ирина николаева
Проект «Юные журналисты»
▼ Скачать + Заказать документы
Николаева И. Б
воспитатель первой категории
МДОУ детский сад №5 «Березка»
Проект "Юные журналисты»
Актуальность
В настоящее время речевое развитие детей остается одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр.
Публикация «Проект „Юные журналисты“» размещена в разделах
- Журналист. Знакомство с профессией
- Проекты, проектная деятельность
- Телевидение и журналистика для детей
- Темочки
Именно в дошкольном возрасте происходит активное усвоение ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Развитие диалогической и устной монологической речи закладывает основы успешного обучения в школе.
Поэтому важной задачей развития речи в этот период является формирование речевой компетенции всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения.
Вид проекта : информационный, исследовательский, творческий, среднесрочный.
Цель проекта : содействие становлению интеллектуальной и социальной компетентности детей в процессе речевой, игровой и продуктивной деятельности, а так же сотрудничество с семьей по вопросам познавательного и социального развития дошкольников.
Задачи: овладение связной диалогической и монологической речью посредством изучения основ профессии журналиста;
- обучение их построению самостоятельных высказываний, умению излагать свои мысли развернуто, связно, логично, обоснованно, со смысловой завершенностью, грамматической оформленностью, выразительность;
- расширение и активизация словарного запаса;
- развитие коммуникативных навыков и эффективного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада;
- формирование чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от общего, творческого дела;
- развитие жизненно необходимых умений: справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решение.
развивать способность к анализу и синтезу, самоконтролю.
- развивать творческие способности.
- активизировать и расширять словарь, словотворчество детей.
Автор проекта : Николаева И. Б
Участники проекта : дети подготовительной группы, родители, воспитатели.
Длительность проекта : семь месяцев.
Условия реализации проекта :
•наличие фотоаппарата, микрофона, магнитофона
•заинтересованность всех участников проекта
•привлечение родителей к участию в проектной деятельности
•совместная подготовка к интервью детей и взрослых
Ожидаемые результаты:
• Совершенствование связной монологической и диалогической речи детей.
• Развитие любознательности, наблюдательности.
• Развитие уверенности в себе.
• Развитие познавательного интереса детей.
• Повышение уровня знаний о людях разных профессий у детей.
• Преодоление детьми коммуникативных трудностей, умение выслушивать собеседника, не перебивая его, сдерживать себя, ожидая возможности задать вопрос.
• Совершенствование грамматических навыков.
• Формирование правильного звукопроизношения.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап:
• Формулирование темы проекта, цели и задачи.
Основной этап:
Проведение занятий, бесед, игр и упражнений - формирование у дошкольников начальных представлений о профессиональных качествах и навыках журналиста, знакомить с аппаратурой, необходимой людям этой профессии, а также формировать умение организовывать сюжетно- ролевые игры с этими атрибутами.
Заключительный этап:
•Снятие репортажа о встречах с людьми разных профессий.
№ п/п Содержание Сроки
I этап. Подготовительный (Организационный)
1 Изучить и проанализировать методическую литературу по теме Октябрь
2 Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра журналисткой деятельности Ноябрь
II этап. Внедренческий
1 Проведение работы с детьми Декабрь - май
1 Привлечение родителей Декабрь - май
III этап. Обобщающий
1 Определить эффективность проведённой работы Май
План реализации проекта
Мероприятия Цель Месяц
Игровое занятие «Мы журналисты»
Беседа о видах печатной продукции
Д/и «Вопрос – ответ» - Знакомство детей с профессией журналист;
- развитие наблюдательности к окружающему;
- совершенствование умения строить диалог;
- развитие психических познавательных процессов (слуховой памяти, словесно-логического мышления, внимания)
Познакомить с детскими журналами и газетами местных издателей.
Формировать умение задавать вопросы и отвечать на них развернутыми и содержательными ответами Декабрь
Д/и «Дружеское интервью»
Эксперименты с фотоаппаратом
Эксперимент с аудиосредствами (микрофон, микрофон) Способствовать развитию активного словаря и умению вступать в диалог, формировать социально-коммуникативные навыки.
Познакомить с фотоаппаратом, формировать умение выбирать кадр, фото для иллюстрирования текста.
Преодолевание страха перед настоящим микрофоном Январь
Познавательное занятие «Мы – журналисты»
Экскурсия в издательство местной газеты.
Игровая ситуация «Этикет телефонного разговора»
С/р игра «Журналисты».
С/р игра «Журналистское задание»
Выпуск праздничной газеты ко Дню Защитника Отечества. - развитие связной диалогической речи;
- развитие коммуникативного и личного взаимодействия детей друг с другом;
- расширение и активизация словарного запаса по профессиям: воспитатель, музыкальный руководитель, повар, старшая медсестра;
- совершенствование умения строить диалог с использованием опорных карт-схем;
- развитие способности к сотрудничеству, умения выдерживать паузы во время разговора, слушать и слышать других.
Познакомить с журналистами и их оборудованием, с умением задавать вопросы, попробовать себя в роли корреспондента и интервьюируемого.
Познакомить с правилами общения по телефону.
Развивать умение формулировать тексы поздравлений и пожеланий.
Развивать умение брать интервью и публиковать ответы в газете, создавать газету.
Формировать умение собирать информацию для издания газеты Февраль
Интервью с родителями для создания книги «Школьные годы наших родителей»
Экскурсия в библиотеку, интервью с работниками библиотеки Формировать умение задавать вопросы на заданную тему, составлять рассказы по данным интервью.
Развивать умение задавать вопросы, познакомить со сборниками наших авторов. Март
Встречи с интересными людьми и гостями МДОУ Способствовать формированию всесторонне развитой личности дошкольников, становлению их социально-коммуникативных навыков, нравственных качеств, инициативы и творческих способностей. Апрель
Презентация «Чему научились в игре «Мы журналисты»
Май
Перечень вопросов для проведения детьми интервью с людьми разных профессий в ходе проекта «Юные журналисты»
Профессия Перечень вопросов
Библиотекарь 1-ый интервьюер:
Здравствуйте, могу я задать вам несколько вопросов?
Как вас зовут?
Вам нравится ваша профессия?
Расскажите о своей работе, чем вы занимаетесь?
Откуда книги появляются в библиотеке?
2-ый интервьюер:
Какие книги вы посоветовали бы прочитать детям, которые пойдут в школу?
Как вы думаете, почему про книгу говорят, что она друг человека?
3-ый интервьюер:
Зачем нам нужны книги, когда информацию можно получить через Интернет?
Что вы хотели бы пожелать детям и родителям?
Инспектор ГИБДД 1-ый интервьюер:
Здравствуйте, меня зовут… Могу я задать вам несколько вопросов?
Где и кем вы работаете?
В чем заключается ваша работа?
Где вы учились этой профессии?
Сложно ли работать инспектором ГИБДД?
С какими трудностями вы сталкиваетесь?
2-ый интервьюер:
Кто чаще нарушает правила дорожного движения – пешеходы или водители?
Расскажите, как правильно переходить пешеходный переход?
Можно ли перевозить по пешеходному переходу ребенка на санках или проезжать по нему на велосипеде?
О чем нужно позаботиться родителям детей, которые скоро пойдут в школу?
3-ый интервьюер:
Какие дорожные знаки должны знать дети?
Обязательно ли сидеть ребенку в автокресле? Для чего это нужно?
Почему некоторые пешеходы нарушают правила дорожного движения?
Что бы вы пожелали пешеходам и водителям нашего поселка?
Пожарный, начальник караула, водитель пожарной части. 1-ый интервьюер (вопросы пожарному) :
Здравствуйте, можно взять у вас интервью?
Как вас зовут?
Как давно вы работаете пожарным?
Нравится ли вам ваша работа?
Почему работа пожарного сложная и опасная?
Какими навыками должен обладать пожарный?
Если ребенок находится дома один и неожиданно в квартире начался пожар, что делать?
2-ый интервьюер:
Здравствуйте! Представьтесь пожалуйста.
Могу я вам задать несколько вопросов?
Кем вы работаете?
Чем вы занимаетесь на своей работе?
Расскажите про вашу пожарную часть. Люди каких профессий работают здесь?
Что делают пожарные, если поступил вызов?
Как вы считаете, какие правила притивопожарной безопасности нужно соблюдать детям и взрослым нашего поселка?
3-ый интервьюер:
Здравствуйте! Представьтесь, пожалуйста.
Могу я задать вам несколько вопросов?
Кем вы работаете?
Что входит в обязанности водителя?
Сколько машин в вашем автопарке?
Расскажите, как устроена пожарная машина, что в ней есть интересного?
Игровое занятие «Мы журналисты»
Цель: Знакомство детей с профессией журналист.
Задачи:
• развитие наблюдательности к окружающему,
• совершенствование умения строить диалог,
• развитие психических познавательных процессов (слуховой памяти, словесно-логического мышления, внимания)
Оборудование: микрофон, карточки, изображающие человеческие эмоции.
Ведущий: Сегодня мы поговорим с вами о журналистах.
Чем они занимаются? Журналисты занимаются поиском наиболее значимых и важных событий, которые происходят в мире.
Как они рассказывают о них? Они рассказывают о них устно или письменно – в газетах, журналах или на телевидении и радио.
Что должен уметь журналист? Он должен много знать, хорошо говорить, писать, запоминать.
Зачем журналисту хорошая память? Он должен записывать и запоминать, то, что ему говорят.
Почему журналист должен быть наблюдательным?
Журналист описывает события. Он много видит и должен не пропустить ни единую деталь, иначе события окажутся не достоверными.
Игра «Острый глаз»
Ведущий предлагает детям ответить на вопросы о том, что они видели: «Какого цвета футболка у Лизы», «Сколько картин в кабинете» и т. д.
Ведущий: Чтобы описать событие в газете или журнале, журналист должен знать много слов русского языка. Проверить словарный запас помогут следующие задания:
1. Найти как можно больше слов, которые начинаются со звука «л».
Найди синонимы к слову «красивый» (очаровательный, прекрасный, великолепный)
2. Найти животных, название которых состоит из 3 букв (кит, кот, лев, лис, вол, бык т т. д.)
3. Скажи наоборот чистый –
весело –
сладкий –
большой –
твердый –
белый –
теплый –
Ведущий: Журналист должен не только знать много слов, но и уметь правильно и понятно для слушателя строить предложения. В каждом предложении слова строятся в определенном порядке. Попробуйте построить предложение из следующих слов, переставив их местами:
• мама, магазин, конфеты, и, зашла, купила, в
• Оля, одежда, шкаф, убрала, в
• Саша, блюдце, котенок, молоко, в, налил
Ведущий: Журналист умеет правильно, кратко и понятно объяснять. Это мы проверим при помощи следующей игры.
Игра «Инопланетянин»
Ребенок выступает в роли инопланетянина. Он показывает предмет и просит объяснить, что это такое, остальные отвечают.
Игра «Рассеянный»
Ребенок выступает в роли Рассеянного, он забыл, как называется предмет и может только его описать, остальные должны отгадать о каком предмете он говорит.
Ведущий: Журналисту приходится общаться с незнакомыми людьми. Поэтому он должен понимать настроение своего собеседника по выражению лица и интонации, с которой он произносит ту или иную фразу. Я буду показывать фотографии людей, вы определите, какие чувства, эмоции испытывает этот человек.
Игра
Выбирается ведущий, который должен взять интервью у остальных детей. Они выбирают настроение, которое должны передать через ответы журналисту. Журналист, в свою очередь, должен определить настроение собеседника по интонации, с которой отвечают.
Игра «Дружеское интервью»
Ребенок садится в центр круга на стул. Остальные задают ему дружеские вопросы: «У тебя есть брат или сестра?», «Какое животное тебе нравится?» и т. д. пока все дети зададут вопрос, затем садится другой ребенок и игра продолжается.
Рефлексия
•Что должен уметь журналист?
•Какие задания вам понравились?
•Какие задания было трудно выполнять?
•В какие игры вы еще хотели бы поиграть?
Домашнее задание
Почитать с родителями интервью журналистов в газетах и журналах. Посмотреть телепередачи, где корреспонденты берут интервью.
«Мы – журналисты»
Конспект позвательного занятия в подготовительной к школе группе
Цель: развитие связной диалогической речи; развитие коммуникативного и личного > взаимодействия детей друг с другом.
Задачи: расширение и активизация словарного запаса по профессиям: воспитатель, музыкальный руководитель, повар, старшая медсестра; совершенствование умения строить диалог с использованием опорных карт-схем; развитие способности к сотрудничеству, умения выдерживать паузы во время разговора, слушать и слышать других. Оборудование: фотоаппараты, диктофон, микрофоны, кепки с символикой, опорные карточки - символы, блокноты, карандаши, бэйджики, ребус, иллюстрации музыкальных инструментов, медицинские инструменты.
Предварительная работа: тематические беседы, сюжетно-ролевые, тематические игры направленные на накопление и активизацию словаря по теме, экскурсии по ознакомлению с профессиями.
Ход занятия.
Ведущий: Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте. Мы рады приветствовать вас на нашем шоу «Встреча с интересными людьми». Я – постоянная ведущая шоу – Ирина Борисовна, рада вас видеть в нашем уютном зале. Сегодня, мы находимся в одном из ДОУ По правую сторону от меня вы видите героев сегодняшнего шоу, т. е людей с которыми нам предстоит сегодня познакомиться.
По левую сторону находятся юные внештатные корреспонденты, с различных каналов ТВ, многие из них являются воспитанниками этого дошкольного учреждения, им интересно познакомиться с людьми, которых объединяет одна общая цель – создать для юных граждан города все условия, чтобы им было хорошо в детском саду, чтобы они с радостью его посещали.
Итак, начинаем. (звучит музыка)
Первым, с кем нам хочется познакомиться и взять у него интервью – это…. Попробуйте догадаться о ком я сейчас вам расскажу. Послушайте внимательно и скажите о какой профессии идет рассказ.
Сколько нужно ласки и заботы,
Всем помочь и каждого понять.
Благородна и трудна работа –
Ежедневно, маму заменять.
Не тревожно на работе маме
Веселы ребячьи голоса
Ведь всегда следят за малышами
Добрые, усталые глаза.
- Да, это воспитатель. Именно воспитатель большее время с детьми, занимается воспитанием и обучением малышей. Кто из корреспондентов познакомит нас с одним из воспитателей и задаст интересующие вопросы.
(выходит ребенок, подходит к воспитателю)
Вопросы:
- Здравствуйте. Представьтесь, пожалуйста.
- Разрешите задать Вам несколько вопросов
- Чем Вы занимаетесь?
- Где учились, чтобы стать воспитателем?
- Любите ли вы свою профессию?
- Сколько лет Вы работаете воспитателем?
- Что Вы считаете главным в своей профессии?
- Вы очень интересно рассказали о своей профессии. Спасибо. Всего хорошего.
Ведущий: Вот мы познакомились с человеком, чья профессия связана с общением с детьми их воспитанием и обучением. Да, поистине …. благородна и трудна работа для 28 детей ежедневно маму заменять.
- А сейчас прервемся на рекламу. Сегодня рекламы - жизнь детей в детском саду.
Стихи.
Есть одна страна на свете
Не найти другой такой
Не отмечена на карте
И размер-то небольшой.
Но живет в стране той славной
Замечательный народ
И куда не кинешь взглядом
Рядом друг с тобой идет.
В той стране такой порядок
Все во власти у ребят
И живут они все дружно
Как семья, один отряд!
Вы, наверно, догадались,
Где живут одной семьей
Ну, конечно, все узнали
Это садик наш родной!
Ведущий: Да, судя по стихам дети любят свой детский сад. А мы продолжаем. Следующая, не менее важная профессия нужная в детском саду. Это…. Вы догадаетесь, посмотрев на иллюстрации. Человеку какой профессии необходим какой-либо инструмент. Да, это - музыкальный руководитель. Кто из корреспондентов познакомит нас с музыкальным руководителем и задаст свои вопросы?
(выходит ребенок, подходит к музыкальному руководителю)
Вопросы:
- Здравствуйте. Представьтесь, пожалуйста.
- Как долго Вы учились?
- Что необходимо Вам для работы?
- За что Вы любите свою профессию?
- Что Вы считаете главным в своей работе?
- Сколько лет Вы посвятили своей творческой профессии?
- Спасибо. Нам очень понравился Ваш рассказ. Творческих успехов Вам в вашей работе.
Ведущий: Да, чтобы стать музыкальным руководителем - это не только научиться играть на инструменте, а нужно обладать большой энергией, фантазией, творчеством и конечно артистизмом. - А теперь всем так необходимая реклама.
Частушки.
На гала-концерт сегодня
Все ребята собрались
Как же смелости набраться
Выйти нам из-за кулис.
Где ж ты спонсор, объявись
Минимальный будет риск
Все частушки эти наши
Запиши скорей на диск.
На гастроли мы хотим
Ехать на Багамы
Только вот не отпускают
Детский сад и мамы.
Мы от наших звезд эстрадных
Ни на шаг не отстаем
Мы без всякой фонограммы
Лучше многих вам споем
Старички и малыши
Все смеются от души
Весь народ частушкам рад
Мы возглавим хит-парад.
Мы частушки лихо пели,
Получили главный приз
Нас со сцены не пускали
И кричали громко «Бис!»
Ведущий: Да, комментарии излишне, мы видим, что петь дети в этом саду умеют, и делают это с удовольствием, задором. И я уверена, что всем нам улучшили и без того хорошее настроение. А мы продолжаем наше знакомство с интересными людьми. Посмотрите на эти инструменты и скажите, кому они могут принадлежать?
(Дети рассматривают инструменты и делают вывод, что они принадлежат - старшей мед. сестре.)
- Да, старшая мед. сестра следит за здоровьем и правильным питанием детей в детском саду. Итак, корреспонденты, кто познакомит нас и задаст свои вопросы старшей мед. сестре детского сада?
(Выходит ребенок и подходит к мед. сестре, задает вопросы).
Вопросы:
- Мы рады встрече с вами. Представьтесь, пожалуйста.
- Разрешите задать Вам несколько вопросов
- Где Вы учились своей профессии?
- За что вы любите свою профессию?
- Что вы считаете главным в своей работе?
- Вы очень интересно рассказали о своей профессии. Спасибо. Всего вам доброго.
Ведущий: После такого интересного рассказа пора заняться ритмической гимнастикой. Все встаньте. Готовы?
«Если нравится тебе….»
- Вот немного приободрились. Продолжаем наше шоу. Человек этой профессии очень нужен детскому саду. А чтобы вы узнали о ком мы будем говорить, с кем нам Предстоит знакомство я предлагаю отгадать ребус.
(Отгадывание ребуса.)
Да, без повара в детском саду не обойтись. Согласитесь, Ведь совсем непросто накормить столько детей вкусно. Кто из юных корреспондентов будет брать интервью у повара детского сада?
(Выходит ребенок, подходит к повару, берет интервью).
Вопросы:
- Добрый день. Представьтесь, пожалуйста.
- Мы хотим побеседовать с вами о вашей профессии.
- Кто вас научил так вкусно готовить?
- Как давно вы работаете поваром?
- За что Вы любите свою профессию?
- Спасибо Вам за интересный рассказ. Всего Вам наилучшего.
Ведущий: Люди разных профессий работают вместе, сообща, дружно, делая все, чтобы Вам ребята было хорошо здесь В заключении давайте все вместе исполним песню о дружбе, чтобы все у нас было хорошо. А я с вами прощаюсь, до новых встреч с интересными людьми.
Песня.
1. Детский сад наш так хорош
Лучше сада не найдешь
Слава на весь белый свет,
От гостей отбоя нет.
На вопрос: «А в чем же дело?»
Отвечаем очень смело:
«Мы всегда с собой берем
Ум и фантазию.
2. Педагоги, вы для нас
Были, как обычные
Только стали вдруг они,
Очень симпатичные
На вопрос: «А в чем же дело?»
Отвечают очень смело:
«Мы всегда с собой берем Ум и фантазию»
(ПОЮТ ПЕДАГОГИ)