Лилия Исмагиловa
Проект «Социально-коммуникативное развитие дошкольников через дизайн-проект»
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-коммуникативное развитие дошкольников через дизайн-проект
«Как гимнастика исправляет тело, так творчество исправляет душу.
А состояние человеческой души – одна из главных целей воспитания».
(Сухомлинский В. А.).
В современном мире остро стоит проблема социально-коммуникативного развития подрастающего поколения. Педагоги и ученые бьют тревогу о том, что «экранная зависимость» детей дошкольного возраста становится реальностью. Родители предпочитают вместо живого общения с ребенком, чтения сказок, разучивания стихотворений – включить телевизор или дать ребенку в руки планшет.
Публикация «Проект „Социально-коммуникативное развитие дошкольников через дизайн-проект“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе-группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и его социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Родители приводят к нам детей в детский сад, чтобы мы, педагоги, помогли подготовить ребят к школе. Но подготовка к школе заключается не только в том, чтобы научить ребенка читать и писать, самое главное – развить навыки социального общения. Психологи отмечают возраст 7 лет как критический. Связано это с изменением социального статуса ребенка : дошкольник становится школьником. В настоящее время кризис возраста осложняется рядом причин, указанных выше, поэтому у ребенка к моменту поступления в школу не вырабатываются в полном объеме необходимые социально-коммуникативные навыки.
Проект «Дизайн в детском творчестве» обеспечивает развитие творческого потенциала личности дошкольника, ассоциативно — образного восприятия, посредством использования различных видов изображений. Стремительное изменение современного мира призывает дошкольное образование не только соответствовать приоритетам времени, но и опережать требования сегодняшнего мира. Содержание образования акцентируется на развитие творческих интеллектуальных возможностей детей, направленно на активизацию познавательного развития ребенка.
1. Значение художественно-творческого развития детей дошкольного возраста.
В настоящее время, в связи с введением ФГОС и разработкой соответствующих им программ для дошкольных образовательных учреждений, актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его жизненного пути, в детстве, воспитание человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное, рациональное и творческое начало. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей.
Л. С. Выготский указывал: «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что-либо новое».
На современном этапе развития педагогической науки задача активизации творческих способностей детей приводит исследователей к необходимости поиска новых способов художественного выражения, в основе которых лежит культурно-созидательная деятельность.
На сегодняшний день мы активно обращаем внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству. Реализация этого направления требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено также возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка.
С учетом высказываний Л. С. Выготского, детский дизайн, на наш взгляд, представляет огромный потенциал и большие возможности для развития творческих способностей, фантазии и воображения, развития коммуникативных навыков у детей.
Овладевая различными видами изобразительной деятельности, дети имеют возможность создавать изображение предметов и явлений действительности. В различных программах предусмотрено знакомство с различными художественными материалами, но наряду с этим на наш взгляд необходимо использовать различные педагогические технологии, что способствует более эффективному развитию творческой деятельности. По своей инициативе мы начали заниматься проблемами дизайна.
В программах и технологиях в системе дошкольного воспитания содержится большой объём информации, помогающий найти разнообразные подходы для развития индивидуальных творческих способностей ребёнка. Но такая деятельность как детский дизайн мало разработана и почти не представлена в современной методической и практической литературе. Хотя теоретическое обоснование этой проблемы уже дано в работах известных отечественных ученых – Пантелеева Г. Н., Лыковой И. А.
Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена. «Детский дизайн» определяется специалистами как общественно полезное художественно–декоративное творчество, способствующее обогащению специфически детских форм деятельности и общения. Мы даём сначала первоначальные представления о прекрасном в природе, об искусстве, в том числе о дизайне. Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.
Практика детского сада показывает, что дети, с которыми ведём работу по развитию эстетического вкуса через формирование первоначальных навыков дизайна, оказываются способными к художественному творчеству, к украшению окружающей среды, одежды, интерьера группы.
Существующие методические разработки по современному дизайну ДОУ используют чаще дизайн для детей, почти не используя специфику и богатые возможности самого детского дизайна. Практические материалы, которые будут разработаны в ходе экспериментальной работы, предоставят возможность максимально эффективно использовать детские дизайн- проекты в нашем дошкольном учреждении. Основной технологией нашей системы является метод проектов. Мы уверены, что метод проектов придает детской художественной деятельности целенаправленный характер, а, следовательно, делает весь процесс развития детей более эффективным.
2. Цели экспериментальной работы по использованию детских дизайн - проектов как условия художественно-творческого развития дошкольников.
В процессе изучения современных педагогических исследований и анализа состояния практики ДОУ, мы пришли к выводу о необходимости создания системы работы, по использованию детских дизайн- проектов как условия художественно-творческого развития дошкольников.
Поэтому цель нашей работы: выявить и экспериментально проверить возможности использования детских дизайн - проектов как условия художественно-творческого коммуникативного развития дошкольников в ДОУ. Мы уверены, что использование детского дизайна имеет большие возможности для художественно-творческого развития дошкольников, а, с другой стороны, такая современная и передовая технология как метод проектов позволяет оптимально реализовывать в ДОУ задачи творческого развития детей. На наш взгляд, использование метода проектов в такой интересной и мало разработанной деятельности как детский дизайн обеспечит максимальное достижение ожидаемых результатов творческого развития дошкольников.
3. Принципы использования детских дизайн - проектов как условия художественно-творческого развития дошкольников.
Для разработки методики использования детских дизайн - проектов как условия художественно-творческого развития дошкольников мы выделили следующие принципы:
- культурологический принцип: культура является системообразующим механизмом, определяющим поле деятельности людей; воспитание сегодня понимается как явление культуры, в процессе которого «создается путь к себе» и происходит осознание своего назначения в жизни; предпосылкой формирования базиса личностной культуры дошкольника является воображение и творчество как главные образующие личности ребёнка;
- принцип интеграции содержания разных образовательных областей в процессе деятельности детского дизайна : мы уверены, что именно сама сущность деятельности дизайна (и детского дизайна, в частности) способствует возможности интегрировать содержание образовательных областей, что обеспечит максимальное достижение ожидаемых результатов;
- компенсаторный принцип: мы учитываем, что изобразительная деятельность для ребёнка выполняет компенсаторную функцию, учитываем самодостаточность и неконкурентоспособность продукции детского творчества; если даже простой рисунок помогает укреплять ощущение своих сил, чувство самосознания, то деятельность дизайна, в которой дети украшают или создают целиком социально значимые дизайнерские объекты, тем более поднимает не только самооценку детей, но и их авторитет у собственных родителей;
- принцип дифференцированного подхода в организации детского дизайна (основывается на оригинальности и неповторимости творческого продукта) : главное для дизайнера – нестандартность мышления, фантазия, воображение; из этого следует, что, с одной стороны, для развития деятельности дизайна у ребенка от взрослого требуется дифференцированный подход, а, с другой стороны, любой продукт детского дизайна будет отличаться индивидуальностью автора, следовательно, возможности раскрытия этой индивидуальности тоже больше в этой деятельности;
- принцип сочетания коллективного и индивидуального творчества детей: в деятельности детского дизайна необходимо учитывать совместно-раздельный характер исполнения замысла;
- принцип сотрудничества с семьей: создание через специальные формы работы с семьёй мотивации, вызывающей у родителей стремление к сотрудничеству с ДОУ и внесению своего вклада в художественно-творческое развитие своих детей;
Эти общие принципы могут быть конкретизированы при проведении экспериментальной работы в зависимости от возраста детей.
4. Условия, необходимые для успешного использования детских дизайн-проектов как условия художественно-творческого развития дошкольников :
- Целенаправленное педагогическое воздействие - разработка содержания интегрированных форм организации художественно-творческой деятельности дошкольников на основе использования детских дизайн - проектов.
- Обеспечение каждому ребёнку возможности самостоятельно или коллективно принимать и реализовывать дизайнерские решения.
- Просвещение взрослых (педагогов и родителей) в вопросах современного дизайна и детского дизайна.
- Активное включение родителей в процесс художественно-творческого развития дошкольников посредством детских дизайн – проектов.
- Создание детской «Дизайн – лаборатории» к подготовительной группе
- Организация «Клуба дизайнеров» для родителей, сотрудников и детей, на основе организации их сотворчества.
5. Предполагаемый результат.
Опыт работы МАДОУ нашей группы позволит воспитателям получить помощь в эффективном использовании в педагогическом процессе разных видов художественных проектов по развитию детского дизайна.
Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогатить и развить внутренний мир ребенка, проявить творческое воображение. Первое о чем надо подумать: ребенок – не пустой не сосуд, который мы наполняем он субъект творчества. Нужно учитывать, что никто, кроме него не даст «верного» решения стоящей перед ним творческой задачи. Творческие задания носят открытый характер, не имеют правильного ответа. Ответов столько же сколько и детей. Роль педагога состоит в том, чтобы не только понять и принять разнообразные решения, но и показать детям правомерность этих решений, а иногда защитить нестандартную работу.
Программа включает широкое использование иллюстрированного материала, дизайна, игр-занятий, дидактических игр, художественных произведений детей для создания тематических выставок, что является мотивацией детского творчества.
Итогами продуктивной деятельности ребенка проявляется в элементах декорации, украшении интерьера детского сада, организации выставок для взрослых и сверстников, участии в различных конкурсах городского и регионального масштабах.
Стимулирование социально – коммуникативного развития дошкольников происходит через коллективное творчество.
Цель программы: воспитать разностороннюю творческую личность.
Задачи проекта :
- создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви;
- обучать умению слушать и слышать другого;
- развивать у детей навыки общения в различных ситуациях;
- снять психологическое напряжение, помочь обрести уверенность в своих силах;
- повысить мотивацию к изодеятельности и ручному труду;
- познакомить с основными материалами для творчества и научить ими пользоваться;
- приобщить родителей к участию в жизни ДОУ;
- объединить усилия ДОУ и семьи для социально – коммуникативного развития личности ребёнка.
-развитие художественно-изобразительных и выразительных навыков, зрительной памяти, воображения и фантазии.
-вызвать интерес к экспериментальной и поисковой изобразительной деятельности
Участники: Дети, родители, воспитатель, логопед.
Предполагаемый результат:
- развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру;
- создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения- уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
-формирование у ребенка чувства собственного достоинства, освоения своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
-воспитание положительного отношения ребенка к окружающим людям- уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
-приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнерами по деятельности мнений и действий;
-развитие у детей творческих способностей, художественного вкуса.
-формирование коммуникативной компетентности ребенка- развитие коммуникативных умений и навыков;
-формирование у детей социальных навыков : освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты.
1 Пояснительная записка
В связи с активным развитием современных технологий всё большее внимание уделяется проектно-художественной деятельности (дизайну). В современном обществе не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна, понятие дизайна приобрело новый более широкий смысл и является целым направлением деятельности человека (в профессии, быту и пр.).
Предпосылками дизайнерского искусства является естественное человеческое стремление к прекрасному, желание воплощения новых и всё более совершенных образов.
Проектно-художественная деятельность (дизайн) предоставляет уникальные возможности для реализации современной образовательной модели:
Проектно-художественная деятельность (дизайн) – это творческая, социально-мотивированная детская деятельность, направленная на создание конкретного продукта, сочетающего утилитарные (полезные) и эстетические свойства.
Проектно-художественная деятельность (дизайн) – это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой дети осваивают инструменты, исследуют свойства различных материалов и преобразуют их культурными способами в целях получения конкретного продукта.
Проектно-художественная деятельность (дизайн) – это универсальная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции, ведь все известные художественные техники имеют в своей основе древнейшие действия или операции.
Проектно-художественная деятельность (дизайн) – это свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализацией.
2 Мониторинг освоения программы
Уровни освоения программы:
Низкий. Ребёнок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, замечает общие видовые и характерные признаки предметов, живых объектов и явлений. Видит и понимает эмоциональные состояния (наиболее ярко выраженные) окружающих, а также художественных образов, сопереживает им. Виды, жанры и средства выразительности изобразительного искусства не выделяет. Понимает, для чего предназначено искусство, как относятся к нему люди; соотносит воспринятое с личным опытом. При активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого, эмоционально, образно высказывает свои суждения. Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями, но пользуется ими ещё недостаточно осознанно и самостоятельно. Творчество не проявляет.
Средний. Ребёнок проявляет интерес и потребность в общении с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывает радость от встречи с ним. Видит характерные признаки объектов и явлений окружающего мира.
Различает виды искусства по их жанрам, средствам выразительности. Имеет представление о творческом труде художников, скульпторов, графиков, видит особенности творческой манеры некоторых из них.
Может самостоятельно и целенаправленно рассматривать произведения искусства, соотносить воспринятое со своим опытом, чувствами и представлениями. Общается по поводу воспринятого со сверстниками, взрослыми.
Использует в собственной деятельности средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.
Высокий. Ребёнок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведениях искусства, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним. Видит общие, типичные, видовые, характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов и явлений действительности. Видит и понимает разнообразные эмоциональные проявления в окружающем мире, а также в художественных образах, за внешним выражением переживаний видит внутреннее состояние, настроение, сопереживает им.
Знает различные виды и жанры изобразительного искусства, видит их особенности; рассказывает о профессиях художника, скульптора, графика, декоратора, архитектора, об особенности их творческого труда. Помнит имена некоторых из них, их конкретные произведения. Может соотносить образы изобразительного искусства с образами других искусств: музыки, танца, поэзии, литературы, балета и др. сопоставлять и находить в них внутреннее созвучие, сходство и различие по настроению, состоянию и др.
Планируемые результаты освоения рабочей программы
• Развить социально-коммуникативные навыки.
• Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
• Расширение и обогащение художественного опыта.
• Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, - обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
• Овладение простейшими операциями (резать, сминать, надрезать, плести и т. п.).
• Формирование навыков трудовой деятельности
3 Взаимодействие с семьей и социумом
В соответствии с ФГОС ДО активно внедряется принцип содействия и сотрудничества организации с семьей, детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности (раздел I, п. 1.4 (3; 4) ФГОС ДО). Большое внимание в программе уделяется партнёрству с родителями воспитанников. Работа с родителями носит информационно-практический характер.
Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на кружке.
• Просветительскую работу с родителями строю в форме родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций, викторин, наглядной информации.
• Проводим анкетирование.
4 Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение программы
Требования к материально – техническим условиям реализации рабочей программы совпадают с требованиями ФГОС ДО: - определяются в соответствии с СанПиН; - в соответствии с правилами пожарной безопасности. Материально – техническое обеспечение программы включает: - средства обучения и воспитания в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями развития детей; - оснащенность помещения изостудии развивающей предметно – пространственной средой; - учебно – методический комплект.
Учебно-методические ресурсы:
- Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыкова ;
- Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками : нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий». -М: Т. Ц. Сфера, 2005г. ;
- Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».М. : «Издательство Скрипторий 2003»,2014г.
Наглядный материал:
Репродукции картин.
Художественная литература.
Портреты художников.
Аудиотека: «Голоса птиц», «Шум дождя», «Добро пожаловать в экологию», «Звуки природы», «Инструментальная музыка» и т. д.
Видеоматериалы: «Природа края», «Весёлый карандаш», «Зимние забавы», «Возвращение цвета», и т. д
Техническое оснащение: Ноутбук.
Материалы, инструменты:
Ватман; акварель, гуашь, кисточки; трафареты; «инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования; свечи; цветная бумага;
нитки, вата; пластилин; лоскутки ткани; соль; манка и т. д.