакт с окружающими; воспитывать умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника; воспитывать гуманистическое, толерантное отношение к сверстникам, товарищам; воспитывать умения взаимодействовать в команде. Связующим звеном выступает тема, рассматриваемая на логопедическом занятии. [2]
На интегрированных занятиях используются различные виды доступной дошкольникам деятельности: изобразительная и конструктивно-модельная, игры с пением и подвижные игры, рассматривание картин и рассказывание по картинам, театрализованные игры и игры-драматизации и т. п.
Для таких занятий характерна смешенная структура, позволяющая маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами.
Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:
-чёткость, компактность, сжатость учебного материала;
-продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
-взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
-большая информативная емкость образовательного материала, используемого на занятии;
-систематичность и доступность изложения материала;
-необходимость соблюдения временных рамок занятия [2].
Занятия с участием разных специалистов и родителей дошкольников могут проводиться как еженедельно, так и раз в две недели или раз в месяц. Вопрос частоты проведения таких занятий решается всеми специалистами, участвующими в них.
Основная нагрузка при подготовке таких занятий падает на учителя-логопеда, который разрабатывает структуру занятия и осуществляет координацию действий специалистов.
При подготовке интегрированного занятия логопеду следует четко выполнять следующие действия:
— определить тему и цель занятия;
— обозначить основные этапы занятия, сформулировать задачи каждого этапа совместно со специалистами, обеспечив взаимосвязь и взаимообусловленность этапов занятия, а также интеграцию образовательных областей ;
— включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения;
— предусмотреть на всех этапах занятия использование приемов, обеспечивающие индивидуальный подход к детям;
— при отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития каждого ребенка, его потенциальные возможности;
— определить хорошо знакомый детям словарь, который они должны будут актуализировать на занятии, и распечатать его для всех участвующих в занятии специалистов, обеспечив тем самым переход детей от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств;
— отобрать уже отработанные с детьми грамматические конструкции, организовав таким образом речевую практику, в которой закрепляются лексические и грамматические значения;
— обеспечить постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;
— включить в занятие регулярное повторение усвоенного речевого материала и подключить к этому всех участвующих в занятии специалистов;
— привлечь каждого ребенка к участию в диалогах.
Занятия организуются таким образом, чтобы обеспечить каждому ребенку возможность участвовать в коллективной деятельности, свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Предполагается свободное размещение детей во время занятия, что обеспечивает полноту восприятия чужой речи.
Занятие строится так, чтобы наиболее эмоциональные, сюрпризные, игровые моменты приходились на период нарастания у детей усталости [1].
В нашем детском саду мы ввели в практику проведение интегрированных занятий логопеда и воспитателя НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ (осенью и весной). Кроме основных образовательных, коррекционных и воспитательных задач на таких интегрированных занятиях становится возможным в полной мере решать и здоровьесберегающие задачи:
• Предотвращение перегрузки детей.
• Учет индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, понимания материала детьми, индивидуального темпа.
• Учет актуального состояния здоровья, профилактика нарушения зрения, слуха, дыхания, осанки, мелкой и крупной моторики.
• Максимальное нахождение детей на свежем воздухе
• Применение детьми полученных знаний и умения на практике
Такие занятия дают возможность КАЖДОМУ ребенку стать участником образовательного процесса. Каждое занятие на свежем воздухе – это путешествие, театрализация, помощь герою в преодолении трудностей, что вызывает у детей неподдельный устойчивый интерес. Конечно, чтобы включить фантазию детей, пробудить их творческое начало, педагоги сами должны иметь хорошо развитое воображение и артистизм [1].
На интегрированных занятиях с успехом осуществляется дифференцированный подход, который особо актуален в разновозрастной группе. В процессе образовательной деятельности логопед и воспитатель могут делить детей на 2 подгруппы, решая с каждой из них ту или иную коррекционно- образовательную задачу.
Важная особенность интегрированных занятий на свежем воздухе – минимальное использование искусственных наглядных пособий. Все, что дети изучают, они могут увидеть в естественных условиях, а также - потрогать, понюхать, а иногда и попробовать (при изучении темы «Овощи, фрукты» «Ягоды»). Знания и умения, приобретенные на таких занятиях, являются наиболее устойчивыми, так как эмоционально подкреплены. Родители воспитанников отмечают, что такие занятия наиболее эффективны, долго остаются в памяти детей, они ждут следующего такого занятия.
Литература:
1. Игры-забавы на участке детского сада/ Авт. -сост. Е. А. Алябьева. - М. : ТЦ Сфера, 2015
2. Нищева Н. В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»,- ООО «Детство-Пресс»,2015.