Светлана Баранок
Детско-родительский информационный проект «Деревья нашего края» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
Вид проекта : информационный Продолжительность : долгосрочный
Участники: дети старшей группы,
воспитатель, родители.
Воспитатель: Баранок Светлана Николаевна
высшая кв. категория
1. Детско-родительский информационный проект
2. Аннотация проекта
Темочки:
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Старшая группа
- Темочки
В проекте представлена система работы по ознакомлению с миром деревьев.
Проект разработан на основе дидактических принципов:
научности;
последовательности;
доступности;
учета возрастных особенностей дошкольников.
3. Актуальность и значимость проекта :
Одной из задач ФГОС является развитие познавательной активности, любознательности к миру природы, к её объектам. Мой проект направлен на развитие экологического сознания детей, формирование бережного отношения к миру природы.
4. Анализ ситуации:
Наблюдая за играми детей, во время прогулок, в совместной деятельности, во время НОД, я обратила внимание, что дети путают названия деревьев, а некоторые дети знают лишь одно-два дерева.
5. Постановка проблемы:
Видя интерес своих детей к деревьям на территории детского сада, мне захотелось помочь найти ответы на интересующие их вопросы, систематизировать их знания, побудить дошкольников бережно относиться к природе.
6. Цель проекта :Воспитание эмоционально - ценностного отношения к природе посредством ознакомления с миром деревьев.
Задачи проекта :
Образовательные:
- сформировать представления о:
- жизни растений как живых существ, строении, функции и назначении его частей (корень, кора, ствол, ветви);
- влиянии света, тепла, воды;
- изменении жизнедеятельности в разные времена года.
Развивающие:
Развивать у детей:
- Познавательную активность, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки;
- аналитические способности: умение сравнивать, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Воспитательные:
- способствовать формированию у детей интерес и положительного отношения к миру растений, вызвать желание беречь, и заботится о них.
7. Участники проекта :
Воспитанники старшей группы, родители, воспитатель.
8. Сроки реализации проекта :
сентябрь-март
9. Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап.
- Составление плана проекта, определение сроков реализации;
- разработка тематических бесед;
- циклических наблюдений на прогулке;
- рассматривание иллюстраций;
- просмотр презентаций о деревьях;
- подбор художественной и методической литературы;
- изготовление пособий;
- создание картотеки дидактических игр;
- создание плакатов по природоохранной тематике;
- пополнение банка презентаций;
- создание фотоальбома «Деревья альбома родного края»;
- составление подборки стихов, загадок о деревьях.
Работа с родителями.
Цель:познакомить родителей с целью и задачами проекта, вызвать интерес у родителей.
- Индивидуальная беседа "Удивительный мир деревьев".
- Папка-передвижка "Прогулка по парку".
- Консультации "Какими бывают деревья ", «Роль наблюдений в природе для дошкольников».
- Родительское собрание «Проектная деятельность по экологическому воспитанию».
- Привлечь родителей к изготовлению макетов «Дерево в разное время года», к изготовлению пособий «Берёза и рябина в разное время года».
- Детско-родительская викторина «Знатоки растений».
Основной этап.
Образовательная деятельность с детьми:
• Беседы:
«Какие бывают деревья?»,
«Моё любимое дерево»,
«Чем деревья отличаются от кустарников?»,
«Лес-полный чудес»,
«Сохраним ёлочку-красавицу наших лесов»,
«Как деревья готовятся к зиме»,
«Для чего нужно сажать деревья?»
• НОД по познавательному развитию:
«Деревья вокруг нас»
«Такие разные деревья»
«Как много на земле деревьев»
«Путешествие в мир деревьев и кустарников»
«Наши друзья-деревья»
«Как помочь больному дереву»
Цель: Развитие умения различать деревья по внешним признакам. Систематизировать знания об особенностях строения дерева; устанавливать связи между состоянием деревьев и условиями окружающей среды.
• НОД по развитию речи:
«Какие они -деревья?»
Цель: развитие представлений о многообразии растительного мира.
• Цикл наблюдений за рябиной, берёзой, елью, туей.
Цель:формирование у детей умения видеть неповторимость каждого дерева, выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года; воспитание бережного отношения к растению как к живому организму.
• Познавательно-исследовательская деятельность:
обследование, экспериментирование, моделирование, сравнение плодов и шишек деревьев, коры, листьев и т. п.
Цель:развитие у детей познавательной активности, аналитических способностей, умения сравнивать, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи.
• НОД по художественно-эстетическому развитию:
Рисование:
«Дерево осенью»,
«Белая берёза»,
«Деревья на нашем участке»,
«Яблоня с золотыми яблоками»,
«Раскидистое дерево зимой»,
«Наша нарядная ёлка»,
«Ели большие и маленькие»,
«Моё любимое дерево в разное время года»
Аппликация:
"Ёлочка",
«Листья в вазе»,
«Зимний лес»(коллективная)
Пластилинография:
«Ветка рябины»,
«Елочка в снегу»
Конструирование из природного материала «Моё дерево на лесной полянке»
Цель: формирование у детей интереса и положительного отношения к миру растений, вызвать желание изображать деревья в продуктивной деятельности.
• Составление гербария «Деревья нашего участка»
• Рассматривание альбомов «Какие бывают деревья?»,
«Деревья нашего края»,
«Листья и плоды»,
«Экологическая тропа»,
«Прогулки в экопарке».
• Ситуативный разговор «Почему нельзя срезать и ломать ветки?», «Могут ли деревья лечить?»
• Разучивание стихотворений о деревьях, отгадывание загадок.
• Опыты: «Летающие семена», «В одежде иголки с ёлки не колются» и др.
• Чтение художественной и познавательной литературы по теме проекта :
- Н. Сладков «Осень на пороге»
-Е. Трутнева «По лесным тропинкам»
-Л. Толстой «Дуб и орешник»
-С. Маршак «Откуда стол пришёл?»
-С. Есенин «Белая берёза»
-К. Ушинский «Спор деревьев»
-И. Бунин «Листопад»
-С. Прокофьева «Сказка про маленький дубок»
- Е. Трутнева «Ёлка»
• Дидактические игры: «Найди дерево по описанию», «К названному дереву беги», «Узнай дерево по семенам», «С какой ветки детки?» и другие.
• Труд на участке и в природе: уборка сломанных веток, опавших листьев, сгребание снега к стволам деревьев.
Заключительный этап
Проведение экологического праздника «Давайте беречь, дети, деревья на нашей планете!»
Цель:формирование у детей интереса и положительного отношения к миру растений, желания беречь и заботится о них.
10. Управление и обеспечение проекта :
Используемая литература:
• Л. И. Грехова «В союзе с природой» М. : ЦГЛ, Ставрополь
• Е. В. Лосева «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников» СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс»
• С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» М. : Мозаика - Синтез
• С. Н. Николаева «Юный эколог» М. : Мозаика - Синтез
• В. Ю. Дьяченко «Маленькие шаги в большой мир»
• Н. А. Рыжова «Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду» М. : Издательский дом «Цветной мир»
• Н. А. Рыжова «Я и природа» М. : Линка-Пресс
• Материалы интернета
Материалы для НОД и продуктивной деятельности:
• Ноутбук, проектор, подборка презентаций о деревьях. Иллюстрации и карточки с изображением деревьев и их плодов, художественная и методическая литература по теме проекта.
• Краски, карандаши, фломастеры, цв. восковые мелки, кисти, тряпочки, непроливайки (по количеству детей).
• Пластилин, стеки, доски для лепки.
• Клеевые кисти, розетки для клея, салфетки, клеёнки (по количеству детей, цветная бумага, цветной картон.
• Схематичное изображение «больного»дерева.
• Магнитная доска с набором магнитов.
11. Оценка результатов проекта :
У детей:
- Сформированы представления о жизни растений как живых существ, о строении, функции и назначении их частей;
- Улучшились представления детей о влиянии света, тепла, воды на рост и развитие растений;
- Дети научились вести осознанные наблюдения в ходе выполнения простейших опытов, находить занимательные, необычные факты, задавать вопросы о них, высказывать простейшие аргументированные суждения по возникающим проблемам;
- Сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
Родители:
- проявили интерес и участвовали в реализации проекта.
- изготовили модели деревьев разное время года
- принимали в участие в оформлении альбомов о деревьях
- организованно вместе с детьми посетили парк.
12. Критерии и показатели эффективности проекта :
Дети имеют представления о жизни растений (деревьев, о строении дерева, его частей.
Дети могут вести осознанные наблюдения и простейшие опыты.
Высказывают простейшие аргументированные суждения.
13. Описание достигнутых (предполагаемых)образовательных результатов.
Уровень знаний детей о деревьях, в ходе изучения данной темы, значительно повысился. Развито мышление, улучшилась связная речь. Дети с удовольствием применяли ранее усвоенные навыки во время продуктивной НОД при изображении деревьев. Мои воспитанники стали внимательнее и бережнее относиться к миру растений, с удовольствием проявляют заботу о деревьях.
14. Результат проекта и способы презентации полученного продукта
-Перспективный план циклических наблюдений за объектами мира растений на экологической тропе
-Схема – маршрут экологической тропы
-Составление гербария «Листья деревьев нашего участка»
-Картотеки:
циклических наблюдений;
объектов экологической тропы;
экологических сказок о растениях;
экологических игр, пословиц, загадок;
- Создание фотоальбома «Деревья родного края»
- Банк презентаций «В помощь юному экологу»
- Изготовление макетов «Дерево в разное время года»
- Данный проект был представлен коллегам на педагогическом совете и опубликован на
сайте Маам. ру
15. Перспективы дальнейшего развития проекта
• Дополнение системы дидактическим материалом, художественной литературой.
• Дальнейшая непрерывная систематическая работа.
• Использование проектных технологий по экологическому воспитанию.