таисия ч
Проект «Животные нашего края» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Животные нашего края»
для детей старшей группы
«СВЕТЛЯЧОК" Воспитатель:
Чикачёва Т. А.
Аннотация:
Проект «Дикие животные нашего края» направлен на исследование проблемных вопросов, которые помогут детям больше узнать о диких животных наших лесов : медведе, лисе, волке, зайце, белке и т. д.
Актуальность:
Публикация «Проект „Животные нашего края“ в старшей группе» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
Программа «От рождения до школы» не предполагает углублённого изучения темы о животных нашего края. Детям средней группы интересно всё, что связано с миром живой природы, перед детьми откроются широкие возможности получения дополнительной информации из разных источников. Мир диких животных очень разнообразен, интересен, но не совсем раскрыт для изучения детьми. Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Дети не все владеют обобщающим понятием, не умеют последовательно описывать животных. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их и их родителей активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность воспитывать детей - «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность на каждой организованной образовательной деятельности выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты.
Цель проекта :
Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско- взрослого образовательного проекта «Животные нашего края».
Задачи проекта :
Образовательные: дать представления о диких животных нашего края, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу, как называют их детенышей.
• Формировать у детей представления о диких животных нашего края.
• Формировать понимание детей о строении животного, способах передвижения, их разнообразии.
• Способствовать развитию познавательного интереса к диким животным.
Развивающие: развивать умение сравнивать и анализировать.
• Развивать память, воображение, логическое мышление в процессе наблюдений, исследований природных объектов.
• Обогащать и активизировать словарь детей за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора, гнездо); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.)
• Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных; побуждать свободно мыслить, фантазировать.
• Развивать познавательные способности у детей, активно включать их в поисково - творческую деятельность.
• Закреплять умение отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.
• Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всем диким животным.
Тип проекта : групповой, познавательный, краткосрочный
Сроки реализации проекта : 2 недели
С 11 ноября по 22 ноября 2021 г.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Участники проекта :
Воспитатели, дети старшей группы «Светлячок», родители.
Ожидаемый результат:
• Иметь представление о диких животных нашего края.
• Иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения, способах их передвижения, об уникальности каждого вида, их назначении.
• Знать о взаимосвязи с другими обитателями.
• Иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.
• Сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
• Заинтересованность и сотрудничество родителей как участников педагогического процесса, самореализация.
Описание медведя
Мишка — лесной зверь. Он большой — выше мамы и выше папы (даже выше человека). Зверь ходит на четырех лапах. У него большая голова, маленькие глазки и круглые небольшие уши. Еще у него длинные острые когти, благодаря которым он умеет лазать по деревьям.
Шерсть у медведя густая. Ему в такой шубе очень тепло. Ты знаешь, какого цвета шерстка у медведя? Коричневая, но чаще говорят — бурая. Поэтому его так и называют — бурый медведь.
Угадай, где живет мишка? Правильно, он живет в лесу. Его домик называется берлогой. Она находится в земле, мишка сам роет ее для себя и своих деток. Еще берлога может быть в большой яме или пещере.
Зимой медведь спит в берлоге. Всю зиму! Осенью ложится спать и просыпается только весной, когда растает снег. Говорят так: впадает в зимнюю спячку. Будить мишку нельзя, иначе он может сильно разозлиться. Все медведи должны зимой спать, потому что кушать в лесу зимой нечего.
Семья у медведей такая: папа — медведь, мама — медведица, а детеныш — медвежонок. Если один, то говорят медвежонок, а если два — медвежата.
Медведи питаются ягодами, корнями, клубнями, грибами, орехами и желудями. А весной, когда просыпаются голодные, то могут даже напасть на других зверей, например, на кабана, оленя или лося. Ещё мишки очень любят мёд. Поэтому их называют сладкоежками.
Ещё мишка любит рыбу. Он с удовольствием плавает в реке и сам ловит ее лапами.
Описание волка
Волк – животное, которое является самым распространенным наземным хищником. Это дикое животное имеет широкий ареал обитания. Волк обитает преимущественно в холодных странах и на различных ландшафтах. В лесах, степях, пустынях, тайге, тундре, лесостепи и у подножий гор. Волк имеет густой, довольно длинный и теплый мех, который состоит из двух слоев, в связи с этим волк выглядит крупнее.
Волк выглядит угрожающим и опасным зверем, имеет крепкое мускулистое тело, высокие сильные лапы и крупную широколобую голову с острыми ушами. Вытянутая и крупная морда с темными полосами сочетается с почти белыми щеками и светлыми пятнами в области глаз. Массивная морда волка к тому же очень выразительна. Хвост у серого волка довольно длинный и обычно опущен вниз. По его движению и положению можно судить о настроении хищника.
Волк обыкновенный имеет совершенно различную окраску, в зависимости от среды обитания. В лесах – это серо-бурый окрас. В тундре – более светлый, почти белый. В пустыне – серовато-рыжеватый. Есть даже белые особи, которые встречаются в Арктике, а также рыжие или почти черные.
Волк обыкновенный – животное социальное. Поэтому волки живут стаями, они вместе охотятся, играют и даже воют.
Стаей управляет вожак или матерый волк – доминирующая особь мужского пола. Это самый умный, мудрый и сильный самец в волчьей стае.
Волк – непривередливый хищник. В основной рацион волка обыкновенного входят крупные копытные животные : олени, лоси, сайгаки, бараны и козлы. Но волк питается также зайцами, различными грызунами и птицами, ведь он непривередлив. Иногда волки могут съедать погибших членов стаи.
Описание лисы
Шерсть у лисы рыжеватая с золотистым отливом, хвост длинный и пушистый, мордочка вытянутая, уши большие, стоячие, лапы стройные, тонкие. Лисья шуба очень красивая: то огненно-рыжая, то алая, то рыжевато-бурая. На кончике хвоста мех у лисы белый. Не только для красоты. Когда вечером, в глухом лесу лисята бегут за матерью, белый кончик хвоста служит для них ориентиром, не дает потеряться. С наступлением зимних холодов лисий наряд становится пышней и теплей. На лапках вырастает густая шерсть, кажется, что лисичка валенки надела.
Днем лиса прячется в глубокой норе, которую устраивает в густом лесу. Иногда лиса занимает барсучью норку. Ночью лисица выходит на охоту. Летом корма для нее вдоволь. Лиса ест и жуков, и лягушек, ловит ящериц, разоряет гнезда птиц, свитые на земле. Охотится за зайцами и водяными крысами, ищет гнезда мышей-полевок. Летом и осенью, когда в лесу созревают ягоды, поспевают плоды, лиса с удовольствием лакомится ими.
Зимой жизнь в лесу замирает, и главным лисьим кормом становятся мыши-полевки. У лисы очень тонкий слух и нюх. Бродит она по полю и прислушивается, не пищат ли в своих норах под снегом мыши. Если учует лиса мышь, подкрадется тихо-тихо, а потом высоко подпрыгнет, громко ударяя о снег всеми четырьмя лапами. Мыши, испугавшись шума, выскакивают из норки, а лиса их быстро ловит на снегу. Зимой лиса может и в деревню наведаться. Если дверь курятника закрыта неплотно, заберется рыжая плутовка и утащит курицу. Весной в лисьей норе появляются маленькие беспомощные лисята. Воспитывают лисят и папа-лис и мама-лисица. Папа зорко охраняет нору, ходит на охоту, добывает пропитание для большого семейства. Мама-лисица ни на минуту не оставляет лисят. Детеныши растут быстро, уже через две недели они открывают глаза, а еще через неделю-другую весело играют на лесной поляне возле норы, возятся, рычат, тявкают, совсем как щенки. Если лисью нору обнаружит человек, лиса переносит лисят в более безопасное место. Опасный враг рыжей лисы – волк.
Описание зайца
Заяц - дикое животное. Весной и летом шуба на зайцах серая с рыжевато-бурыми подпалинами. Среди густых трав Косого и не заметишь. Уши у зайца длинные, а хвост пушистый и коротенький. Задние лапы длиннее передних. Во время прыжка заяц выбрасывает вперед сначала задние ноги, а потом передние. Поэтому заяц легко взбегает на горку, а вот спуститься ему гораздо труднее.
В народе зайца называют Косым, потому что у него глаза не в центре мордочки, а по бокам расположены, и зверек может видеть, что делается сбоку и даже сзади.
У зайцев острые зубы, которыми он, как ножницами, срезает кору с деревьев.
Нору зайцы не делают и пропитание на зиму не собирают. Днем они спят, спрятавшись в чаще леса: под корнями вывернутого бурей дерева или забившись в ямку под кустами. От зимней стужи заяц надеется укрыться в лесной чащобе, зарывшись в пушистый снег под кустом. Осенью заяц меняет шубку летнюю серую на белоснежную, теплую и пушистую. Вот и вся заячья подготовка к зиме.
Корма зимой в лесу мало, поэтому зайчишки подбираются к стогам и лакомятся сеном. Иногда приходят на огороды и обгрызают капустные кочерыжки, а если в саду стволы молодых яблонек, то заяц может обгрызть с них кору.
Нередко заяц скачет по лесу за лосем и подбирает за ним молодые побеги осин.
Немало врагов подстерегают зайку в лесу: волк, куница, лиса, ястреб, орел, сова, - все они не прочь полакомиться вкусной зайчатиной.
Спасаясь от погони, Косой запутывает следы, петляет, делает огромные прыжки в сторону, чтобы сбить со следа лису, волка или охотничьих собак.
Весной у зайчихи появляются пушистые, зрячие зайчата.
Описание кабана
Кабан – ближайший родственник домашней свиньи. Людям это животное известно давно, он упоминается в древних мифах, легендах.
Кабан – животное внушительных размеров. У взрослых самцов-кабанов вырастают устрашающие клыки, опасные для любого зверя. Кабаны довольно быстро бегают, причем хорошо передвигаются даже по густым зарослям. Тело у них имеет обтекаемую форму, покрыто жесткой щетиной, которая не цепляется даже за корявые ветки. Убегая от опасности, кабан способен развивать скорость до 40 км/ч и бежать без отдыха до 10–15 км. Кабаны хорошо плавают, могут передвигаться по болоту и лазать по склонам.
Зрение у этих зверей не очень хорошее. О приближении опасности они узнают благодаря слуху и великолепному обонянию.
Кабаны – всеядные животные, они питаются корневищами и клубнями, вечнозелеными частями кустарничков, семенами и плодами деревьев, грибами, мхом, едят и пищу животного происхождения : дождевых червей, жуков и их личинки, рыбу, мышей и т. д. Сильные мышцы верхней губы могут двигать «пятачок» во всех направлениях, что дает возможность кабану легко ворошить лесную подстилку и луговую дернину и благодаря тонкому обонянию находить пищу. Кабаны уничтожают многих вредителей леса.
Главную опасность для кабанов представляют волки. Правда, охотятся они на слабых кабанов. Самцы способны обороняться клыками. Разъяренная самка яростно защищает детенышей, и подходить к ней в этот период крайне опасно.
Описание лося
Лося легко узнать по длинным ногам, горбоносой морде. Он самый крупный представитель семейства оленевых. Верхняя губа у лося длиннее нижней и свешивается вниз, придавая лосю характерный вид. Туловище сравнительно короткое, причем передняя часть намного выше задней.
Лопаткообразные рога есть только у самцов. Свое прозвище – сохатый – лось получил именно за форму рогов.
Лоси живут в лесах.
Питается как травой, так и ветками деревьев, зимой поедает хвою, грызет древесную кору. Лось неприхотлив в еде. Но пищи ему требуется довольно много. Сено лось не ест. Зимой поедает ветви сосны, ели. Зима – сложный период в жизни лося. Пищи ему в этот период сильно не хватает, передвигаться в поисках еды по снегу зверю тяжело. Он бродит вдоль проторенных тропинок, экономит силы, большую часть времени проводя на лежке. В сильные морозы лоси зарываются в рыхлый снег.
У лосей хорошо развит слух, чуткое обоняние, а зрение развито слабо; например, неподвижно стоящего человека он не видит на расстоянии немногих десятков метров.
Живут лоси, как правило, небольшими группами, по 3–6 животных. Весной, иногда в начале лета у лосих рождаются по одному или по два детеныша. Около недели маленькие лосята остаются на месте, прячутся в траве или кустах, потом начинают ходить за мамой. Питаются малыши молоком. Траву маленькие лосята щипать не могут из-за длинных ног. Наклоняться малыши учатся не сразу.
От волков и других хищников лоси спасаются бегством. На взрослых лосей волки нападают только стаей.
Описание белки
Белка – дикое, травоядное млекопитающее животное, живущее в российских лесах, начиная с тайги и заканчивая южными широтами. В России обитают древесные белки.
Белочка – чудесный, грациозный, проворный зверёк. Выпуклые черные беличьи глаза смотрят задорно и весело. Зубы у белки большие, изогнутые, очень острые, поэтому она легко разгрызает твердые орехи и лущит шишки. Цепкие коготки на лапках помогают ей ловко хвататься за ветки, перепрыгивать с дерева на дерево.
Главная гордость белочки – её великолепный пушистый хвост. Когда белка сидит, то хвост прикрывает ей низ спины. Распушив хвост, словно раскрыв парашют, белка легко и свободно перелетает с ветки на ветку, с дерева на дерево и управляет хвостом, словно рулём. Белочка бережет свой хвостик, постоянно чистит, в сырую погоду старается укрыться в гнезде, чтобы не замочить его.
Беличье гнездо называется гайно. На всякий случай белочка сплетает не одно гнездо, а два или три гнезда, чтобы в случае опасности перенести в них бельчат. Морозные дни она любит проводить в своем уютном жилище. Иногда белка приспосабливает для своей квартиры прошлогоднее гнездо сороки или вороны, часто зимует в глубоком дупле старого дерева. Белочка любит лакомиться орехами, семенами хвойных деревьев – кедра, сосны, ели. Любит белка ягоды, плоды деревьев и кустарников, грибы, почки и соцветия. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Недаром в народе её называют хлопотуньей. В конце лета и осенью белочка делает запасы. Она наполняет свои кладовые спелыми орехами, грибами, желудями и шишками. Грибы она сначала высушивает, нанизывая их на голые сучки. Весной и летом шубки на белках рыжевато-золотистые, к зиме мех становится серебристо-серым, густым, теплым. Весной в беличьем домике появляются маленькие бельчата. Бельчиха – мама старательно ухаживает за ними, кормит, воспитывает, учит уму-разуму.
Описание ежа
Зрение у ежа слабее человеческого. Он вижу мир в оттенках коричневого. Но он не переживаю – ему помогает слух и обоняние! Нос – ежа первый помощник! Обоняние у него – всем на зависть, и он легко может найти еду даже в темноте. На лапах у ежа по пять пальцев. Осторожно! У него очень острые коготки! На его маленьких круглых ушках иголок нет. Слух у ежа - просто великолепный. Ёжик покрыт колючками, но на животе и мордочке у него растет мягкая коричневая шерстка, а иголки только на спинке. Его маленький хвостик не так просто заметить – он скрыт под шерстью и иголками. Ты можешь встретить ежа на опушке леса, а еще - в саду и парках. Ему необходимо укрытие, поэтому он предпочитаю находиться неподалеку от кустарников, поваленных деревьев, нор, отверстий в скалах, сухих веток и кустов – там он может спрятаться и подремать. Обычно еж живет в одиночестве и следит, чтобы на его территорию не заходили чужаки. Ежи, между собой не дерутся. Когда большинство лесных обитателей ложатся спать, еж просыпается и сразу же принимается за поиск еды на завтрак. Только к рассвету еж возвращаюсь в нору и засыпаю. Ёж насекомоядный, питается теми, кто ползает по земле или под ней. Большинство существ, которыми он питается, пытаются защититься раковинами или панцирями. Но еж их легко разгрызаю. С возрастом зубы стачиваются, но существует и мягкая еда: дождевые черви, слизни, гусеницы. Пьёт ёжик воду, а вот молоко для него ядовито! Осенью еж готовится к спячке – строит хорошо защищенное укрытие среди густого кустарника, плотной сухой травы или кучи веток и листьев. Зимой ему приходится впадать в спячку, ведь в это холодное время года он не может найти насекомых, чтобы прокормиться, да и его иголки не могут ежа согреть. Иглы защищают его от хищников, которые пытаются его съесть. ёжики выставляют иголки и превращаются в маленький игольчатый мяч. Попробуй, укуси! Неудивительно, что у меня практически нет врагов! Мне стоит опасаться только совы, лисы и барсука.
Результаты проекта :
• Дети имеют представление о строении диких животных, способах передвижения, их разнообразии.
• У детей развит познавательный интерес к диким животным.
• Развито умение сравнивать и анализировать.
• Владеют понятиями «дикие животные».
• Повысился уровень знаний детей о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.
• Овладели расширенным словарным запасом.
• У детей сформированы навыки экологически грамотного поведения в природе.
• Систематизирован литературный и иллюстративный материл по теме «Дикие животные нашего края».
• Оформлены выставки работ детей по данной теме.
• Повысился интерес родителей к жизни детского сада.
• Создан альбом: «Дикие животные».
• Участие родителей в реализации проекта.
Заключение: Знания, полученные во время реализации проекта, помогли повысить уровень представлений детей о диких животных нашего края; проект помог детям обогатить имеющиеся знания и навыки, дал возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволила каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечила выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Дикие животные нашего края» предоставил большие возможности для творчества, позволил приблизить обучение к жизни, развил активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.