Папки-передвижки

Проект музыкального руководителя «Марш в музыке, движении, песне»

зульфия имамиева
Проект музыкального руководителя «Марш в музыке, движении, песне»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема проекта: «Марш в музыке, движении, песне»

Введение.

Слушание музыки – уникальный вид музыкальной деятельности. Его уникальность состоит в тех развивающих возможностях, которое слушание обеспечивает как в плане музыкального, так и общего психического развития ребенка. Слушая музыку, ребенок познает мир во всем его многообразии, поскольку музыка отражает его в звуках разносторонне и полно. Музыку называют «языком чувств», она дает ни с чем несравнимые возможности для развития эмоциональной сферы детей.

Публикация «Проект музыкального руководителя „Марш в музыке, движении, песне“» размещена в разделах

Д. Б. Кабалевский писал: «Подобно тому, как фундамент связывает дом с землей, с почвой, на которой он держится, песня танец и марш связывают всё богатейшее разнообразно развитое здание музыки с огромными массами людей с народной почвой». (Кабалевский Д. Б. «Воспитание ума и сердца» - М., 1981, с. 15)

Знакомство с жанрами музыки направлено на решение задач художественно-эстетического развития:

1) Дать представление о первичных жанрах музыки, их характерных особенностях:

песня – напевная, плавная, звонкая;

танец – отрывистый, легкий, подвижный, неторопливый;

марш – четкий, отчетливый, размеренный.

2) развивать представления о чертах песенности, танцевальности, маршевости в музыке.

3) дать представление о том, что музыкальное произведение может иметь признаки одновременно двух жанров.

4) систематический развивать звуковысотный слух, побуждать к творчеству, применяя систему творческих заданий;

5) развивать чувство ритма, побуждать к танцевальному творчеству, применяя систему творческих заданий;

6) развивать музыкально-слуховое представление, чувство ритма, обучая игре на детских музыкальных инструментах.

Актуальность.

В процессе музыкальной деятельности, знакомя детей с различными жанрами в музыке, использую контрастное сопоставление репертуара, предложенное в программе «Музыкальные шедевры». Такие сопоставления рождают проблемную познавательно-оценочную ситуацию, что послужило основанием для создания проекта, в основе которого использованы занятия, которые способствуют осознанности восприятия, углубляют эмоциональную отзывчивость на музыку, развивают воображение, творчество.

Вид проекта: познавательно - творческий.

Срок реализации: краткосрочный

Участники проекта: музыкальный руководитель и дети.

Цель: Создание условий для формирования у детей основ музыкальной, художественной и эстетической культуры, для развития творческого потенциала детей в различных видах деятельности на основе знакомства с жанром музыки – марш.

Задачи:

-для педагога: повысить свой профессиональный уровень, найти эффективные формы и методы работы с детьми;

- для детей: формировать культуру слушания музыки, расширять представления детей о марше; развивать музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей; побуждать к проявлению своего отношения к музыкальным произведениям; обогащать музыкальные впечатления детей и способствовать формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.

Предполагаемый результат.

-для педагога: повысится профессиональный уровень; будут найдены эффективные формы и методы работы с детьми по слушанию музыки.

-для детей: сложатся положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным произведениям, сформируются представления о разных видах марша; будет развито образное мышление и творческое воображение; повысится интерес к различным формам музыкальной деятельности; обогатятся музыкальные впечатления детей.

Интеграция ОО:

• Художественно-эстетическое развитие

• Речевое развитие

• Физическое развитие

Этапы реализации проекта:

I этап - подготовительный

II этап – основной

III этап – заключительный

План реализации проекта.

Подготовительный этап:

• изучение литературы по теме «Три кита в музыке»

• оформление кукол – «Танец», «Песня», «Марш»

• музыкально-дидиактическая игра «Чей это марш?»

• карточки «Выложи ритм» (барабаны разных размеров)

Основной этап:

• игровые занятия по слушанию музыки,

• интегрированные занятия

• беседы

• рассматривание альбомов

• просмотр видеозаписей концертов и музыкальных спектаклей

• проведение музыкально-дидактических игр

• организация выставки детских работ по теме «Мы рисуем музыку» (по прослушанным музыкальным произведениям).

Заключительный этап: Проведение музыкального занятия с детьми подготовительной группы «Марш в музыке, движении, песне»

Основной этап:

Песня, танец, марш – жанры доступные восприятию дошкольников даже на начальной стадии их музыкального развития. Именно поэтому знакомить детей с основными жанрами я начинаю с младшей группы. Если мелодия бодрая, четкая, решительная и под неё хорошо шагать, то это марш.

Расширяю представления детей о жанре, о форме музыкального произведения в старших группах. Дети осваивают понятие «жанр». Могут различать новые особенности музыкальных произведений.

«Марш» - по-французски ходьба, движение. От этого слова и пошло наше

«маршировать», то есть ходить особенным, ладным и четким шагом.

Каждый знает, что лучше всего маршировать под музыку. Музыка бодрая, четкая и в то же время не быстрая. Бегать и прыгать под нее не очень удобно. Плавные и медленные движения то же не получаются. Зато ходить - одно удовольствие. И называется такая музыка - марш.

Сказка о марше.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был король. И звали его Марш. Это был удивительный король, величественный, торжественный и энергичный. Он очень любил порядок и организованность. Король всегда держал в руках волшебные палочки, а одежда его отличалась строгостью, элегантностью.

Королевство это было большое, и придворные здесь жили дружно. Все любили маршировать так же, как король, любили порядок и четкость.

Один раз в году, в ясный, солнечный день король Марш устраивал большой праздник, на котором все придворные марши демонстрировали свои наряды. Все они были очень разные. Давайте представим, что все мы сегодня в гостях на этом красочном празднике. Посмотрим, послушаем.

Открывали торжество праздничные марши. Они бодро, весело и четко шествовали перед королем и его свитой

Им на смену выходили жонглеры, борцы, акробаты, спортсмены – спортивные марши. Они подтянуты, упруги и энергичны.

Притворные лицедеи короля – сказочные марши – отличались остротой и подвижностью.

А непобедимая армия короля, военные марши звучали победно, призывно и ликующе. Королевские шуты – шуточные марши – задорно и затейливо веселили публику.

Праздник в королевстве заканчивался торжественным шествием всех притворных короля под звуки парадного марша.

Для того чтобы знакомство с музыкальными жанрами было доступно и понятно детям, я готовлю три куклы и рассказываю про них сказку.

«Жили-были три короля, а точнее, один король и две королевы. И у каждого было своё королевство. Первого короля звали Марш. Жители его королевства не ходили так, как мы с вами обычно ходим, а всегда маршировали. В детский сад ходили маршем, на работу - маршем, в магазин тоже маршем.

Королеву звали Танец. Жители её королевства тоже обычной походкой не ходили. Отличались от других тем, что всегда танцевали: то галопом, как в польке, скакали, то быстро и плавно, как в вальсе, кружились.

Другую королеву звали Песня. Жители её королевства, общаясь между собой, каждое слово не просто произносили, как мы с вами, а пропевали на какую-нибудь мелодию - получалась песня.

Надо сказать, что жители королевств не очень-то между собой дружили - ведь разговаривали они на разных языках: кто маршировал, кто пел, а кто только танцевал! Каждый из правителей думал, что только в его королевстве всё делают правильно, а жители других королевств - просто чудаки.

Однажды поднялся ветер, да такой сильный, что жителей этих трёх королевств подняло, словно пушинки, вверх. Когда ветер стих, они приземлились в совершенно разных местах. Тот, кто пел, оказался там, где танцуют. Тот, кто маршировал, наоборот, оказался там, где поют. Тот, кто танцевал, приземлился в песенном королевстве или оказался среди марширующих. Началась такая паника! Кому нужны эти чужаки, ведь с ними и поговорить нельзя! Как их поймёшь? Но потом всё как-то само собой улеглось, жители успокоились и с уважением стали относиться друг к другу. Сели король и королевы, посовещались между собой и решили, что отныне будут вместе со своими подданными жить в одном большом государстве. С тех пор жители всех трёх королевств дружно живут в одной чудесной стране под названием Музыка».

Дети после прослушивания этой сказки быстрее запоминают музыкальные жанры и лучше определяют их на слух.

Вся музыка - волшебная страна.

Она красива, ласкова, нежна.

Три королевства разных в ряд

В стране волшебной той стоят.

Вот Марш - он величав и строен,

Из громких звуков он построен.

И королевство Танца есть -

Людей весёлых там не счесть!

Весь день резвятся и кружатся

И лишь под утро спать ложатся.

А в королевстве третьем - Песня -

И грусть, и радость жили вместе.

Когда они в одно слились,

По миру песни разнеслись.

Поют их взрослые и дети,

Все люди, что живут на свете.

Вся музыка - волшебная страна,

А без неё и жизнь скучна.

В трёх королевствах побываем

И многое мы там узнаем.

Сравнение произведений одного жанра углубляет восприятие музыки. Для выделения наиболее ярких выразительных средств музыки использую прием оркестровки. Оркестровать произведение – значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру звучания данного произведения.

В дальнейшем использую оркестровку не только для обучения детей навыкам игры на музыкальных инструментах, и для творческого применения. Прием оркестровки побуждает детей внимательно вслушиваться в музыку, чтобы соотнести, имеющиеся у них представления о выразительных и изобразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов с ее звучанием. Чтобы подчеркнуть бодрый, торжественный характер марша используем барабан, тарелки, бубен и другие инструменты.

Одним из эффективных приемов развития музыкального восприятия является передача характера музыки в движении, творческое использование образных движений. Слушая музыку, ребенок имеет возможность передавать ее особенности в движении – общий эмоциональный настрой, акценты, темп, ритмический рисунок, динамика. Объяснять детям что, выбирая движения необходимо прислушиваться к характеру музыки, подсказывающей действия отдельных персонажей. Этот прием дает возможность «увидеть» трехчастную форму произведения.

Приемы развития музыкального восприятия необходимо сочетать друг с другом. Так оркестровка может сочетаться с передачей характера музыки в движении, инсценировкой. В этом случае объединяются разделы занятия – слушание музыки, игра на ДМИ и музыкально-ритмические движения. Такая структура придает занятию живость, непосредственность, способствует самостоятельности детей, развитию их творческой инициативы, проявлению выдумки, фантазии. На заключительных занятиях эти приемы могут применяться одновременно. Они хорошо сочетаются, взаимодополняют друг друга.

На заключительном занятии могли различить характерные признаки марша, для этого использовали метроном, определить маршевый характер музыки, различать настроение в пьесах с близкими названиями, самостоятельно найти нужную певчес-кую интонацию в заданном характере и жанре - сочиняли маршевую песню на слова «Мы шагаем ряд за рядом нашим маленьким отрядом!»

Результат проектной деятельности

-для педагога: повысился профессиональный уровень; были найдены эффективные формы и методы работы с детьми в решении вопросов по восприятию музыки.

-для детей: сложились положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным произведениям, сформировались представления о разных видах марша; развилось образное мышление и творческое воображение; повысился интерес к различным формам музыкальной деятельности; обогатились музыкальные впечатления детей.

Вывод:

Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей чем, детство, трудно представить. Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать.

Использованная литература.

Радынова О. П. Музыкальные шедевры. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

Радынова О. П. Слушаем музыку. Москва. «Просвещение». 1990г. Комисарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. Москва. «Просвещение». 1986г.

Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. Москва. «Просвещение». 1982г.

Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей) / Автор-сост. : С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина. – М. : Просвещение, 1983, 1984.

«Музыкальный руководитель» журнал ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». 2004-2010гг.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Мастерская музыкального руководителя РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН МБДОУ «ДС «СНЕЖИНКА» 629860, Россия, Ямало-Ненецкий.

Конспект НОД «Три кита в музыке» песня, танец, марш с использованием ИКТ Конспект непосредственно- образовательной деятельности в области «музыка» Тема : «Три кита в музыке» - Песня, танец и марш. Эпиграф:.

Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ в направлении музыкального развития дошкольников Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ в направлении музыкального развития дошкольников. Проведение музыкальных.

Отчет музыкального руководителя За период с 1.09.2014 г. по 31.05.2015 г. была проделана следующая работа. Регулярно проводились музыкальные занятия в следующих возрастных.

Педагогическое взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя с целью улучшения процесса музыкального развития детей Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность.

План по самообразованию музыкального руководителя Тема: «Факторы, влияющие на развитие пения» Искусство пения – это прежде всего, правильное дыхание – фактор долгой и здоровой жизни. Цель:.

Портфолио музыкального руководителя Портфолио музыкального руководителя МБДОУ детского сада «Теремок» Солдуп Анай-Хаак Алексеевны. Слайд2. Я, Солдуп Анай-Хаак Алексеевна Музыкальный.

Распевание в работе музыкального руководителя. Распевание - это основной метод певческого воспитания в процессе работы над репертуаром. Оно должно быть регулярным, так как его смысл.

Эссе музыкального руководителя Детский сад- волшебная страна, Чудесами, сказками полна… И самое главное чудо, на мой взгляд - Музыка. Невозможно представить жизнь человека.

Эссе музыкального руководителя «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека». В. Сухомлинский Первые впечатления от искусства.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект музыкального руководителя «Марш в музыке, движении, песне»
Опубликовано: 10 марта 2016 в 10:55
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект музыкального руководителя «Марш в музыке, движении, песне»» (включая файлы) размещена пользователем зульфия имамиева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД