Анна Кудряшова
Проект «Злаки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект экологической направленности
«Злаковые ряды – видовая точка на ДЭТ»
Автор составитель: Кудряшова А. Е
.
1. Актуальность проекта.
Экология — это наука, изучающая взаимоотношения между человеком, растительным и животным миром и окружающей средой, в том числе влияние деятельности человека на окружающую среду и живую природу.
Публикация «Проект „Злаки“» размещена в разделах
Сегодня, в эпоху стремительного прогресса и глобальной техногенной катастрофы, стали невольно задумываться: «Как сохранить планету чистой?» Очевидно, что если мы сами не будем внимательно относиться к миру, в котором мы живем, то можем просто погубить себя. Чтобы этого не произошло, нужно осознать полезность воспитания экологической культуры и начать с воспитания себя и своих детей. Знания и хорошие привычки, которые получены ещё в детстве сформируются в чёткие убеждения. Дети с сформированными с раннего детства представлениями о важности сохранять природу никогда не нанесут вред ей. В будущем это повлияет на позитивное преобразование экологической обстановки вокруг нас.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста является важным аспектом будущего здоровья россиян. Уже не секрет, что человечество плохо справляется с миссией по защите природы. Из-за плохой экологии ухудшается здоровье взрослых и детей. В магазинах нам продают некачественную еду, мы пьем загрязненную воду и дышим выхлопами и продуктами переработки промышленных предприятий. Нельзя сказать, что плохая экология только в России. Весь мир задыхается от перенаселения и промышленности.
Актуальность поднимаемой темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.
2. Участники проекта : воспитанники детского сада, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников.
3. Цель и задачи проекта.
Цель: формировать основы экологической культуры через знакомство со злаковыми культурами методом создания видовой точки на ДЭТ (детской экологической тропе)
Задачи:
1. Познакомить с видами злаковых культур
2. Расширить кругозор о значении злаковых культур и условиях их выращивания.
3. Сформировать навыки и умения выращивания зерновых культур (овёс, пшеница, ячмень, кукуруза, рожь) на детской экологической тропе
4. Познакомить с многообразием блюд и продуктов питания из муки.
5. Воспитать любовь, ответственное и бережное отношение к родной природе, хлебу.
6. Познакомить детей со способами использования солёного теста и соломы в изобразительном творчестве.
4. Продолжительность проекта : апрель-октябрь 2019 года.
5. Планируемые результаты.
Наличие у детей знаний о видах злаковых культур, условиях их выращивания и экологических факторов, влияющих на урожайность, позволяет сформировать у детей основы экологической культуры, бережное отношение не только к природе, но и к хлебу.
Дети познакомятся с видами злаковых культур.
Сформировать представления у детей об экологических условиях, влияющих на выращивание злаков; навыки и умения ухода за злаковыми культурами.
Познакомить детей со способами использования муки, зерна, соломы, макаронных изделий в декоративном творчестве.
Приобщить родителей воспитанников к воспитательно-образовательному процессу в рамках дошкольного учреждения, а так же обогатить их образовательные представления в рамках проекта.
6. Этапы реализации проекта.
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
Апрель
• Формирование целей и задач проекта.
• Изучение литературы по теме проекта.
• Изучение интернет ресурсов по теме проекта.
• Анализ предметной среды группы.
• Разработка тематического планирования по теме «Злаковые культуры».
• Подбор оборудования работы на участке (лопаты, вёдра, грабли, тяпки).
• Приобретение посевного материала для посадки.
II. ОСНОВНОЙ ЭТАП:
Апрель
1. Посадка зерновых культур в грунт на территории детского сада (овёс, ячмень, рожь).
1. Игра «С какого колоса зерно».
2. Беседа «Моё любимое блюдо из муки».
Май
1Посадка культур (кукуруза)
2Беседа-презентация «Картины из соломы».
Рисование «Хлеб -всему голова»
Наблюдение и уход за зерновыми культурами на участке.
Июнь
1. Беседа «Бережное отношение к хлебу».
2. Презентация «Солёное тесто в изобразительном искусстве».
3. Лепка «Брошка из солёного теста».
4. Рисование «Роспись брошки».
Июль
1. Наблюдение и уход за зерновыми культурами
2. Квест-игра «По зернышку»
3. Август
1. Сбор с детьми зерна злаковых культур с экспериментального участка.
2. Сбор колосков и соломки на участке.
3. Игра «Чей колосок?».
Сентябрь
1. Привлечение родителей к выставке выпечки из теста «Дары осени».
2. Беседа «Как убрать солому без вреда для природы».
3. Дидактическая игра «Кого угостить зёрнышком».
Октябрь
1. Оформление уголка «Злаковые культуры Саратовского края».
2. Викторина «Хлеб всему голова».
3. Фотовыставка.
Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач экологического воспитания имеет тесный контакт с семьёй воспитанников детского сада.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребёнка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребёнок, подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения. Проект предполагает следующие виды взаимодействия педагогов с родителями:
• Приобщение родителей к приобретению посевного материала злаковых культур.
• Оказание родителями помощи в подготовке экспериментального участка к посадке.
• Консультации: «Польза и вред для здоровья от употреблнения в пищу человека мучных изделий»; «Художественная литература о хлебе»; «Использование чёрствого хлеба для приготовления разнообразных блюд».
• Участие родителей в выставке «Тамбовская сдоба».
• Участие в художественно-прикладном творчестве.
• Участие родителей в организации уголка «Злаковые культуры Тамбовского края».
• Оформление стенда «Любимые блюда нашей семьи из муки».
Взаимодействие с педагогами
• Консультация для педагогов по теме проекта.
• Обобщение опыта. Презентация «Злаковые культуры Саратовского края».
Формы и методы работы
Для достижения цели проект предполагает применение различных форм образовательной деятельности: групповые, подгрупповые, индивидуальные, в парах, семейные.
Методы применяются самые разнообразные: беседы; чтение художественной и публицистической литературы; рассматривание репродукций; слушание музыкальных произведений; участие в выставках художественно-прикладного искусства, викторинах, опытах, экспериментальной деятельности; просмотр презентаций, видеозарисовок,
Предметно-развивающая среда
В группе планируется организовать уголок «Злаковые культуры Саратовского края» с учётом возрастных особенностей детей данной группы, а так же предполагая виды образовательной деятельности воспитанников детского сада других возрастных групп; содержательно насыщенный; трансформируемый; вариативный; доступный и безопасный.
Предполагаемое оснащение уголка:
• Образцы зерновых культур разных видов.
• Художественная и научная литература по данной теме.
• Альбом с фотографиями «Виды злаковых культур Саратовского края».
• Гербарий из колосьев злаковых культур.
• Материал для изобразительной деятельности.
• Поделки из соломы, макаронных изделий, солёного теста.
• Папка «Пословицы и загадки о хлебе».
• Папка «Виды блюд из муки».
• Медиатека «Хлеб всему голова».
Материально-техническое обеспечение проекта
Материально-технические условия, позволяющие достичь обозначенные цели и выполнить задачи, в т. ч. :
- дидактические пособия;
- репродукции произведений искусства русских художников;
- аудио запись музыкальных произведений советских и русских композиторов;
- тематические презентации;
- альбомы «Виды злаковых культур»;
- мультипликационные и видео фильмы;
- методическая и художественная литература;
- ТСО.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Ноябрь - Декабрь
• Проведение мероприятий для уточнения усвоенных представлений у детей по теме проекта.
• Анализ, обобщение и распространение результатов проекта.
• Создание уголка народного творчества «Злаковые культуры Саратовского края».
• Выступление на педагогическом совете.
• Размещение материалов проекта в сети интернет.
• Разработка методических рекомендаций.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие – Ярославль: Академия развития: 2003. – 112с. – (Жизнь вокруг нас.)
2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 – 159с.
3. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. : ВАКО, 2005. – 240 с
4. Дрязгунова В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя детсада. – М. : Просвещение, 1981. – 80с., ил.
5. Шорыгин Т. А. «Злаки. Какие они?» М. : Просвещение, 1990-126с.
6. Гарнышева Т. П. «ОБЖ для дошкольников» Санкт-Петербург. Детство 2010.