Алина Никифорова
Проект «Зима начинается в Якутии»
▼ Скачать + Заказать документы
Ф. И. О педагога -Никифорова Алина Исаевна
Место работы:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Мюрюнский детский сад №19 «Мичил».с Борогонцы Усть –Алданский улус, Республики Саха (Якутия)
Образовательный проект «Зима начинается с Якутии»
Паспорт проекта
Направление проекта :
Публикация «Проект „Зима начинается в Якутии“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Саха. Якутия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
совместный образовательный проект детей, родителей и педагогов.
Используемая образовательная программа:
Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Региональная программа «Тосхол» под ред. М. Н. Харитоновой и др.
Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа И. А. Лыкова.
Рисование с детьми дошкольного возраста Нетрадиционные техники. Р. Г. Казакова.
Практическая значимость проекта :
Материалы работы могут быть использованы в работе педагогов ДОУ по решению задач успешной социализации дошкольников, в создании сети взаимодействия ДОУ с социальным пространством.
Предварительная работа :
беседы о временах года, о их приметах; беседы-рассказы о зиме; рассматривание картин о зиме; словарная работа на тему «Зима»
Продолжительность:
краткосрочный
Сроки проведения:
14.12.15г. – 26.12.15г.
Участники:
воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог
Актуальность:
Знания о зимних явлениях – закономерная часть представлений детей об обществе и жизни в природе. Ознакомление дошкольников с родной природой - это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Общение детей и взрослых в данном процессе составляет основу самых сильных детских впечатлений, запоминающихся на всю жизнь.
Якутские дети любят зиму, ведь в Якутии она длится пять, а то и семь месяцев в году. Особенно интересно детям узнавать, как и почему происходит смена времён года, как меняются жизнь природы и заботы людей зимой, что было бы, если бы в Якутии не было снега и т. д. Именно поэтому мы разработали проект «Зима начинается с Якутии». Это помогло предоставить детям возможность совместно с родителями под руководством заботливых педагогов в течение двух недель работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы. Проект «Зима начинается с Якутии» предоставляет большие возможности для создания образовательного пространства, способстующего развитию творческих способностей детей, родителей и педагогов, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает у детей и взрослых активность, умение планировать и работать в коллективе.
Цели проекта :
создать особую творческую среду, способствующую формированию у детей представлений о зимних природных явлениях, забавах, праздниках; расширять представление у детей о якутской зиме, о традиции празднования Нового года в Якутии.
Задачи проекта :
Образовательные:
- закрепить знания и представления детей о времени года – зиме;
- обратить внимание детей на признаки зимнего времени года;
- обобщить знания и представления детей о характерных особенностях зимнего времени года в Якутии;
- применение народных традиций, календарных обрядовых праздников народа саха, как педагогических средств обучения и воспитания детей в условиях современного ДОУ.
Воспитательные:
- формировать систему ценностей дошкольников, основанной на интересе и любви к природе и культуре родной республики;
- воспитание у дошкольников навыков общения - умению слушать и слышать (вникать в сказанное);
- формировать умение заботиться о природе в зимнее время года.
Развивающие:
- повышать интерес детей к участию в зимних забавах через разнообразные формы и методы культурно-досуговой работы;
- развивать речь, память, мышление, воображение, внимание, творческие способности дошкольников;
развивать умение отражать в продуктивных видах деятельности признаки зимы, используя разные материалы;
приобщать детей к истокам народной культуры: фольклору, играм, обрядам.
Задачи для родителей:
развивать у родителей интерес к совместным играм и занятиям с детьми, познакомить их со способами развития воображения, творческих проявлений ребенка в разных видах деятельности;
способствовать развитию родительской педагогической компетентности, чувства радости и удовлетворения от общения со своими детьми.
Сроки и этапы реализации проекта :
I. Подготовительный этап - (14.12 – 15.12)
- Постановка цели, задач проекта
- Изучение методической литературы.
II. Разработка проекта - (15.12 – 16.12)
- Подбор методической литературы;
- Выбор форм работы с детьми и родителями;
- Выбор основных мероприятий;
- определение содержания и результатов работы.
Ш. Внедрение проекта - (17.12 – 24.12)
- Консультация для родителей «Проектная деятельность дошкольников»
- Проведение бесед, опытов, игр с детьми.
- Составление памяток, листовок, рекомендаций для родителей
- Оформление макетов.
IY. Итоговый этап - (25.12 – 26.12)
- Фотоальбом «Крепче нет якутской зимы!»
- Книжка «Зима оставила свои следы»
- Презентация совместных проектов
Предметно-развивающая среда проекта
«Зима начинается с Якутии»
- государственная символика Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) - портреты президентов, флаг РФ и флаг РС (Я, герб РФ и герб РС (Я);
- CD с гимнами РФ и РС (Я);
- национальная одежда и обувь - куклы в национальных костюмах (сделано руками родителей);
- папки «Национальная одежда якутов», образцы русских, якутских орнаментов;
- макет жилищ коренных народов «Балаган»;
-национальная посуда - посуда из бересты и дерева,
чорооны, кытыйа.
- папки «Животные Якутии», «Растительный мир Якутии», «Птицы Якутии»;
- наборы открыток, игрушки животных;
- изделия народного творчества – бастынги (женские головные уборы, коврики из меха, чепрак, якутский коврик «Олбох» (сделано руками родителей);
- атрибуты для подвижных народных игр – палки, веревка, шапочки оленей, пеньки березовые и т. д. ;
- материалы для самостоятельной деятельности – кусочки меха, бисер, ленты, береста и др.
Содержание деятельности родителей
- Работа по закреплению словаря по данным темам.
- Пополнение книжного и речевого центра детскими книгами, открытками, предметными и сюжетными картинками, аудио и видеоматериалами по лексическим темам.
- Участие в украшении группы к новому году, подготовка карнавальных костюмов (работа семейного ателье «Веселый маскарад»).
- Изготовление птичьих столовых, снеговиков, елок, фигурок животных для украшения участка («Мастерская умелых рук»).
- Проведение опытов и экспериментов в домашних условиях («Семейная лаборатория»).
- Изучение семейных традиций празднования Нового года и вечера танха.
- Участие родителей и членов семьи в мастер – классе для семей воспитанников «Мастерская Чысхаана».
Содержание проектной деятельности
Совестная деятельность взрослых и детей
- Создание стенда для родителей - «Зима начинается в Якутии!».
- Беседы - выявление субъективного опыта -
«Что мы знаем о якутской зиме?»,
«Что мы хотим узнать?».
- Чтение якутских сказок, пословиц, загадок о зиме.
- Беседа «Почему к нам приходит зима?».
- Рассматривание папки-передвижки «Если хочешь быть здоров – закаляйся».
- Конкурс «Снежное волшебство».
- Сюжетно-ролевая игра «Концерт для ёлочки».
- Дидактическая игра: «Собери Чысхаана».
- Сюжетно-ролевая игра «Дед Мороз в гостях у Чысхаана».
- Дидактическая игра «Подбери снежинку».
- Пальчиковый театр: «Заюшкина избушка».
- Конкурс поделок и стихов на тему зимы.
- Дидактическая игра «Снежинки»
- Развлечение «Зимние забавы»
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей
- Просмотр слайдов: «Путешествие в зимний лес»; «Традиции фестиваля «Зима начинается с Якутии»».
- Ручной труд: «Зимняя полянка» (моделирование из бумаги и ваты).
- Организация и развитие сюжетно-ролевой игры «В Царстве вечной мерзлоты».
- Свободное творчество – изготовление снежинок.
- Просмотр мультфильма «Снежная Королева»
- Свободное творчество: лепка сюжетная – «Снегурочка танцует»
- Эксперименты: «Свойства снега и льда».
- Рисование нетрадиционные техники: печать поролоном по трафарету, набрызг, рисование пальчиками «Зима в Якутии»
- Раскрашивание: «Рукавицы для девушки-хвощинки» (героини якутской народной сказки «Старушка Бэйбэрикээн с пятью коровами»).
- Нетрадиционные техники: обрывание и скатывание бумаги. Аппликация по теме «Я слепил снеговика».
- Лепка из солёного теста по теме «Чысхаан».
- Конструирование: «Дома и постройки на зимнем участке».
Работа с родителями:
- Беседы о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно - образовательному процессу в ДОУ.
- Выставка книг о зиме.
- Оформление стенда - Фестиваль «Зима начинается в Якутии!».
- Цикл рассказов о традициях фестиваля «Зима начинается с Якутии» : передача символа Холода, зажжение первой Новогодней Ёлки страны, праздник строганины, подледная рыбалка, конкурс ледовых скульптур и мн. др.
- Участие в конкурсе «Снежное волшебство».
- Подбор стихов, загадок, пословиц о зиме.
- Консультация «Одежда ребенка на зимней прогулке».
- Участие в итоговом мероприятии.
Выводы (результативность проекта) и ожидаемые результаты :
Тема разработанного проекта выбрана своевременно, с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята.
Возросла речевая и продуктивная активность детей.
Удалось достигнуть результатов взаимодействия педагог – родители – дети.
Возросла общая и педагогическая инициативность и активность родителей.
Повысилась педагогическая компетентность родителей, что помогло сплочению родительского коллектива и побудило к обмену опытом.
Созданы условия для защиты детско-родительских проектов (передача педагогического опыта работы).
Проект «Зима начинается с Якутии» предоставляет детям возможность научиться увлеченно работать над заданной темой, находить ответы на интересующие их вопросы.
Проект предоставляет большие возможности для творчества, развивает самостоятельность, активность, умение планировать, работать в коллективе.
Работа над проектом позволит каждому ребенку в будущем продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень.
Проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха.