ирина мякишева
Проект «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Методический паспорт проекта
«Какая бывает зима?»
Название проекта «Какая бывает зима»
Руководители проекта Воспитатель Мякишева Ирина Николаевна
Консультанты проекта Воспитатель Парфенова Елена Альбертовна
Учитель-логопед Малахова Марина Александровна
Музыкальный руководитель Горних Наталья Викторовна
Родители группы «Ёлочка»
Направление, по которому проводится проект • Окружающий мир
• Экология
• Музыка
• Литература
Публикация «Проект „Зима“» размещена в разделах
Возраст детей, на которых рассчитан проект 5-6лет
Состав проектной группы (участники) Дети старшей группы, родители, педагоги группы «Ёлочка».
Тип проекта Информационно-практический, творческий, краткосрочный продолжительности (две недели) с8 по 28 января.
Цели проекта Расширение представления детей о зиме как времени года.
Активизировать творческую активность родителей в ходе проекта.
Задачи проекта
по образовательным
областям Социально-коммуникативное развитие.
• Развивать навыки коммуникативного общения, навыки выступления перед аудиторией.
Познавательное развитие
• Формировать у детей экологические представления, расширять их, систематизировать знания о зиме,
• Обогащать знания о зимующих птицах нашего края, на примере птиц, прилетающих к кормушкам детского сада.
• Развивать познавательный интерес к родной природе через музыкальные и литературные произведения.
Речевое развитие
• Развивать память при заучивании стихотворений, поговорок и пословиц о зиме
• Расширять и активизировать словарь детей по теме «Зима».
• Способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения.
Художественно-эстетическое развитие
• Закреплять представления о зиме посредством рисования.
• возрождать традиции звучащего слова;
• – пробуждать интереса к чтению;
• – воспитание литературного и художественного вкуса;
Физическое развитие
• Учить детей использовать разнообразные подвижные игры, способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, быстрота, координации движений, умения ориентироваться в пространстве.
Проблемная ситуация «какая бывает зима?»
Вопросы проекта -«Какая бывает зима»
-что происходит с погодой,
-во что превращается вода,
-зачем нужна теплая одежда,
- почему ведут себя по-разному животные и птицы, как они зимуют; о том, как они готовятся к зиме в лесу.
-Чем питаются птицы зимой?
-Как люди заботятся о птицах зимой?
-как художники и музыканты изображали зиму.
-какие стихи о зиме вы хотите рассказать друзьям?
Необходимое оборудование, материалы • Беседы : «Приметы зимы», «Зима в родном городе»
• беседа-размышление «Кому нужна зима?»
• Опыт «Сравнение свойств воды и льда».
• Опыт «Свойства снега».
• Опыт «Сколько воды получается из снега?».
• Заучивание стихотворений о зиме.
• Составление загадок о зиме.
• Рассматривание и рассказывание по картинам: «Таня не боится мороза», «Вот так снеговик».
• Презентации: «Зима», «Зимние забавы», «Зима в детском саду». «Русская зимушка – зима», «Перелётные птицы», «Зимние виды спорта», «Труд людей зимой», «Снег», «Птицы зимой», «Как звери готовятся к зиме», «Кому нужна зима?».
• Музыкальные произведения (слушание) «Зимняя сказка»
• «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П. И. Чайковского аудиозапись
• Конструктор «Лего» со схемами
• Серия «Художники о зиме»
Набор иллюстраций
«Зачем людям зима?» Картины, иллюстраций
«Зима в лесу» Картины, иллюстраций
Аннотация (актуальность проекта, краткое содержание) Новизна проекта заключаются в том, чтобы посмотреть на зиму не как на время года, а как на источник новых знаний.
Прочитав рассказ «Какая бывает зима» Пляцковского, с ребятами стали обсуждать какая бывает зима, почему аномальное тепло в Петербурге и во многих других регионах,что происходит с погодой, во что превращается вода, зачем нужна теплая одежда, почему ведут себя по-разному животные и птицы, как они зимуют; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Чем питаются птицы зимой?
Как люди заботятся о птицах зимой?
Как художники и музыканты изображали зиму?.
Какие стихи о зиме бывают?
Гипотеза: Исходя из этого можно предположить, что работа над проектом позволит каждому ребенку найти ответы на свои вопросы.
Предполагаемые продукты проекта После акции «Покормите птиц зимой» ,наблюдение за птицами, прилетающими на кормушки, сделанные совместно с родителями на площадке.
Конкурс чтецов «Зимушка -зима»
(см. положение о конкурсе и сценарий мероприятия у Горних Н. В.)
График работы над проектом (этап – сроки – содержание) • См. Приложение
Предполагаемое распределение ролей Педагоги помогают детям распределиться на группы, опираясь на интересующие их вопросы.
План реализации проекта
Образовательная область Формы работы
Социально – коммуникативное развитие Экскурсии по территории детского сада, наблюдение за птицами. Создание необходимых условий для реализации проекта. Разработка и накопление методических материалов. Создание развивающей среды. Подбор художественной литературы по теме. Разработка сценариев.
Познавательное развитие Беседы с детьми: : «Что изменилось в природе.
Кто заботится о птицах.
Здравствуй, зимушка-зима.
Дикие животные зимой.
С кем дружит ель?
Просмотр презентаций
Видео сюжеты: Обучающие мультфильмы «Зима»
Мультфильмы Волк и лиса,Зимовье зверей
Дидактические и настольно-печатные игры
«Один-много», «1-2-5», «Угадай по описанию», «Четвертый лишний», «Нади ошибки (чего не бывает зимой). Времена года. Зимние запасы. Найдите и покормите зимующих птиц. Что сначала, что потом.
• настольные игры: «Домино», «Разрезные картинки».
• сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в зимний лес»
Речевое развитие Чтение художественной литературы: «Какая бывает зима» Пляцковский «Здравствуй, гостья зима»; «Два Мороза»; «Мороз Иванович»; «Снегурочка»; «12 месяцев»; «Морозко»; «Снежная Королева»; «Зимовье зверей»; «Отважный пингвинёнок»; «На горке»; «Госпожа метелица»
Заучивание стихов: С. Есенин «Береза»; И. Толмакова «Тихо ель качается»; А. Блок «Ветхая избушка
Пословицы, поговорки и приметы зимы.
Художественно-эстетическое развитие • Рисование «Зимний город., «Большие и маленькие ели», «Узор из снежинок». «Снегири на ветке». «Елка в снегу». «Красивое развесистое дерево зимой». «Что мне больше всего понравилось на новогодней елке»
• Конструирование в технике «Оригами» Совушка-сова
• Аппликация из геом. фигур «синички и снегирь»;
• Раскрашивание Вот на ветках птички-синички.
• Пластилинография - выкладывание из пластилиновых жгутиков «птички на кормушке»
• Лепка :Девочка в шубке. Деревья зимой. Снеговик.
Сказочный образ снегурочки
Физическое развитие Подвижные игры: Два Мороза. Мороз красный нос. Зайка беленький сидит. Бездомный заяц.
Этапы реализации проекта Деятельность педагога Деятельность детей
Подготовительный этап Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи:
Работа с родителями:
Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию.
Размещение справочной информации по теме проекта.
Распределение между родителями стихов о зиме для конкурса чтецов.
Оформление индивидуальных детско-родительских проектов в электронном и печатном виде
Консультация на тему: «Зачем учить стихи», «О пользе наблюдений за птицами»
Опрос родителей по методу 3-х вопросов.
Создание условий для проведения проекта :
• постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
• подбор методической литературы для реализации проекта;
• подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, фотографий;
• организация развивающей среды в группе. 1. Вхождение в проблему проекта.
2. Дети принимают задачи, предложенные воспитателем.
Реализация проекта Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» : беседа-размышление «Кому нужна зима?», почему нет снега зимой.
Образовательная область «Познавательное развитие»
беседы «Приметы зимы»
Опыт «Сравнение свойств воды и льда». Опыт «Свойства снега». Опыт «Сколько воды получается из снега?».
Презентации: «Зима», «Зимние забавы», «Зима в детском саду». «Русская зимушка – зима», «Зимние виды спорта», «Труд людей зимой», «Снег», «Птицы зимой», «Как звери готовятся к зиме», «Кому нужна зима?».
Образовательная область «Речевое развитие» :
Чтение художественной литературы по теме, отгадывание загадок, заучивание поговорок; Разучивание с детьми пословиц о зиме.
Дидактическая игра.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :.
Музыкальные произведения (слушание) «Зимняя сказка» ,«Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П. И. Чайковского аудиозапись
Рассматривание и рассказывание по картинам: «Таня не боится мороза», «Вот так снеговик».
Образовательная область «Физическое развитие» :
Подвижные игры
Работа с родителями:
Оформление выставки совместно: педагоги, дети, родители. 3. Объединение детей в рабочие группы, распределение направлений работы над задачами проекта :
рисунки по теме.
4. Рассматривание иллюстраций, энциклопедий.
5. Разучивание игр, подвижных и дидактических.
6. Исследовательская деятельность, рисование.
7. Оформление выставки.
Итоговый этап (презентационный этап) Вручение наград детям – участникам проекта.
• Подготовка презентации «Как мы работали над проектом».
• Защита проекта в форме презентации на педагогическом совете.
• Объявление благодарности родителям за участие в проекте.
• Анкетирование родителей 8. Презентация выставки детям и педагогам детского сада.
заключение
Во время реализации проекта, у наших ребята расширились представления о зиме (состояние погоды, характерные осадки, особенности жизни диких животных и птиц в зимний период, они научились понимать красоту природы, высказанную словами, а так же с помощью кисти художника. Научились сопереживать «братьям нашим меньшим», стали более чуткими и внимательными к зимующим птицам и животным, у ребят стала более развита познавательная активность их творческие способности, воображение, логическое мышление, умение замечать изменения в природе. Не все родители участвовали в проекте, хотя все были проинформированы. Большинство родителей планируют продолжать активное участие в групповых проектах.