Анастасия Демидова
Проект «Зимующие птицы» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Участники проекта : дети младшей группы, воспитатели, родители детей.
Консультанты: педагоги, родители.
Общая характеристика: коллективный.
Продолжительность проекта : краткосрочный, 1 месяц.
Тип проекта : междисциплинарный: информационный.
Возраст детей 3-4 года
Сроки реализации проекта : январь-март2023 г.
Образовательные области: познание, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Актуальность:
Публикация «Проект „Зимующие птицы“ в младшей группе» размещена в разделах
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к друзьям нашим меньшим - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.
Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект :
Большинство наших детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени почитать книгу ребёнку.
Цель проекта :
сформировать общее представление дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи:
для детей:
Обучающие: • Пополнить имеющиеся знания новыми сведениями • Научить детей правильно подкармливать птиц.
Развивающие: • Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности • Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
Воспитательные: • Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней. • Укреплять детско-родительские отношения
для родителей:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей.
Этапы реализации проекта :
I этап – Подготовительный
II этап – Практический
III этап – Итоговый. Презентационный
На каждом этапе поставили свои задачи:
1. Подготовительный этап.
- обозначение актуальности и темы будущего проекта;
- постановка цели и задач; - подбор детской художественной литературы для чтения;
- изучение методической литературы по теме проекта;
- создание необходимых условий для реализации проекта; - подбор наглядного материала по теме.
2. Основной этап.
Реализация проекта.
- Представляет собой внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в зимний период.
- Подкормка птиц зимой; ведение таблицы наблюдений за подкормкой птиц. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе наблюдений за подкормкой птиц.
3. Заключительный этап проекта :
В итоге проведё нных наблюдений дети научатся:
- различать и называть зимующих птиц
- кормить птиц различным кормом;
- наблюдать и вести дневник наблюдений
Характеристика деятельности участников:
Формулировка проблемной ситуации: «Что за птица прилета к нашему окну? Зачем она прилетела поближе к людям? Птицы же боятся людей! Что произойдет, если е подкармливать птиц зимой?».
Модель реализации проекта.
Подтемы проекта :
Кто такие зимующие птицы (название, как выглядят).
Какую пользу приносят птицы.
Как живут птицы зимой.
В чем проявляется забота человека о птицах.
Рабочее планирование проекта :
Направления работы Содержание деятельности Срок исполнения
Педагогическая деятельность (подготовка к проекту) • Изучение методической литературы.
• Составление плана проекта.
• Подбор художественных произведений разных народов мира (по теме проекта)
• Подбор иллюстративного материала, видео, аудиоматериала.
• Познакомить родителей с идеей проекта.
Педагогическая деятельность с детьми
Интегрируемые области:
Познание
Речевое развитие
Художественно-эстетичесое развитие
Физическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Познание
1. Беседа по познавательному развитию «Зимующие птицы» Цель: Формировать представление детей о «зимующих птицах». Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.
2. Беседа по познавательному развитию «Как живут наши пернатые друзья зимой» Цель: Расширение представлений о зимующих птицах, их образе жизни. Учить детей правильно их подкармливать. Воспитание заботливого отношения к птицам.
3. Беседа по познавательному развитию «Какую пользу приносят птицы» Цель: Формирование представлений о пользе птиц, их значимости для человека и природы. Закрепление обобщающего понятия «Птицы». Развитие речи детей, как средства общения. Воспитание любви и заботливого отношения к птицам.
4. Наблюдение за птицами зимой «Наблюдение за зимующими птицами» Цель: Закрепление с детьми знаний о зимующих птицах. с детьми (назвать знакомых птиц, сравнить их по внешнему виду, повадкам, голосу, умения их кормить. Развитие наблюдательности, интереса к окружающей природе. Воспитание заботливого отношения к птицам.
5. Наблюдение за птицами зимой «Воробышки возле кормушки» Цель: Углубление знаний о жизни птиц в зимний период. Выяснить, какие птицы прилетают на наш участок. Подвести детей к пониманию того, что о птицах зимой надо заботиться.
6. Наблюдение за птицами зимой «Синицей» Цель: Закрепление представлений о названии птиц, характерных признаках внешнего вида; они прилетают на участок, клюют зёрнышки и крошки, поют песенки. Воспитание желания заботиться о птицах.
7. Дидактические игры: «Что за птица?», «Кто как голос подает?», «Сосчитай птиц», «Большой – маленький», «Один – много», «Угадай по описанию», «Скажи на оборот». Цель: учить находить, узнавать и называть зимующих птиц. Пополнять активный словарь детей по теме «Зимующие птицы».
8. Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц» Цель: Приучать внимательно слушать аудиозапись и распознавать птиц по голосу. Воспитание выдержки
Речевое развитие:
1. Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы» Цель: Уточнить представления о зимующих птицах. Учить узнавать их по внешнему виду. Активизировать словарный запас детей.
2. Чтение художественной литературы о птицах (фольклор, поэзия, рассказы) : А. Яшин «Покормите птиц зимой», Ю. Никонова «Зимние гости», Р. Новикова «Поможем птицам», Г. Ладонщиков «Каждый день.», С. Маршак «Где обедал воробей?», В. Берестов «Воробушки», Ю. Марова «Кормушка», А. Прокофьев «Снегирь», И. Тургенева «Воробей», С. М. Горького «Воробьишко» Цель: Формирование интереса и любви к потребности в чтении. Учить внимательно слушать текст, следить за развитием сюжета. Развитие умения отвечать на вопросы, делиться впечатлением, внимания. Активизировать и обогащать словарный запас детей. 3. 3. Отгадывание загадок о зимующих птицах Цель : Продолжать знакомить малышей с самым распространённым видом народного творчества – загадками. Учить отгадывать их. Развитие мышления, речевого внимания, наблюдательности и смекалки.
Художественно-эстетическое развитие:
1. Раскраски (раскрашивание силуэтов птиц) Цель: Закреплять умение детей рисовать разными материалами. Учить подбирать цвета в соответствии с окрасом птиц. Развитие мелкой моторики, усидчивости, старательности. Воспитание аккуратности в работе.
2. Рисование «Снегири на ветке»
3. Художественно-эстетическое развитие «Воробьи к нам прилетели» (лепка).
Физическое развитие
1. Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Птички в гнездышках», «Воробышки и кот», «Собачки и воробьи», «Совушка» Цель: учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, выполнять движения по сигналу воспитателя.
2. Физминутки: «Вороны», «Скачет шустрая синица», «Птицы летят» Цель: Профилактика и снятие утомления у дошкольников. Активизация словарного запаса детей.
3. Пальчиковая гимнастика: «Птичья кормушка», «Я зимой кормлю всех птиц», «Воробьи – воробушки», «Мы кормушку смастерили», «Ну-ка посчитайка!» и т. д. Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук. Профилактика и снятие утомления у дошкольников. Способствовать развитию интеллектуальных способностей детей, освоению речи. Активизация словарного запаса детей.
Работа с родителями Беседа по теме проекта
Прогулка по парку с детьми (предложение)
Акция «Мы кормушку смастерили и столовую окрыли!»
Изготовление кормушек и открытие «Птичьей столовой» (сбор корма для птиц)
Цель: Привлечение родителей к проблеме подкормки птиц в зимний период. Воспитание бережного отношения к птицам, любви к живой природе и желания заботиться о птицах; укрепление детско-родительских отношений.
Работа с педагогами Презентация для педагогов на итоговом педсовете «Делимся опытом работы».
Работа в социуме Досуг «Зимующие птицы».
Продукты проекта :
Лэпбук «Птицы».
Дневник наблюдений за птицами на кормушках Цель : познакомить с птицами, которые прилетают к кормушке; поощрять желание наблюдать за поведением птиц и заботится о них.
Альбом для рассматривания, изготовленный с помощью детей.
Презентация:
Фильм с фрагментами проекта «Покормите птиц зимой» опубликован на странице ВК ДОУ (конкурс кормушек, дневник наблюдений)
Ожидаемые результаты по проекту :
для детей:
- усвоение знаний детьми о зимующих птицах;
- развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. - способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
- заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой);
- Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений.
для родителей:
-содержательно проведённое с ребёнком время, желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы
Итог:
В результате проведенной работы дети получат много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнают о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнают, чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Научатся вести дневник наблюдения за птицами. Примут участие в сборе корма для птиц. Вместе с родителями будут изготавливать кормушки. Узнают, каких видов бывают кормушки. Укрепятся детско-родительские отношения. Но главный результат проекта - это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети станут более добрыми, отзывчивыми.