Ирина Глухова
Проект «Живые буквы» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность: овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей, потому что родной язык является средством получения знаний, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. Подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни – является задачей подготовительного периода в детском саду, с нашей точки зрения.
Публикация «Проект „Живые буквы“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Тип проекта : информационно – исследовательский, творческий, групповой
Предполагаемый результат:
• Повторение изученных букв
• Совершенствование в составлении слов, прописывание их
• Научить детей понимать и любить родной язык
• Научить вступать в контакт с окружающими, используя речевые средства родного языка
• Воспитывать у детей патриотические чувства
• Воспитывать всесторонне развитую личность, способную успешно адаптироваться в современном, постоянно меняющемся мире, чтобы быть конкурентно способным в мировой среде.
Сроки реализации: январь-май
Участники проекта : логопеды, воспитатели, дети группы, родители
Цель: формирование речевой готовности к школе посредством развития знаний о грамматических категориях (звуки, буквы, слоги, предложения)
Задачи:
• Упражнять в совершенствовании произношения изученных звуков,
• Закреплять умение в написании букв, написании слов
• Совершенствовать умение в составлении схем слова (слоговая и звуковая)
• Узнать о появлении письменности
• Повысить мотивацию к чтению
Методы проекта : словесный, наглядный, практический, игровой, творческий
Структура проекта :
• Выбор темы, погружение в проект, мотивация участников, планирование с детьми
2. Основной (практический) этап
• Организация деятельности
3. Заключительный этап
• Квест «Живые буквы»
• Презентация проекта в виде открытого занятия
«В поисках азбуки»
Механизм реализации проекта :
1. Работа с детьми
Беседы
• «Как сохранить слова, сказанные людьми»
• «Как появились буквы?»
• «Где узнать о непонятных словах?»
• «Международный день родного языка»
• «Для чего нужно учить читать»
• «Что я знаю об азбуке?»
Образовательная ситуация
• Деление слов на слоги
• Ударение
• Звуки и буквы
• Алфавит
• Гласные звуки и буквы
• Согласные звуки и буквы
• Твердые и мягкие согласные
• Звонкие и глухие согласные
• Звуковой анализ слова
Художественная литература
• Разучивание стихотворения «Буква к букве будет слово»
• Чтение русских народных сказок
• Чтение с обсуждением пословиц и поговорок по теме
• Отгадывание загадок по теме
• Г. Османова «Первое знакомство со звуками и буквами»
• Р. Киплинг «Как было написано первое письмо»
• И. Токманова «Аля, кляксич и буква А»
• М. Раскатов «Пропавшая буква»
• Ник Бромги «Осторожно! Эта книга кусается!»
• Б. Заходер «Кит и кот»
• Г. Юдин «Букваренок. Волшебная азбука в картинках и сказках»
• А. Шаров «Приключение Ёженьки и других нарисованных человечков»
• И. Бродский «Рабочая азбука»
• Е. сосновский «Самая-самая азбука в стихах»
• Школьная библиотека «Заколдованная буква»
• С. Чайка «Город букв»
• С. Бабицкий «Кто ограбил букву А»
• М. Гейман «Кошмарный алфавит»
• Интересные азбуки. Азбука Загадок
• «Вежливая азбука»
• В. Вилюнова, М. Магай «Азбука в стихах»
• Знакомство с толковым словарем С. И. Ожегова, со словарем пословиц и поговорок Т. В. Розе
Выполнение заданий по грамоте на смекалку, решение ребусов, выполнение заданий в тетрадях по подготовке к обучению грамоте, прописях.
Развивающие игры (настольные) :
• Составь слово
• Магнитная азбука
• Пазлы из картинок и букв
• Все буквы алфавита
• Лото. Азбука
• Алфавит. Веселые уроки
• Я учу буквы
• Обучающая игра. Гласные буквы и звуки
• Обучающая игра. Согласные. Звонкие и глухие
• Схемы. Пиши правильно
Дидактические игры (словесные) :
• Скажи правильно
• Подбери рифму
• Буквы вокруг меня
• Скажи слово с нужным звуком
• Кто больше слов придумает
• Исправь ошибку
• Добавь слог
• Дополни предложение
• Придумай сам
• Вспомни разные слова
• Стоп! Палочка, остановись
• Кто найдет короткое слово?
• Стук да стук, найди слово, милый друг
Лепка «Пластилиновая буква»
Рисование:
• «Моя любимая буква»
• «Волшебные буквы моего имени»
• «Азбука с картинками»
Обведение трафаретов
Штриховка
Аппликация «Азбука из бросового материала»
Конструирование «Выкладывание букв, слогов из палочек»
Речевое развитие:
• Придумывание сказки или историй о первой букве своего имени
• Гласные и согласные звуки
2. Работа с родителями
• Изготовление папок-передвижек «Как воспитать у ребенка любовь к чтению», «Изучение алфавита: методы, упражнения и игры для детей», «Советы родителям по обучению детей грамоте»
• Составление общей книжки «Веселая азбука со стихами» из страничек, изготовленных детьми с родителями
• Памятка для родителей «Обучение грамоте по средствам игр и упражнений»
• Презентация проекта «Живые буквы» в виде открытого занятия
Ожидаемый результат:
Участие в проекте способствует формированию речевой готовности к школе, развитию фонетического восприятия. Дети познакомились с видами словарей, расширили кругозор о книгах, повысили интерес к чтению, научились сочинять истории. Проектный метод способствует развитию познавательного интереса к разливным областям знаний у детей, формированию навыков сотрудничества.
Продукт проекта :
• Презентация проекта
• Книжка «Веселая азбука со стихами»
• Выставка книг «Моя первая азбука»
• Квест «Живые буквы»
Развивающая среда:
• Художественная и методическая литература
• Развивающие настольные игры
• Картотека диагностических игр
• Азбука (плакат)
• Прописи
• Альбом и трафареты для штриховки
• Кроссворды для детей
Список использованных источников и литературы:
• Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. -2-е изд. - М. : Педагогика, 1978
• Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие / Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская / Под ред. Н. В. Дуровой. - М. : Школьная Пресса, 2002.
• Занятия по обучению грамоте в ДОУ: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. //Авт. -сост. Кулешова Л. А. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005
• Малышева Л. М. Игры со словом - М., 1985
• Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1981
• Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для воспитателей дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина, - М. : Просвещение, 1991.
• Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010
• Ильякова Н. С. Звуки «Ш» «Ж», я вас различаю! Настольные логопедические игры – занятия для детей 5-7 лет. – М. : «Издательство «ГНОМ и Д», 2005.
• Колесникова Е. В. От звука к букве. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников, - М. : «ГНОМ-ПРЕСС», 1997
• Хамидулина Р. М. Обучение грамоте. Подготовка к школе. /. – М. : Издательство «Экзамен», 2009
• С. И. Ожегов «Большой толковый словарь русского языка».
• Розе Т. В. «Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей» -М. :ОЛМА Медиа Групп,2010.
• Волина В. «Учимся играя -Новая школа, 1994.