Анжелика Валентиновна
Проект экологический «Покормите птиц зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Покормите птиц зимой
Вид проекта : познавательно-исследовательский.
Участники проекта : воспитанники старшей группы, родители воспитанников, воспитатель группы.
Продолжительность проекта : среднесрочный (декабрь 2019 год, январь-февраль 2020 год).
Актуальность проекта
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Публикация «Проект экологический „Покормите птиц зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зима. Экологическое воспитание
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Бережное отношение к природе, осознание важности её охран, восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Для формирования у детей экологического мировоззрения.
Проблема: расширить кругозор детей ДОУ и их родителей о зимующих птицах.
Обоснование проблемы:
- Поверхностные знания родителей и детей о зимующих птицах.
- Неумение детей взаимодействовать в природе друг с другом.
- Не обогащён словарный запас у детей.
- Недостаточное внимание родителей и детей к окружающему миру.
Цель проекта : формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи проекта :
- Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
- Развивать умение анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки предметов и явлений окружающего мира.
- Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе.
- Воспитывать у детей бережное отношение к природе через проявление заботы о птицах : подкормка птиц зимой, изготовление кормушек.
- Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми в изготовлении кормушек.
- Расширять представления детей о птицах, их повадках, зависимости от человека.
- Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
Гипотеза реализации проекта :
Реализация проекта позволит расширять представления о зимующих птицах, о бережном и ответственном отношении к ним.
Продукт, полученный в результате проекта : изготовление кормушек, участие во Всероссийском конкурсе Л. С. Выготского.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Этапы реализации проекта :
I. Организационно-подготовительный
II. Основной этап
III. Заключительный этап
1. Организационно-подготовительный этап
Срок реализации – декабрь 2019 год
- Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
- Подобрать художественную и познавательную литературу по теме.
- Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, иллюстрации, игровые задания и упражнения).
- Консультирование родителей по теме проекта : как и из чего можно сделать кормушку для птиц.
- Поисковая работа по подбору материала по теме: «Зимующие птицы» - Подбор загадок, сказок, мультфильм, стихотворений, рассказов о природе, об окружающем нас мире.
- Подготовка подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
- Экскурсия с детьми в зимний лес.
2. Основной этап
Срок реализации – январь 2020 год
- Реализация проекта через разные виды совместной деятельности педагога с детьми (беседы, настольные игры, наблюдения, подвижные игры, дидактические, сюжетно-ролевые, чтение художественной литературы).
- Изготовление кормушек совместно с родителями и с детьми в домашних условиях.
- Изобразительная деятельность: рисование, лепка, аппликация по экологической теме проекта.
- Изготовление поделки из природного материала совместно с детьми и их родителями в домашних условиях.
- Консультирование родителей по теме проекта («Зимующие птицы», «Покормите птиц зимой»).
- Экскурсия с детьми в сельскую библиотеку.
3. Заключительный этап
Срок реализации – февраль 2020 год.
- Проведение итогового мероприятия по экологической теме «Зимующие птицы».
- Размещение кормушек на территории детского сада.
- Организация фотовыставки совместного выполнения проекта.
- Награждение благодарственными письмами семей, участвовавших в реализации проекта.
- Награждение благодарственными письмами семей в изготовлении кормушек в домашних условиях.
- Эксперементирование «угощения для зимующих птиц».
- Выступление на родительском собрании с проектом.
- Участие с детьми в конкурсе «Досочка еловая» в акции «Покормите птиц зимой».
Формы Название формы работы Сроки
Занятия «Птицы нашего края»;
«Зимующие птицы»;
«Покормите птиц зимой» (итоговое занятие). Декабрь
Январь
Февраль
Наблюдения
Наблюдения за птицами на участке детского сада и вокруг детского сада;
Наблюдения за зимующими птицами;
Наблюдения за кормушками зимующих птиц. Декабрь
Январь
Февраль
Экскурсии 1. На участке детского сада;
2. Вокруг детского сада;
3. Экскурсия в сельскую библиотеку;
4. Экскурсия в зимний лес.
Декабрь,
январь-февраль
Январь
Февраль
Работа с родителями
Эксперементирование Привлечение родителей к работе по проекту (ознакомление, обсуждение, беседа);
Привлечение родителей в изготовлении поделок из природного материала;
Привлечение родителей в изготовлении кормушек;
Выступление с проектом на родительском собрании.
«Угощения для зимующих птиц» Декабрь
Январь
Январь
Февраль
Февраль
Групповое обсуждение Беседы по экологическим играм, сказкам, рассказам, наблюдениям;
Выводы в ходе эксперимента и экскурсии. Декабрь январь-февраль
Декабрь:
1. Занятие «Птицы нашего края» (иллюстрации, книги, картотека).
Цель: Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания. Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках. Знакомить с основным отличием зимующих и перелётных птиц : отличия в питании. Развивать память, внимание, речь.
2. Наблюдения за птицами на участке детского сада и вокруг детского сада.
Цель: Учить наблюдать детей за птицами, развивать внимательность, любознательность.
3. Экскурсия на участке детского сада и вокруг детского сада.
4. Работа с родителями: привлечение родителей к работе по проекту (ознакомление, беседа, обсуждение).
5. Групповое обсуждение: беседа по экологическим играм, сказкам, рассказам.
6. Изобразительная деятельность: Рисование «Птицы в лесу».
Цель: Развивать память, внимание, воображение. Воспитывать любовь к природе родного края. Развивать творческие способности, воображение.
Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе.
7. Игровая деятельность.
Цель: Учить различать птиц по внешнему виду на картинках; развивать внимание, память, речь.
«Найди перелётных и зимующих птиц»
Детям предлагаются картинки с изображениями перелётных и зимующих птиц. На одну сторону магнитной доски с помощью магнитов они прикрепляют перелётных, а на другую зимующих птиц.
«Найди по описанию»
Педагог даёт описание птицы : внешний вид, особенности образа жизни, некоторые повадки и т. п. Ребёнок находит птицу по картинке либо фотографии.
Январь:
1. Занятие «Зимующие птицы» (картотека, иллюстрации, дидактические игры).
Цель: Уточнить представление детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питание, особенностях жизни в зимних условиях; развивать связную речь; воспитывать
2. Наблюдения за зимующими птицами.
Цель: Воспитывать умение наблюдать за окружающим миром, любовь к родной природе.
3. Экскурсия в сельскую библиотеку.
4. Работа с родителями: привлечение родителей к работе по проекту; изготовление поделок совместно с детьми из природного материала в домашних условиях; изготовление кормушек совместно с детьми в домашних условиях.
Цель: Учить конструировать кормушки для птиц, используя бросовый материал.
5. Групповое обсуждение: беседы, дидактические игры.
6. Изобразительная деятельность: Лепка «Птички».
Цель: Воспитывать у детей устойчивый интерес к занятиям лепкой, бережное отношение и заботу о птицах, развивать творческое воображение.
7. Игровая деятельность.
Цель: Учить различать птиц по внешнему виду на картинках; развивать внимание, память, речь; развивать слуховое внимание, активизировать словарь по теме.
«Найди, кого назову»
Необходимо найти птицу по названию, используя дидактический материал.
«Опиши, а мы отгадаем»
Ребёнок может описать птицу или назвать несколько отличительных признаков, не говоря название птицы. Дети отгадывают.
«Прилетели птицы»
Воспитатель называет птиц, но допускает ошибку. ребята должны жогадаться.
Февраль:
1. Занятие «Покормите птиц зимой» (кормушки, подкормка для птиц).
Цель: Воспитывать бережное отношение к птицам; развивать память, внимание, речь.
2. Наблюдение за кормушками зимующих птиц.
Цель: формировать и закреплять знания о зимующих птицах; способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.
3. Экскурсия в зимний лес.
4. Работа с родителями: Подвесить изготовленные кормушки совместно с детьми и их родителями. Разложить в них корм. Цель: учить проявлять заботу о птицах.
Выступление с проектом на родительском собрании.
5. Групповое обсуждение: беседы по проведённым наблюдениям, играм, кормушкам.
6. Изобразительная деятельность: Аппликация «Птицы у кормушек».
Цель: Формирование экологической культуры, воспитание бережного отношения, любви к природе.
7. Игровая деятельность.
Цель: развивать память, внимание, воображение, наблюдательность, учить ориентироваться в пространстве, развивать интерес к игре.
«Кого не стало?»
Воспитатель предлагает детям посмотреть на птиц, а потом закрыть глаза. В это время педагог убирает картинку с одной из птиц. Дети по памяти называют, какой птицы не стало.
«Совушка»
Выбирают водящего «совушку», остальные дети изображают птичек. Птички свободно бегают, размахивая руками, как крыльями. Игра прерывается, когда «совушка» уведет к себе 3-х птичек.
«Летает - не летает»
Дети должны отвечать и выполнять движения в соответствии со словами взрослого.
8. Выставка кормушек детей с родителями по теме проекта «Покормите птиц зимой».
9. Художественное слово: заучивание с детьми стихотворений «Покормите птиц зимой».
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло,
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми,
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Цель: С помощью содержания стиха показать детям как тяжело приходится птицам зимой. Способствовать появлению чувства сострадания к пернатым друзьям. Воспитывать любовь к птицам.
Ожидаемый результат.
Дети:
- Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
- Сформировалось экологические знания о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.
- Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек).
Родители:
- Активное включение в совместные с детьми мероприятия познавательно-исследовательского и экскурсионного характера в реализации проекта.
- Помощь родителей в реализации проекта.
Педагоги:
- Обогащение методической базы МДОУ дидактическими материалами экологического направления.
- Обогащение картотеками, дидактическими материалами для детей в группе.
- Осуществление проектной деятельности.
- Повышение профессиональных компетенций.
- Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей.
Результаты проекта :
- Расширился кругозор детей о зимующих птицах.
- Улучшилась предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.
- У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
- Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Вывод:
Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа по данному проекту позволила расширить знания детей о зимующих птицах. Удалось научить детей самостоятельно наблюдать за птицами; научить детей самостоятельно проводить простейшие эксперименты. Дети получили огромное удовольствие, исследуя тему «Покормите птиц зимой».
В дальнейшем, мы с детьми, думаем продолжить работу над проектом.
Список используемой литературы:
1. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.
2. Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 48 с.
3. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.
4. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. - М. : Мозаика-Синтез, 2015.
5. Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 80 с.
6. Национальный парк «Марий Чодра» : информационно-справочное издание. / Под ред. А. В. Буклаева. – Йошкар-Ола, 2006. - 80 с.
7. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр., - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 336 с.
8. Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2-7 лет. Автор-составитель Степаненкова Э. Я. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.- 144 с.
9. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / Под ред. Т. С. Комаровой, В. В. Гербовой. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 52 с.
10. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. - М. : Мозаика-Синтез, 2014.
11. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Подготовительная к школе группа. М. : Мозаика-Синтез, 2014.
12. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. - М. : Книголюб, 2004.