Елена Ващило
Проект «Животные Брянского леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Животные Брянского леса»
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта : групповой.
Продолжительность проекта : средней продолжительности (3 недели)
Участники проекта : дети подготовительной логопедической группы, воспитатель, родители.
Образовательные области:
«Познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие»
Публикация «Проект „Животные Брянского леса“» размещена в разделах
Актуальность:
Тема проекта «Животные брянского леса» выбрана не случайно. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Цель проекта :
Активизировать и систематизировать представления детей о разнообразии животного мира Брянской области. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
Задачи проекта :
1) Расширять представления о диких животных Брянских лесов, о связи и взаимодействии со средой обитания, их образе жизни, питании, жилищах, способах маскировки, защиты, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.
2) Формировать и развивать умение детей составлять цепочки питания, пользуясь наглядным материалом, и анализировать отображенные ими связи.
3) Обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.)
4) Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных.
5) Развивать интерес к познанию природы, поощрять самостоятельные «открытия».
6) Воспитывать желание оказывать помощь животным.
Основополагающий вопрос:
Какие тайны скрывают животные Брянских лесов?
Проблемные вопросы:
1. Могут ли животные нашего края жить в другой природной зоне?
2. Могут ли животные жарких стран жить в наших лесах?
3. Все ли животные одинаковые по повадкам и образу жизни?
4. Как защитить животных Брянских лесов от вымирания?
Проект реализуется в 5 этапов.
1 этап «Выбор темы»
Мы с детьми решили внедриться в проектную деятельность «Животные Брянского леса», так как эта тема актуальна для нас жителей Брянской области, определили, о каких животных будем собирать сведения.
На первом этапе сбора информации мы использовали метод «трёх вопросов» и объединили ответы детей в логический план.
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Как нам найти ответы на свои вопросы?
• Чем дикие животные отличаются от домашних
• Сказки про животных
• Дикие животные живут в лесу и в зоопарке
• Медведь зимой спит в берлоге
• Заяц к зиме меняет серую шубку на белую, чтобы его не было видно
• Белка питается семенами и орехами
• Для чего необходима Красная книга • Зачем нужно охранять диких животных?
• Какие животные занесены в «Красную книгу»?
• В каком месяце медведь ложится в спячку?
• Какое жилище у бобра?
• Чем питаются животные живущие в лесу? • Спросить у родителей, дедушки, бабушки
• Спросить у воспитателя
• Спросить у сестры, брата
• Спросить у друзей
• Прочитать в книгах
• Прочитать в энциклопедии
• Сходить в кино, в музей
• Посмотреть мультфильм
• Посмотреть телепередачу
• Посмотреть в «Красной книге»
2 этап «Сбор сведений»
Задача воспитателя – создать условия для реализации познавательной деятельности:
• Подготовить художественную, научно-популярную литературу по данной теме для совместного чтения с детьми в группе;
• Подготовить дидактический материал;
• Организовать беседы с родителями;
• Принесение в группу фотографий, презентаций, рисунков, рассказов о любимом диком животном для реализации продуктивных видов деятельности.
3 этап «Выбор проектов»
Задача воспитателя – помочь детям выбрать, какой проект они будут осуществлять.
Совместно с детьми обсудили и записали на доске примерные названия возможных проектов по нашей теме.
Возможные проекты
• Изготовление поделки животных ребёнком для выставки.
• Издание книжки-малышки с иллюстрациями и художественным словом «Моё любимое дикое животное».
• Изготовление Красной книги Брянской области «Животные»
• Изготовление книжки-раскраски «Животные Брянского леса».
• Оформление плаката «Береги животных»
4 этап «Реализация проектов»
Задача воспитателя – создать в группе условия для осуществления детских замыслов.
Разделы программы Виды детской деятельности
Социально-коммуникативное развитие Беседа и просмотр презентаций «Безопасное поведение в лесу», «Звуки леса», просмотр картин, иллюстраций, фотографий.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование на темы «Дикие животные, которые живут в лесу», «Волк», «Олень»
Пластилинография «Дикие животные наших лесов», аппликация с использованием природного материала «Ежик», «Олень», аппликация с использованием приёма обрывания «Медведь», лепка «Лиса Патрикеевна», «Зайчик», «Белка», изготовление макета «Медвежья берлога»
Речевое развитие
Пословицы и поговорки о животных. Чтение художественной литературы: стихи, рассказы, сказки соответствующей тематики: «Теремок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Заяц-Хваста», «Зимовье», «Заюшкина избушка», «У страха глаза велики», «Колобок», «Хвосты», «Айболит», «Краденое солнце», В. Бианки «Как звери готовятся к зиме», «Купание медвежат», «Глаза и уши», А. Блок «Зайчик», М. Пришвин «Ёж», К. Д. Ушинский «Жалобы зайки», А. Толстой «Белка и волк», Г. Снегирёв «След оленя», И. Соколов-Микитов «Медвежья семья», «Белки», «Беляк», «Ёж», «Лисья нора», «Рысь», Е. Чарушин «Волчишко», Н. Сладков «Отчаянный заяц», «Как медведь сам себя напугал», Г. Скребицкий «Всяк по-своему». Дети самостоятельно сочиняли и загадывали загадки о диких животных.
Дидактические игры «Чей хвост? Чья тень?», «Назови ласково», «Чей детёныш?» «Назови семью», «Закончи предложение», «Один-много», «Какое слово самое короткое?», Какое слово отличается от других?», «Дикие и домашние животные», «Кто где живёт?», «Кто кем был?», «Дети потерялись»
Составление описательных рассказов по изготовленным поделкам диких животных.
Познавательное развитие
Просмотр презентаций «Дикие животные наших лесов», д/и «Чьи следы? Чья тень?», д/и «Кто где живёт. Кто что ест?», «Собери мишку», «Животные», «Ребятам о зверятах. В лесу»
Заштрихуй «Хищных животных, «Соедини по точкам», «Какое животное лишнее?»
Беседы «Хищные, травоядные и всеядные животные», «Пищевые цепочки в лесу», «Лесные малыши», «У кого есть перепонки между лапами», «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу», «Кто главный в лесу?», «Как люди заботятся о диких животных»
Рассматривание картинок с изображением убежищ животных - нора, берлога, хатка, логово, дупло.
Опыты «Почему заяц зимой белый?», Почему белка меняет шубку зимой?», «Как звери переодеваются?», «Какая шубка теплее?», эксперимент «Почему у бобра не намокает мех?», «Почему у бобра перепонки между пальцами?»
Физическое развитие «У медведя во бору», «Охотник и зайцы», «Бездомный заяц», «Медведь и пчёлы», «Волк во рву», «Хитрая лиса», «Белки, шишки и орехи».
5 этап «Презентация»
Задачи: создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство компетенции, гордости, за достижения, осмыслить результаты деятельности.
• Изготовление Красной книги Брянской области
• Изготовление плаката «Берегите животных»
• Создание книжки-раскраски «Животные Брянского леса»
• Изготовление совместно с родителями книжек-малышек «Моё любимое животное Брянского леса»
• Макет «Животные Брянского леса».
• Экскурсия в Клинцовский краеведческий музей «Лесные тайны»