Татьяна Агафонова
Проект «Юные экологи» в группе компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект в группе компенсирующей направленности :
"Юные экологи"
Разработала: Воспитатель группы компенсирующей направленности
Агафонова Т. В.
Оглавление:
1. Пояснительная записка:
1.1. Актуальность
1.2. Идея проекта
1.3. Новизна инновационного проекта.
1.4. Тип проекта.
Публикация «Проект „Юные экологи“ в группе компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1.5. Сроки реализации проекта.
1.6. Адресация проекта. Участники проекта.
2. Целепологание
2.1. Цель проекта.
2.3. Задачи проекта.
3. Ожидаемые результаты проекта.
4. Стратегия реализации проектной идеи :
4.1. Организационно - подготовительный этап.
4. 2. Основной этап (деятельный - реализация проекта).
4.3. Третий этап – заключительный.
5. Оценка результатов проектной деятельности (предполагаемая)
6. 6. Заключение.
7. Перспектива дальнейшего развития идеи и тематики проекта.
8. Отчет о реализации проекта
1. Пояснительная записка
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создаётся непрерывная система экологического образования населения. Всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от неё, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей, понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Именно состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с законами жизни.
1.1 Актуальность
Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.
Недалёк тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.
Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношениях с природой:
- осознание ребёнком себя как части природы;
- воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам вне зависимости от наших симпатий и антипатий;
- формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
-понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», и нельзя уничтожать то, что не можем создать;
- формирование у детей желания сохранить окружающую среду, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
- усвоение азов экологической безопасности (вместе с родителями) и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примерах использования воды, энергии в быту (вместе с родителями);
- формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Дошкольное детство - самый благоприятный период для формирования экологической культуры, начальный этап формирования личности человека.
Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.
1.2 Идея проекта.
В России большое внимание уделено окружающей среде, в связи с этим в нашем детском саду был разработан долгосрочный проект, посвященный проблемам экологии, для реализации проектной деятельности педагогами был подобран методический материал и создана разнообразная эколого-развивающая среда, являющаяся носителем экологической культуры, обеспечивающая непосредственный контакт ребенка с объектами природы и «живое» общение с ней.
1.3 Новизна.
Новизна проекта заключается в том, что он нацелен на работу как педагогов, детей и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности (тематические мини - проекты, выстроенной согласно датам Международного экологического календаря. Новизна экологического проекта заключается в использовании информационных компьютерных технологий, обеспечивающих эффективность воспитательного процесса, личностную включённостью детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включённость, дающую бесспорные положительные результаты.
1.4 Тип проекта
Познавательно – исследовательский, практико – ориентировочный, долгосрочный.
1.5 Сроки реализации проекта.
По времени: долгосрочный
Сроки реализации: январь 2020г. – декабрь 2020 год.
1.6. Адресация проекта.
Проект адресован на совместную работу педагогов МБДОУ детского сада № 7 «Подснежник» детьми и их родителями по экологическому воспитанию, как среди детей, так и их родителей с января 2020 года по декабрь 2020год.
Участники проекта : педагоги, дети, родители МБДОУ детского сада № 7 «Подснежник»
2. Целеполагание.
2.1. Цель:
- формирования экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления в дошкольном возрасте, как начальный этап формирования личности человека.
2.2. Задачи проекта.
- образовательные: формировать знания об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека, усвоение азов экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов, познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы;
- развивающие: развивать осознание ребёнком себя как части природы, понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», что нельзя уничтожать то, что невозможно создать;
- воспитательные: воспитывать у детей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы через практическую природоохранную деятельность, эмоционально - положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость.
3. Ожидаемые результаты проекта.
У детей сформируются:
• экологические знания, экологическая культура;
• сознание важности природоохранных мероприятий;
• навыки правильного поведения в природной среде;
• чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе;
• эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой деятельности.
У родителей:
• расширятся знания по экологическому воспитанию детей;
• повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы;
• гармонизируются детско-педагогические отношения;
• повысится уровень экологической культуры личности.
У педагогов:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.
4. Стратегия реализации проектной идеи.
1 этап. Организационно-подготовительный.
2 этап. Основной. Реализация проекта.
3 этап. Обобщающий
4.1. Организационно - подготовительный этап.
• Постановка проблемы. Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
• Опрос детей, с целью выявление экологических знаний, проблемы.
• Анкетирование родителей.
• Консультирование, обсуждение с родителями проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта. Подбор материала, форм и методов работы с родителями.
• Составление плана реализации проекта.
• Определение содержания деятельности всех участников проекта.
• Поиск различных средств достижения целей;
• Подбор и изучение методического материала, методической литературы.
• Создание дидактического и методического материала
4. 2. Основной этап (деятельный - реализация проекта).
Проведение комплекса мероприятий по теме проекта и включает в себя :
• Работу с детьми.
• Работу с родителями.
1. Работа с детьми:
• непосредственно - образовательная деятельность;
• образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
• совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции;
• самостоятельная деятельность детей.
Познавательная - речевая деятельность по реализации задач проекта.
• Тематические НОД экологической направленности.
• Познавательно - исследовательская деятельность.
• Чтение художественной литературы по проектной тематике.
• Рассматривание иллюстраций экологического содержания, презентаций, видеофильмов;
• Наблюдение за объектами живой и неживой природы
• Эвристические, познавательные, ситуативные беседы.
• Создание собственных проблемных ситуаций с помощью экологических моделей.
• Сочинение экологических сказок, викторина, «Что, где, когда»
Социально - коммуникативная деятельность по реализации задач проекта :
Игровая деятельность экологического содержания :
• сюжетно-ролевые игры;
• дидактические игры;
• развивающие игры; Экологические интеллектуальные игры
• театрализованные игры, интеллектуальные игры: КВН, викторина, «Что, где, когда». Экологические интеллектуальные игры:
Трудовая деятельность в экологическом центре и в природе :
• ход за растениями и посадками в группе;
• создание огорода и цветника, посадка, уход за растениями;
• поддержание чистоты и порядка на участке и территории детского сада (трудовой и экологический десант)
Художественно - эстетическая деятельность по реализации задач проекта.
Продуктивная деятельность:
• рисование;
• лепка;
• аппликация;
• прикладная деятельность;
• конструктивно - модельная деятельность.
Музыкально – досуговая деятельность.
• экологические праздники.
Физкультурно - оздоровительная деятельность по реализации задач проекта :
• спортивные, подвижные игры;
• спортивные досуги, праздники экологического содержания
Организация и проведение с детьми с привлечением взрослых
природоохранных акций, выставки творческих работ.
2. Работа с родителями:
• проведение консультаций на тему: «Взаимодействие ДОУ и семьи по экологическому образованию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»,
• семинара для родителей на тему: «Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»;
• анкетирование;
• оформление информационного уголка. Советы родителям на тему: «Научите детей любить и беречь природу!»;
• оформление папок-передвижек, проведение бесед экологического содержания;
• информирование родителей через создание природоохранных памяток, газет;
• участие в выставке поделок «Природа и творчество», в фотовыставках на тему: «Заходи в зелёный дом, чудеса увидишь в нём!» «Цветущий май» «Краски осени»;
• привлечение к участию в природоохранных акции;
• проведение праздников, развлечений;
• привлечение родителей к активной реализации проектной деятельности в группе.
Перспективный план по внедрению проектной деятельности (тематические мини - проекты, выстроенной согласно датам Международного экологического календаря и посвящённый году экологии в России.
КАЛЕНДАРЬ Вид деятельности
ЯНВАРЬ
11 января День заповедников и национальных парков -НОД по познавательному развитию
«День заповедников и национальных природных парков Таштагольского района».
ФЕВРАЛЬ
19 февраля Всемирный день защиты морских млекопитающих -Рисуем подводный мир;
-Беседа «Морская и пресная вода»
-Беседа «Жители подводного мира»
-Д/ И «Кто больше»
-Загадки о морских обитателях.
-Опыт. «Подводная лодка».
Физкультминутка "Море волнуется"
МАРТ
1 марта Всемирный день кошек -Развлечения «День кошек»
21 марта Всемирный день леса -Проект тематического дня «Лес, которым я живу».
22 марта Всемирный день Воды -Утренняя гимнастика.
Тема: Мы по лужицам пройдем».
-Чтение стихотворения Н. Рыжовой "Волшебная вода".
-Дидактические игры: «Кому нужна вода», «Как человек использует воду».
-Экспериментирование с водой.
- Рисование «Вода. Обитатели водоемов: рыбы».
АПРЕЛЬ
1 апреля Международный день птиц -Однодневный проект «Пернатые друзья»
22 апреля День Земли -Оформление выставки рисунков детей и родителей на тему «Мы – друзья природы!».
-Консультация для родителей и оформление папки – передвижки «Научите детей любить природу!»
-Аппликация «Яркое солнце светит»
- С. Маршак «Весенняя песенка», М. Сырова «Подснежник», Е. Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата», К Ушинский «Утренние лучи», М. Пришвин «Разговор деревьев», В. Орлов «Ты скажи мне, реченька», С Погореловский «Апрельский дождик», А Прокофьев «Березка», В. Сухомлинский «Рогатка и воробьиное гнездо» и др.
- Огород на окошке.
МАЙ
3 мая - День солнца -«Солнечная викторина»
-Дидактическая игра «Подбери прилагательные».
-Физкультминутка «Солнышко».
-Заучивание стихотворения
Е. Серовой.
-Зрительная гимнастика.
-Просмотр мультфильма «Петушок и Солнышко».
-Оригами «Солнышко».
15 мая - Международный день климата -Пальчиковая игра «Явления природы».
-Чтение стихотворение С. Олексяк
«Природные явления».
-Загадками о явлениях природы.
-Подвижная игра «Солнышко и дождик».
-Рисование «Разноцветные капли дождя».
ИЮНЬ
5 июня - Всемирный день охраны окружающей среды -Развлечение «Всемирный день охраны окружающей среды»
8 июня - Всемирный день океанов -Беседа «Путешествие на морское дно».
-Лепка «Обитатели морских пучин» (осьминог, акула).
-Д/и по развитию речи «Кто, где живет?».
-Путешествие по карте «Обитатели морей и океанов».
-Рассматривание серии картинок «Животный мир морей и океанов».
ИЮЛЬ
10 июля День Рыбака -Развлечение «День рыбака» .
АВГУСТ
18 (31) августа - Лошадиный праздник -Стихи о лошадях.
-Детские загадки о лошадях.
-Пословицы, поговорки и приметы о лошадях.
-Д / И «Зоопарк».
-Лепка "Лошадь".
СЕНТЯБРЬ
15 — 17 сентября Российский день леса -Беседа «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади».
-Поделка из природного материала «Лесовичок».
-С/Р игра «Лесное путешествие».
-Викторина «Лес и его обитатели».
-Консультация для родителей «Правила поведения в лесу»
25 сентября Всемирный день моря -Лепка «Аквариум с рыбками».
-Чтение сказки К. И. Чуковского «Путаница».
-Беседа «Моря бывают разные».
-Коллективное оформление стенгазеты «Моря бывают разные».
ОКТЯБРЬ
4 октября Всемирный день защиты животных -Проект «Всемирный день защиты животных».
НОЯБРЬ
12 ноября Синичкин день -Развлечение «Синичкин день».
-Акция «Покорми птиц».
15ноября День вторичной переработки -Проект «Вторая жизнь бутылки»
ДЕКАБРЬ
11 декабря Международный день гор. -НОД «Жила-была гора»
-Рисование «По горам, по долам…»
29 декабря Международный день биологического разнообразия -Экологическая беседа «К природе — с любовью»
4.3. Третий этап – заключительный.
• Презентация проекта.
• Итоговые мероприятия по мини – проектам в группах.
• Посвящение дошкольников в юных защитников природы с вручением почётного значка.
• Создание выставки методического и творческого материала.
• Оформление информационно – справочных материалов (буклетов, папок, ширм - передвижек) по экологическому воспитанию дошкольников.
5. Оценка результатов проектной деятельности (предполагаемая).
Дети:
• освоили новую систему ценностей по взаимоотношению с природой;
• сформировалось сознание важности природоохранных мероприятий;
• повысилось ответственное отношение к общественно-значимым заданиям;
• у детей проявилось развитие инициативы, активности, самостоятельности в экологической деятельности.
Родители:
- родители готовы и способны активно взаимодействовать с педагогами ДОУ по вопросам экологического воспитания детей;
-принимают активное, живое участие в жизни группы;
-проявляют личную заинтересованность в реализации проектной деятельности, высказывают рекомендации, идеи по обеспечению эффективности экологического воспитания детей;
-проявляют живой интерес к результатам достижений ребенка в освоении экологических знаний, экологической культуры;
- осознают особенности организации психолого-образовательного процесса и его влияние на развитие компетенций ребёнка, его личностных качеств
Педагоги:
- личностный и профессиональный рост; самореализация.
- приобрели дополнительный опыт совместной деятельности с родителями и детьми.
6. Заключение.
Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями) сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов. У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нравственно – патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил педагогов, родителей и детей в деле воспитания будущих граждан страны в целом.
7. Перспектива дальнейшего развития идеи и тематики проекта.
8. Отчет о реализации проекта (письменный, устный, открытое мероприятие, видеофильм, презентация и др.