Папки-передвижки

Педагогический проект «Литературный калейдоскоп. Ягоды»

Анжелла Савко
Педагогический проект «Литературный калейдоскоп. Ягоды»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад компенсирующего вида № 14" г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Педагогический проект

«Литературный калейдоскоп»

Тема «Ягоды»

Группа №5 для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Возраст детей 5-7 лет.

Составили:

учитель-логопед

Ахтамуллина Л. Ф. ,

воспитатели

Кулясова Е. Е., Савко А. Н.

Туймазы, 2015г.

Тема: Литературный калейдоскоп "Ягоды"

Публикация «Педагогический проект „Литературный калейдоскоп, Ягоды“» размещена в разделах

Направленность:воспитание любви и интереса к художественному слову и развитие речи.

Предпосылки:

- проблема художественно-речевого развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- обогащение литературно-речевой среды группы (оформление речевого центра, Библиотеки);

- расширение возможностей содержательного характера конкретной лексической темы;

- возможность активного включения в социум воспитанников

Тип проекта :практико-ориентированный

Вид проекта : творческий

по продолжительности – краткосрочный

по числу участников - групповой

Предназначение:для детей с ограниченными возможностями здоровья

(для всех видов нарушений в развитии детей).

Участники: педагоги группы – учитель-логопед Ахтамуллина Л. Ф., воспитатели – Кулясова Е. Е., Савко А. Н., дети группы №5, родители воспитанников.

Характер участия: сотрудничество.

Продолжительность: с 12.10.2015г. по 30.10.2015г.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Актуальность:

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни, а впереди – взросление и самостоятельная жизнь. Педагоги стремятся помочь детям войти в реальный современный мир и познать его, приобщить к общечеловеческим ценностям, научить быть умелыми, способными войти в реальные деловые связи со взрослыми и сверстниками, используя книги и художественную литературу, также организовать детей, побуждать и руководить речевым общением между ними.

Развитие речи, обучение родному языку – главная задача развития интеллекта ребенка в системе дошкольного воспитания.

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих взрослых. В настоящее время в силу занятости родителей дети все больше времени проводят за компьютером и телевизором, редко слышат от них чтение художественных произведений. В связи с этим возникают трудности в развитии образности речи.

А ведь речь – средство уникальное и незаменимое – развивается как основа многих видов человеческой деятельности.

Актуально звучат слова русского писателя Ф. М. Достоевского: «В процессе общения с литературными произведениями художественные впечатления мало-помалу накапливаются, пробивают с развитием сердечную кору, проникают в самое сердце, самую суть и формируют человека».

С восприятием произведений художественной литературы расширяется осмысленное восприятие и понимание содержание, а также нравственного смысла и произведения, формируется культура речи в широком смысле этого слова.

Чтение художественной литературы занимает важное место в дошкольной педагогике, оно выделено в отдельную образовательную область. Это объясняется тем, что литература является транслятором социального опыта, норм и ценностей общества. Поэтому восприятие (чтение и слушание) ребенком произведений художественной литературы в педагогике рассматривают как деятельность, направленную на преобразование социокультурного опыта, заложенного в литературные произведения, в личный опыт читателя (слушателя).

В круг детского чтения входят произведения классической, современной, русской и зарубежной литературы, произведения устного творчества русского народа и народов мира, книги природоведческой и дидактической направленности.

Известно, что художественная литература - это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружающем мире, и необходимое условие нормального речевого развития. Художественное слово вызывает глубокие чувства и эмоции. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность, красочность стихотворений всегда находит отклик в душе как взрослого, так и ребенка.

Художественная литература – неисчерпаемый источник обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста. Благодаря особым, свойственным ей содержательным возможностям, художественным средствам, этот вид искусства привносит в жизнь детей свое индивидуально-самобытное видение окружающего мира и отношение к нему, развивает восприимчивость и чуткость к художественному слову, позволяет понимать прекрасное не только умом, но и сердцем.

Особое место в процессе развития речи отводится использованию художественных текстов: потешек, колыбельных песен, сказок, детских стихов, пословиц и поговорок и т. д. Это бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек. Они обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, коток; коза, козонька и т. д., позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний. Положительная эмоциональная окраска делает освоение речи более успешным; повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух. Роль фольклора – хранитель народной мудрости, духовности и нравственности.

Выготский Л. С. считал, что биологическое и культурное при развитии нормальных и отсталых детей сплавлены в высший синтез. Культура, по его мнению, видоизменяет природные данные. В процессе культурного развития у ребенка происходит замещение одной функции другими, прокладывание обходных путей, и это открывает совершенно новые возможности в развитии детей с проблемами.

Для детей с ограниченными возможностями характерны: позднее речевое развитие, ограниченность словаря как пассивного, так и активного, отсутствие фразовой речи или, если она есть, аграмматизм; несформированность связной речи, неумение подобрать синоним, назвать признак предмета,неспособность грамотно сформулировать вопрос, отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест, отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи, способность концентрировать внимание лишь на короткий период времени и т. д.

В психолого-педагогической работе с детьми с ОВЗ целесообразно использовать новые нетрадиционные способы и формы обучения, максимально приближающие к действительности, к культурному наследию, взаимодействию в разных видах деятельности. Практическая совместная деятельность взрослых и детей приближает обучение к окружающей действительности, способствует включению детей в социум, раскрывает личностный потенциал.

Речь и общение, художественное слово сопровождают все виды детской деятельности – игровую, трудовую, познавательную, продуктивную, музыкально-художественную. Чтение художественной литературы является их неотъемлемой частью.

Детей отличает особая наглядность и живость восприятия, иными словами эмоциональная непосредственность. Именно она служит основным каналом, через который дети постигают содержание, идейный смысл произведения. Ребенок долго помнит то, что окрашено сильным чувством и образом.

Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников отвечает социокультурная ситуация сложившаяся в современном обществе. Педагоги все чаще сталкиваются с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных норм. У большого количества детей наблюдается повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость в себе и др. Компенсировать проблему дефицита общения, стать эффективным средством речевого развития может метод проекта, используемый в современной педагогике с систематическим предметным обучением. Использование метода проектов в дошкольном образовании отвечает методике интегрированного обучения.

В условиях специального (коррекционного) учреждения метод проекта можно представить как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействиях педагогов ДОУ, воспитанников и их родителей. Данная деятельность - это целостный процесс, приводящий в действие все свойства личности ребенка, в том числе познавательный интерес и речевое взаимодействие.

Цель: расширение знаний и словарного запаса детей по теме «Ягоды» через приобщение их к богатству художественной литературы.

Задачи:

В работе с педагогами :

- формировать навыки сотрудничества между специалистами ДОУ, а также другими участниками проекта;

- активизировать инновационную деятельность, творческий потенциал педагогов;

- способствовать расширению рамок педагогического опыта;

- активизировать современные формы работы с воспитанниками и их родителями;

- обогащать образовательные практические материалы интерактивным содержанием;

- расширять базу педагогического мастерства.

В работе с родителями:

- создавать благоприятные условия в семье для речевого развития детей с учетом приобретенного ими опыта в детском саду;

- повышать заинтересованность родителей жизнью и практикой ДОУ, активизируя их участие в проекте;

- развивать у родителей способности видеть возможности своего ребенка и привлекать их к повышению личностного уровня развития;

- побуждать родителей использовать «семейные чтения» для обогащения знаний и культуры.

В работе с детьми:

- знакомить с произведениями литературных жанров, стихи, потешки, загадки, сказки, рассказы;

- расширять знания детей о творчестве писателей Я. Тайца, В. Катаева, Н. Павловой;

- способствовать формированию у детей интереса к книгам, литературным произведениям;

- расширять представление детей о мире по теме «Ягоды»;

- развивать общение детей, все стороны речи, практическое овладение нормами речи;

- формировать грамматические категории речи - согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными;

- формировать падежные формы, сложные синтаксические конструкции, использовать предлоги, усваивать языковые закономерности и овладевать ими;

- способствовать автоматизации звуков, совершенствовать произношение, связную речь и выразительность языка;

- обогащать, активизировать и актуализировать словарь;

- приобщать детей к литературному богатству нашего народа;

- воспитывать умение слушать, понимать литературное произведение, эмоционально откликаться на них;

- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать стихи, эпизоды сказок;

- развивать образное мышление, фантазию, творческие способности, накопление эстетического опыта;

- развивать познавательный интерес, социально-коммуникативные навыки;

- способствовать формированию социально-нравственных норм поведения.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Этапы Содержание работы Предполагаемые результаты

I этап – подготовительный 12.10.2015г. - 16.10.2015г. - Выбор темы, обозначение проблемы.

- Диагностика воспитанников по разделу «Речевое развитие».

- Определение цели и задач проекта, его мотивации.

- Составление плана работы над проектом.

- Изучение информационных источников.

- Сбор и систематизация материалов. - Наличие представлений о целях и задачах проекта у его участников.

- Выявление уровня развития детей по теме.

- Накопление информации по теме.

- Подбор художественно-литературного материала, его структурирование и систематизирование по теме.

- Наличие четкого плана работы.

- Вовлечение родителей в процесс.

II этап – основной

19.10.202015г. – 23.10.2015г. - Проведение различных форм работы с детьми в ходе реализации проекта.

- Осуществление взаимодействия между участниками проекта.

- Изготовление продуктов проекта

- Оформление материалов

- Проведение итогового мероприятия проекта

(С целью распространения опыта взаимопосещение итоговых мероприятий) - Совместная работа участников проекта.

- Организованная познаватель-

ная, игровая, речевая, двигательная, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная, трудовая деятельность детей.

- Наличие методических разработок, игр, альбомов, схем, картотек и др. по теме.

III этап – заключительный

26.10.2015г. – 30.10.2015г. - Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.

- Доработка материалов проекта.

- Подготовка к защите проекта.

- Мультимедийная презентация проекта. - Наличие методических материалов и продуктов проекта.

- Значительно улучшенный уровень знаний и умений детей.

- Педагогическая грамотность и активность родителей воспитанников.

Ожидаемый результат:

- создание в группе условий для чтения (восприятия) художественной литературы и обогащение предметно-речевой среды книгами и играми по теме «Ягоды»;

- организация активных форм взаимодействия с детьми в процессе знакомства с художественной литературой и формирования интереса и потребности в чтении (восприятии книг);

- привитие интереса детей к различным видам игр;

- развитие познавательной активности детей;

- активизация словаря детей по теме «Ягоды»;

- развитие внимания, произвольности, памяти, восприятия, речи, мышления;

- совершенствование моторики, координации движений;

- развитие коммуникативных и навыков совместной деятельности;

- углубление знаний об окружающей действительности, развитие способности устанавливать простейшие связи;

- усвоение детьми практического опыта и возможных способов решения проблем и выходов из ситуаций;

- вовлечение родителей в воспитательный процесс;

- активизация инновационной деятельности в ДОУ, повышение творческого потенциала педагогов.

Виды детской деятельности: чтение (восприятие) художественной литературы, познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная.

Формы и методы работы:

создание игровых или проблемных ситуаций, режимные моменты, утренняя гимнастика, НОД, чтение художественной литературы и малых фольклорных жанров: потешки, поговорки, сказки, загадки и др., драматизация, театрализованная деятельность, беседы, тематические картинки, предметные и сюжетные картинки, открытки к литературным произведениям, нетрадиционнаякнига-игрушка с магнитными карточками-отгадками, использование портретов детских писателей и книг с их произведениями,присутствие персонажа, рисунки и аппликативные работы детей, раскраски,разрезные картинки, игры (настольно-печатные, дидактические, пальчиковые, подвижные, сюжетно-ролевые, картотека речевых игр, картотеки с физкультминутками, артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, работа в «Аптечке для книг», книга-самоделка, фото- и иллюстративный материалы, консультации для родителей.

Составляющие элементы:

- тематический план на неделю;

- список используемой литературы;

- приложение (конспекты НОД, фотоматериалы, художественное слово и т. д.)

Основные достоинства:

- поддержание Традиций ДОУ;

- речевое содержание;

- разнообразие форм и видов деятельности;

- занимательность, увлекательность;

- эмоциональный позитивный настрой;

- удовлетворение естественной потребности ребенка

Вывод:

В процессе реализации проекта были достигнуты определенные результаты. Перед началом и в конце проекта был проведен опрос детей. В результате реализации проекта отмечена положительная динамика качества знаний среди воспитанников.

В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:

1. Дети узнали много интересного о ягодах и пришли к выводу :

Необходимо знать об этом как можно больше, чтобы лишний раз уберечь себя от беды. Важно бережно относиться к природе, ведь это дом для его обитателей.

2. Родители воспитанников с удовольствием приняли участие в педагогическом проекте :

- чтение предложенной им литературы и поиск новой;

- пополнение детской библиотеки новой художественной литературой о ягодах;

3. Были созданы:

- новые пособия дидактических игр;

- создана книга «Вкусные загадки».

4. Участники проекта пришли к заключению, что проектный метод – очень интересный и продуктивный вид педагогической деятельности.

Литература.

Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Воронеж. 2010.

Колдина Д. Н. Лепка 4-5лет. М. : Мозаика – Синтез, 2012.

Колдина Д. Н. Аппликация 3-4 лет. М. : Мозаика – Синтез, 2012.

Колдина Д. Н. Рисование с детьми 6-7 лет. М. : Мозаика – Синтез, 2014.

Колесникова Е. В. Математика для детей 6 лет: Учебно – методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до 10». 3 издание, дополненное переработанное. – М. :ТЦ Сфера, 2014.

Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов Н/ Д: Феникс, 2010.

Морозова И. А., Пушкарева М. А. Ознакомление с окружающим миром.

Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей : В 2 кн. Кн. 2/ сост. С. Д. Томилова. – Екатеринбург: У – Фактория, 2007.

Ушакова О. С. Знакомим дошкольников 5-7 лет с литературой. - М. ,2010.

Селихова Л. Г. Ознакомление с окружающим и развитие речи. Интегрированные занятия. Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5 – 7 лет. - М. : Владос,1999.

Интернет-источники:

https://dohcolonoc.ru

7ya.ru/article/Palchikovyj-igrotrening/

https://baby-scool.narod.ru

https://www.kinderacademy.ru

https://nsportal.ru

https://ped-kopilka.ru

https://www.maam.ru

Публикации по теме:

Проект «Калейдоскоп»Проект «Калейдоскоп» Тип проекта: исследовательски-творческий Состав проектной группы: Руководитель проекта - педагог, ребенок и родитель старшей группы. Срок.

«Литературный калейдоскоп». Итоговое занятие в средней группе «Литературный калейдоскоп» итоговое занятие в средней группе. Воспитатель Подмарькова Г. Н. МБДОУ-детский сад №4, г. Завитинск. Задачи:.

Конспект НОД по развитию речи «Литературный калейдоскоп» по произведениям детских писателей ННОДРазвитие речи “Литературный калейдоскоп”(по произведениям детских писателей) Программное содержание: развивать читательский интерес,.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Литературный калейдоскоп. Сказка «Колобок»Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Литературный калейдоскоп. Сказка «Колобок» Цель: Развивать умение самостоятельно рассказывать знакомую сказку с опорой на иллюстрации. Задачи: 1. Помочь вспомнить знакомую сказку.

Литературный калейдоскоп Цель: закрепление знаний детей о сказках Задачи: Закрепить знания детей о сказках по картинкам Развивать речь детей, активизировать устную.

Литературный проект «Я читаю наизусть!» Проблема: Слабый интерес у родителей к заучиванию стихов с детьми. - Монотонное чтение стихов детьми. Обоснование проблемы: - Неумение детей.

Проект «Грибы и ягоды» (старшая группа) Проект "Грибы и ягоды". Старшая группа. Актуальность: Мы столкнулись с проблемой, что многие дети не знают названия грибов и ягод и не могут.

Проект «Ягоды» в группе для детей 2–3 лет общеразвивающей направленности ПРОЕКТ "ЯГОДЫ" (группа №2 для детей 2-3 лет общеразвивающей направленности) 1. Актуальность проекта: В связи с реализацией экологического.

Проект «Лесные и садовые ягоды» ПРОЕКТ Тема: ЛЕСНЫЕ И САДОВЫЕ ЯГОДЫ ВИД ПРОЕКТА: По доминирующей деятельности: познавательный, исследовательский, творческий По количеству.

Семинар-практикум «Педагогический калейдоскоп: логопедические игры»Семинар-практикум «Педагогический калейдоскоп: логопедические игры» Учитель-логопед Гурылёва Жанна Владимировна Учитель-логопед Крыгина Оксана Юрьевна На семинаре использована собственная он-лайн презентация.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Литературный калейдоскоп. Ягоды»
Опубликовано: 30 ноября 2017 в 19:03
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Литературный калейдоскоп. Ягоды»» (включая файлы) размещена пользователем Анжелла Савко (УИ 185936) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД