Ольга Бирина
Проект экологический «Наши пернатые друзья» (подготовительной группы)
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический
проект
Подготовили воспитатели :
Бирина Ольга Александровна
Кулейкина Татьяна Александровна
О птицах много знаем мы,
И в то же время мало.
И нужно всем: и вам и нам,
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережем
Своих друзей пернатых,
Иначе мы к нулю сведем
Певцов наших крылатых.
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых.
Публикация «Проект экологический „Наши пернатые друзья“ (подготовительной группы)» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
И поредеют все сады.
Без наших птиц знакомых!
Актуальность проекта.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Работа над проектом способствует развитию познавательной активности, поисковой деятельности у детей, исследовательских умений, коммуникативных навыков
Тема проекта «Наши пернатые друзья» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
В процессе совместной и индивидуальной деятельности с детьми было выявлено, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Часто дети путают перелётных и зимующих птиц. У многих детей не сформировано чувство заботы о птицах. Тем не менее, эта тема заинтересовала детей, они захотели узнать больше нового о пернатых друзьях.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта «Наши пернатые друзья».
Возраст детей 5 – 6 лет
Участники проекта Дети подготовительной группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители.
Тип проекта Познавательно-творческий.
Длительность проекта Краткосрочный.
(3 недели)
Цель проекта :
• Формировать на основе экологических знаний бережное и созидательное отношение к миру птиц.
• Укреплять сотрудничество педагогов и родителей в вопросах экологического воспитания детей в рамках экологического проекта.
Задачи приоритетной образовательной области:
• «Познавательное развитие» - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий и представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях.
• Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Социально - коммуникативное развитие» - развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми; становление самостоятельности, целенаправленности и собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения к окружающему миру, представлений о традициях и праздниках; формирование основ безопасности в природе.
«Познавательное развитие» - формирование познавательного интереса к жизни птиц; обогащение и систематизация представлений детей о перелетных и зимующих птицах; развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
«Речевое развитие» - обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной речи.
«Художественно-эстетическое развитие» - развитие восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного) мира природы; реализация самостоятельной и коллективной творческой деятельности детей (изобразительной, музыкальной).
«Физическое развитие» - приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики рук, формирование полезных привычек (навыки самообслуживания).
Предполагаемый результат:
• Расширение кругозора детей о перелетных и зимующих птицах.
• Улучшение предметно-развивающей среды.
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
• Активное участие воспитанников и родителей в помощи птицам в трудных зимних условиях.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом. Вовлечение детей и родителей в процесс решения поставленных задач.
Практический – реализация проекта.
Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и
приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
Использование коммуникативной, игровой, познавательной, художественной деятельности.
Чтение художественной литературы.
Просмотр презентации.
Работа с родителями: совместное с детьми изготовление кормушек, изготовление книжек – малышек «Пернатые друзья».
Наблюдения за птицами на прогулке, экскурсия в краеведческий музей.
Итоговый – подведение результатов.
Оформление альбомов: «Зимующие птицы», «Перелетные птицы»; оформление мини – выставки «Кормушка для пичужки», конкурс
книжек – малышек «Пернатые друзья», проведение музыкально- литературного развлечения «Синичкин день». Размещение кормушек на прогулочном участке. Экскурсия в краеведческий музей.
Продукты проектной деятельности :
Мини - музей «Пернатые друзья» (информация о перелетных и зимующих птицах).
Альбомы: «Перелетные птицы», «Зимующие птицы».
Рисунки «Зимующие и перелетные птицы».
Коллективная аппликация «Птицы на кормушке».
Лепка «Птичий двор».
Подборка художественно-публицистической литературы по теме.
Выставка «Кормушка для пичужки».
Конкурс книжек – малышек «Пернатые друзья».
Музыкально - литературное развлечение: «Синичкин день».
Экскурсия в краеведческий музей.
Реализация проекта
Образовательная
область Задачи Содержание Привлечение родителей к участию в проекте
Социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие.
Речевое развитие
Художественно – эстетическое развитие.
Музыка
Физическое развитие
Формирование представлений о связях в природе «человек и птица»; Развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания формирование уважительного отношения к окружающему миру, представлений о традициях и праздниках. Закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры. Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в дидактической игре.
Формирование представлений о причинах отлета птиц; классификация птиц на зимующих и перелетных; установление связи между характером корма и возможностью его добывания. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Расширение и активизация словаря по теме.
Совершенствование грамматического строя речи. Продолжать знакомить с жанровыми особенностями басни. Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, мелкой моторики.
Развивать у детей воображение, творчество; учить рисовать фигурки птиц, используя геометрические формы.
Стимулировать самостоятельную творческую деятельность детей.
Закрепить навыки: работы с ножницами и бумагой, составлять композицию из отдельных деталей. Развивать мелкую моторику, глазомер, воображение, творчество. Формировать навык работы в коллективе, помогая друг другу. Развитие речи и творческого потенциала детей.
Приобщение к здоровому образу жизни. С помощью физических упражнений развивать память, внимание, воображение. Обогащать двигательный опыт детей. Развитие координации движений, крупной и мелкой моторики рук.
Беседы: «Почему мы считаем птиц своими друзьями», «Что ты знаешь о птицах», «Зачем поют птицы», «Наше поведение в природе».
Сюжетно – ролевая игра: «Путешествие в зимний лес», «На прогулке».
Дидактические игры: «Улетает – не улетает»; «Зоологическое лото»; «Собери картинку».
Создание группового мини – музея «Пернатые друзья», выставка – конкурс «Птичья столовая».
Размещение кормушек на прогулочном участке.
Подвижные игры: «Воробьи и ястреб», «Совушка», «Летает – не летает», «Лягушки и цапли», «Летал, летал воробей» народная игра.
Беседы: о жизни зимующих и перелетных птицах; почему птицы называются перелетными и зимующими; чем питаются, как добывают пищу; как зимуют наши пернатые друзья.
Оформление альбомов «Зимующие птицы», «Перелетные птицы».
Просмотр презентации «Зимующие птицы».
Экскурсия в краеведческий музей.
Дидактическая игра «В мире птиц» (итоговая).
Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц.
Чтение басни И. Крылова «Ворона и лисица». Разучивание заклички «Синиченька-невиличенька».
Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Кто как голос подает?», «Угадай по описанию».
Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю. Никонова
«Зимние гости», В. Бианки «Синичкин Календарь».
Конкурс книжек – малышек.
Рисование
«Птицы на ветке».
Рассматривание иллюстраций зимующих птиц.
Повторить с детьми особенности строения тела и окраски снегиря, синицы, где живут и чем питается.
Коллективная аппликация
«Птицы на кормушке».
Музыкально – литературное развлечение. «Синичкин день». Чтение стихов, пение песен, отгадывание загадок.
Игры: «Перышко», «Зимующие и перелетные»,
музыкально-театральная композиция «В сыром бору тропина».
Беседа на тему «Если хочешь быть здоровым». Утренняя гимнастика по теме: «Птицы».
Физ. минутки: «Снегири», «Вот под елочкой зеленой».
Гимнастика для глаз «Видят глазки все вокруг».
Пальчиковая гимнастика
«Мы во двор пришли гулять». Привлечение родителей к проведению экологического проекта «Наши пернатые друзья»,
к организации группового мини – музея «Пернатые друзья»; изготовлению и размещению кормушек во дворе дома.
Наблюдение во время совместных прогулок за птицами.
Изготовление книжек – малышек.
Подбор и чтение художественно-публицистической литературы.
Разучивание стихов.
Результаты реализации проекта.
Расширился кругозор детей о зимующих и перелетных птицах (какие птицы улетают зимовать в далекие края, какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).
Развивающаяся среда группы пополнилась : литературой, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах, дидактическими играми.
У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная деятельность, коммуникативные навыки.
Воспитанники и родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Список используемой литературы:
1. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они?».
2. Л. Г. Селихова «Ознакомление с природой и развитие речи. «Интегрированные занятия».
3. С. Д. Сажина «Технология интегрированного занятия в ДОУ».
4. Н. В. Нищева «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики».