Надежда Тюрина
Проект «Мы — журналисты»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
На тему: «Мы журналисты»
Подготовила воспитатель подготовительной логопедической группы
Тюрина Надежда Александровна
МБДОУ№15 г. о. Балашиха, мкр. Железнодорожный.
Цель проекта :
Публикация «Проект „Мы — журналисты“» размещена в разделах
Целью данного проекта - стало содействие становлению интеллектуальной и социальной компетентности детей в процессе речевой, игровой и продуктивной деятельности детей, посредством изучения основ профессии журналиста.
Задачи проекта :
Образовательные: - Продолжать совершенствовать монологическую и диалогическую форму речи - Формировать умение вести диалог между взрослыми и детьми;
-формировать правильное звукопроизношение, выстраивание фраз в диалоге, совершенствовать грамматические навыки (склонение существительных, согласование прилагательных с существительными, употребление глаголов, причастий, наречий);
- учить детей построению самостоятельных высказываний, умению излагать свои мысли развернуто, связно, логично, со смысловой завершенностью, грамматической оформленностью, выразительностью;
-расширять и активизировать словарный запас.
Развивающие: Совершенствовать умение детьми построению самостоятельных высказываний, умению излагать свои мысли развёрнуто, связно, логично, обосновано, со смысловой завершенностью, выразительностью; - развивать социально-коммуникативные навыки и эффективного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада, умение вступать в диалог;
- развивать жизненно необходимые умения: справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решение;
- формировать у дошкольников представление о социальной роли труда взрослых и значимости отдельных профессий в жизни общества;
- развивать у детей любознательность, наблюдательность, активность, умение выступать публично.
Воспитательные: Воспитывать чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от общего, творческого дела;
- воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий и их труду;
- формировать у детей самостоятельность, уверенность в себе.
Описание проекта «Мы журналисты» на тему: «Профессии»
В настоящее время развитие детей остаётся одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Речь-это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Согласно федеральному государственному стандарту дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155, на этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь использовать её для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Самым сложным из всех речевых умений, которым ребёнок овладевает в дошкольном возрасте, является умение рассказывать. По результатам исследований педагогов-практиков, почти у 60% детей, поступающих в первый класс, часто встречаются определённые нарушения или отставание в речевом развитии, в т. ч. нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, низкий уровень сформированности связной речи, что может стать в дальнейшем причиной дисграфии, дислексии, снижения успеваемости. Именно в дошкольном возрасте происходит активное усвоение ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Развитие диалогической и устной речи закладывает основы успешного обучения в школе. Поэтому важной задачей развития речи в этот период является формирование речевой компетентности, т. е. умения детей пользоваться всеми языковыми средствами в различных ситуациях речевого общения. Основными целями проекта стало содействие становлению интеллектуальной и социальной компетентности детей в процессе речевой, игровой и продуктивной деятельности, а также сотрудничество с семьей по вопросам познавательного и социального развития дошкольников. На основе целей были сформулированы следующие задачи: - овладение детьми связной диалогической и монологической речью посредством изучения основ профессии журналиста; - обучение их построению самостоятельных высказываний, умению излагать свои мысли развёрнуто, связно, логично, обосновано, со смысловой завершенностью, грамматической оформленностью, выразительностью; -расширение и активизация словарного запаса; - развитие коммуникативных навыков и эффективного взаимодействия детей друг с другом, сотрудниками, родителями и гостями детского сада; - формирование у воспитанников чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от общего, творческого дела; - развитие жизненно необходимых умений: справляться с волнением, исходить из своих возможностей, делать выбор и принимать решение.
Реализация проекта включала три основных этапа.
На подготовительном этапе была определена тема проекта, сформулированы цели и задачи, изучены статьи о работе журналистов, составлен план проектной деятельности.
В ходе основного этапа работа осуществлялась по трё м направлениям: -образовательная деятельность с детьми; -взаимодействие с родителями; -встречи с интересными людьми и гостями ДОО
Обобщающий этап—анализ и выводы по внедрению и реализации проекта в педагогический процесс дошкольного образования. С целью повышения мотивации воспитанников к участию в проекте были проведены занятия, беседы, игры и упражнения. Это помогло сформировать у дошкольников начальные представления о профессиональных качествах и навыках журналиста, познакомить с аппаратурой, необходимой людям этой профессии (видеокамерой, фотоаппаратом, микрофоном, диктофоном, а также научить их организовывать сюжетно-ролевые игры с этими атрибутами. Детская журналистика это средство развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников. Мы определили алгоритм исследовательской деятельности: -осознания цели исследования, - установление объекта исследования, - изучение известного об объекте, - постановка проблемы, принимаемой к решению; - построение плана исследования; - осуществление плана, его корректировка; - выводы. В процессе совместной деятельности с детьми использовались следующие методы и приемы: - логические (сравнение, анализ, моделирование,гипотеза); - эмпирические (наблюдение, описание, систематизация, классификация, обобщение, эксперимент). - эвристические (эвристические беседы, мозговой штурм). Работа с детьми начинается с организационного момента (ознакомление с центром журналистики, оборудованием, затем выбирается тема (что-то особенно привлекательное, чтобы заинтересовать детей, привлечь к исследовательской деятельности). Педагог вместе с детьми составляет план-схему журналистского исследования (дети выбирают материалы, оборудование, способы предоставления информации). Вместе с педагогом ребята оговаривают возможные варианты вопросов, которые можно задать.
В связи с поставленными задачами ожидаются следующие результаты: - в отношении детей: умение слушать, обратиться к взрослому с вопросом, отвечать на вопросы, осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов, необходимых для исследований по определенной тематике, обрабатывать собранный материал, представить сообщение; - в отношении родителей: повышение педагогической компетентности в вопросах организации и проведения исследовательской деятельности, вовлеченность в образовательный процесс.
В ходе исследовательской деятельности дети учатся вместе работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками ДОУ. Все это способствует саморазвитию личности каждого ребенка, формирует его любознательность. Организованная в ходе реализации проекта образовательная деятельность с детьми помогла им преодолеть многие коммуникативные трудности. Воспитанники научились выслушивать собеседника, не перебивая его. Сдерживая себя, ожидая возможности задать следующий вопрос, правильно выстраивать фразы в диалоге, совершенствовали грамматические навыки (склонение существительных, согласование прилагательных с существительными, употребление глаголов, причастий, наречий, деепричастий). Эффективным оказалось использование игрушечного микрофона. Задавая вопросы, дети вживались в роль журналиста, телеведущего, старались говорить громче, выразительнее, следили не только за своей речью, но и за речью собеседника, считались с его точкой зрения.
Проектная деятельность способствовала формированию у дошкольников правильного звукопроизношения. На занятиях педагог напоминал воспитанникам о том, что речь журналиста должна быть грамотной, четкой, важно правильно произносить все звуки.
Взаимодействие с родителями в рамках проекта : проводилось тесное сотрудничество с родителями дошкольников, а именно знакомство их с целями и задачами проекта, оформление и вручение памяток, подготовку творческих домашних заданий. Многие дошкольники подготовили небольшие статьи или рассказы, в которых поделились важными и значимыми событиями из своей жизни.
Встречи с интересными людьми: Встречи с интересными людьми способствовали формированию всесторонне развитой личности дошкольников, становлению их социально-коммуникативных навыков, нравственных качеств, инициативы и творческих способностей. Учитывая это, в ходе реализации проекта мы запланировали встречи с людьми разных профессий – это заведующая МБДОУ детский сад №15 «Ручеек» Пантус Л. В., медсестра МБДОУ детский сад №15 - Романова Т. Д., учитель начальных классов школы №10 Диденко Т. В., педагоги МБДОУ № 15.
В ходе исследовательской деятельности дети учились вместе работать, искать и собирать информацию, анализировать и систематизировать ее, тесно общаться со сверстниками, родителями и сотрудниками ДОУ. Все это способствовало саморазвитию личности каждого ребенка, формировало его любознательность. Проект «Мы журналисты» способствовало совершенствованию связной диалогической и монологической речи детей, коммуникативных навыков, развитию таких качеств, как любознательность, наблюдательность, активность, уверенность в себе. А это очень важные умения, которые просто необходимы ребенку в школе. Реализация проекта включала три основных этапа.
Этапы Образовательные области (интеграция) Деятельность детей (методы и приемы) Деятельность педагогов Формируемые умения у детей
1. Подготовительный этап Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие Подготовка оборудования методы и приемы:
логические: (сравнение, анализ, моделирование, эмпирические: (наблюдение, описание, обобщение, эксперимент)
эвристические:
«Дружеское интервью»
Знакомство с аппаратурой журналиста, Подготовка оборудования
Введение в проблему, определение темы проекта,, целеполагание составление плана работы, подготовка развивающей среды, консультативная работа с сотрудниками ДОО, родителями
Изучение статей о работе журналистов
Составления алгоритма интервью, варианты речевых обращений, Умение слушать, обратиться к взрослому с вопросом, сдерживание себя, ожидая возможности задать вопрос преодоление социально-коммуникативных трудностей, любознательность, наблюдательность, активность, уверенность в себе
Поиск и сбор информации. Анализировать и систематизировать ее.
2. Основной этап Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие ООД, беседы, упражнения,
Игры, экскурсии Взаимодействие с родителями, встречи с интересными людьми, организация с ними бесед Общение со сверстниками, с взрослыми, строить диалог, имея зрительную опору в виде картинок символов
3 Заключительный этап, презентация Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие Совместно с родителями выпуск газеты, видео записи, экскурсии, фото-репортаж. Оформление, составление репортажа, передачи домашнего задания (фотоотчета проекта) представление сообщение, умение публично выступать
рефлексия Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие Саморазвитие личности каждого ребенка, формирование у ребенка любознательности Диссеминация опыта (буклет, сайт) Формирование осмысления, осознания способов продвижения к успеху, самостоятельного анализа своей деятельности.
Мероприятия в рамках проекта :
Занятия, консультации с родителями, совместная деятельность взрослых и детей, выпуск газеты, экскурсии, итоговое занятие
Охват проекта :
дети 6-7 лет -18 человек, родители детей -35 человек.
Затраченные ресурсы:
Проект реализовывался в течении 1 учебного года
Достигнутые результаты:
Организованная в ходе реализации проекта образовательная деятельность с детьми помогла им преодолеть многие коммуникативные трудности. Воспитанники научились выслушивать собеседника, не перебивая его. Сдерживая себя, ожидая возможности задать следующий вопрос, правильно выстраивать фразы в диалоге, совершенствовали грамматические навыки (склонение существительных, согласование прилагательных с существительными, употребление глаголов, причастий, наречий, деепричастий). Эффективным оказалось использование игрушечного микрофона. Задавая вопросы, дети вживались в роль журналиста, телеведущего, старались говорить громче, выразительнее, следили не только за своей речью, но и за речью собеседника, считались с его точкой зрения. Проектная деятельность способствовала формированию у дошкольников правильного звукопроизношения. На занятиях педагог напоминал воспитанникам о том, что речь журналиста должна быть грамотной, четкой, важно правильно произносить все звуки.
Было проведено итоговое занятие на тему: «Мы журналисты»