Елена Диденко
Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ в направлении музыкального развития дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ в направлении музыкального развития дошкольников.
Проведение музыкальных занятий не является монополией музыкального
руководителя, а составляет часть педагогической работы, которую ведет
воспитатель.
Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной
группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного
Публикация «Формы сотрудничества музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ в направлении музыкального развития дошкольников» размещена в разделах
занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими
группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем
младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать
помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были
внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше
самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он
показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем,
исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет
контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского
репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой
детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала. Роль
воспитателя меняется в зависимости от содержания музыкального занятия.
Если в плане занятия намечено знакомство с новой песней, спеть ее может
воспитатель, если предварительно разучит ее с музыкальным руководителем.
Допускается и такой вариант: первый раз исполняет песню музыкальный
руководитель, повторно – воспитатель. Воспитатель следит, все ли дети
активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают
слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента,
он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово
неправильно. Если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель может
рассказать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять
музыкальный руководитель, во время исполнения следить за тем как дети
воспринимают музыку. Когда дети мало высказываются по поводу
услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами. При
проведении музыкально-ритмических движений с детьми младших групп,
воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В
старших группах он внимательно следит, правильно ли дети выполняют
движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях, активно
участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает
материал. Необходимо, чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба
воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в
повседневную жизнь детей
Жизнь ребенка становится красочнее, полнее, радостнее, если не только
на музыкальных занятиях, но и в остальное время в детском саду создаются
условия для проявления его музыкальных склонностей, интересов,
способностей.
Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и
развиваться также вне них. В разнообразных играх, на прогулках, в часы,
отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной
инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать
простейшие мелодии на металлофоне. Таким образом, музыка входит в быт
ребенка, музыкальная деятельность становится любимым занятием.
На музыкальных занятиях сообщаются новые сведения о музыкальных
произведениях, формируются певческие и музыкально-ритмические навыки,
обеспечивается последовательное музыкальное развитие всех детей по
определенной системе. В повседневной жизни детского сада акцент делается на индивидуальной работе с детьми – развитии их музыкальных
способностей, формировании чистой интонации, обучении детей игре на
детских музыкальных инструментах. Ведущая роль здесь отводится воспитателю. Учитывая возраст детей, он определяет формы включения музыки в режим дня. Многие стороны жизни детского сада допускают связь с музыкой и приобретают от этого большую эмоциональную наполненность.
Музыка может быть использована в сюжетно-ролевых творческих играх
детей, утренней гимнастике, при проведении некоторых водных процедур, во время прогулки (в летнее время, вечеров развлечений, перед сном.
Допускается включение музыки в занятия по разным видам деятельности:
изобразительной, физкультурной, по ознакомлению с природой и развитию
речи.
Игра, безусловно, является основной деятельностью ребенка вне занятий.
Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной,
привлекательной. Возможны различные варианты применения музыки в
играх.
В одних случаях она является как бы иллюстрацией к действиям игры.
Например, играя, дети поют колыбельную песню, празднуют новоселье,
пляшут. В других случаях дети отражают в играх впечатления, полученные на
музыкальных занятиях, праздниках. Проведение сюжетно-ролевых игр с
музыкой требует очень осторожного и гибкого руководства воспитателя. Он,
наблюдая ход игры, побуждает детей к пению, пляскам, игре на детских музыкальных инструментах. Многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь тогда, когда детям дают игрушечный телевизор, пианино, театральную ширму. Дети начинают играть в «музыкальные занятия», «театр», выступать с концертами по «телевидению».
Музыка может входить как составная часть и в разные занятия.
Эстетическое восприятие природы порождает у детей любовь к Родине.
Музыка же помогает им более глубоко эмоционально воспринимать образы
природы, ее отдельные явления. В то же время, наблюдения за природой
углубляют восприятие музыки. Она становится более понятной и доступной.
Итак:
На музыкальном занятии дети должны быть нарядно одетыми, на ногах удобная обувь, девочки обязательно в юбочках.
Начиная со средней группы детей необходимо строить, чередуя мальчика и девочку.
На занятие приходить за две-три минуты до начала, чтобы построиться и настроить детей на занятие.
Во время занятия желательно не покидать зал, чтобы не пропустить какой-либо материал.
Выполнять вместе с детьми упражнения, движения танцев, дидактических и пальчиковых игр, петь песни, и т. д.
Следить за правильным выполнением детьми движений.
Перед занятием необходимо соблюдать музыкальную тишину: не включать магнитофон, так как у детей нарушается слуховое восприятие и сосредоточенность.
В свободной деятельности закреплять материал, полученный на занятии.
ЧАСТО ВОСПИТАТЕЛИ ДОПУСКАЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ОШИБКИ НА ЗАНЯТИЯХ:
Воспитатель сидит с безучастным видом.
Воспитатель перебивает исполнение.
Дают словесные указания наравне с муз. руководителем (хотя двух центров внимания быть не может).
Нарушает ход занятия (входит и выходит из зала).
ВОСПИТАТЕЛЬ ОБЯЗАН ПРИСУТСТВОВАТЬ НА КАЖДОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ И АКТИВНО УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ:
Поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
При обучении детей музыкально-ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре)
Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз. руководителем материал.
Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.
Повторяет движения танцев.
Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются в бесконечное повторение одного и того же, т. е. «топтание на месте».
Формы работы музыкального руководителя с воспитателем:
1. Индивидуальные консультации: (проводятся 1 раз в 2 недели)
Содержание консультаций:
-Знакомство с задачами предстоящих занятий
-Усвоение репертуара (проверяется как воспитатель исполняет детские
песни, пляски)
-Продумывание форм индивидуальной работы с детьми
-Продумывание внесения музыки в быт
- Беседы об активности воспитателя на муз. занятиях
2. Групповые консультации:
-Знакомство с новыми методическими вопросами (песенное творчество,
двигательное творчество, обучение игре на инструментах)
- Составление сцен праздника
-Обдумывание сюрпризных моментов
-Обсуждение различных вопросов
-Открытые музыкальные занятия (для молодых воспитателей)
-Разучивание песен для слушания или для их исполнения на праздниках
(обращая внимание на чистоту интонации и дикцию)
-Повышение культуры движения (кроме детских игр, плясок, упражнений,
воспитатели делают более сложные движения, которые способствуют
развитию координации их движений и общему музыкальному развитию).
-Выполнение самостоятельных заданий (составить пляску или упражнение
под определенную музыку)
-Обучение воспитателей пользоваться проигрывателем, магнитофоном,
совершенствовать знания в области музыкальной грамоты, чтобы он мог по
нотам исполнить детскую песенку на музыкальных инструментах, спеть ее.