Анжелла Савко
Педагогический проект «Литературный калейдоскоп. Ягоды»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад компенсирующего вида № 14" г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Педагогический проект
«Литературный калейдоскоп»
Тема «Ягоды»
Группа №5 для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Возраст детей 5-7 лет.
Составили:
учитель-логопед
Ахтамуллина Л. Ф. ,
воспитатели
Кулясова Е. Е., Савко А. Н.
Туймазы, 2015г.
Тема: Литературный калейдоскоп "Ягоды"
Публикация «Педагогический проект „Литературный калейдоскоп, Ягоды“» размещена в разделах
- Проекты
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты и ягоды. Проекты, планы, тематические недели
- Ягоды садовые
- Темочки
Направленность:воспитание любви и интереса к художественному слову и развитие речи.
Предпосылки:
- проблема художественно-речевого развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- обогащение литературно-речевой среды группы (оформление речевого центра, Библиотеки);
- расширение возможностей содержательного характера конкретной лексической темы;
- возможность активного включения в социум воспитанников
Тип проекта :практико-ориентированный
Вид проекта : творческий
по продолжительности – краткосрочный
по числу участников - групповой
Предназначение:для детей с ограниченными возможностями здоровья
(для всех видов нарушений в развитии детей).
Участники: педагоги группы – учитель-логопед Ахтамуллина Л. Ф., воспитатели – Кулясова Е. Е., Савко А. Н., дети группы №5, родители воспитанников.
Характер участия: сотрудничество.
Продолжительность: с 12.10.2015г. по 30.10.2015г.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.
Актуальность:
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни, а впереди – взросление и самостоятельная жизнь. Педагоги стремятся помочь детям войти в реальный современный мир и познать его, приобщить к общечеловеческим ценностям, научить быть умелыми, способными войти в реальные деловые связи со взрослыми и сверстниками, используя книги и художественную литературу, также организовать детей, побуждать и руководить речевым общением между ними.
Развитие речи, обучение родному языку – главная задача развития интеллекта ребенка в системе дошкольного воспитания.
Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих взрослых. В настоящее время в силу занятости родителей дети все больше времени проводят за компьютером и телевизором, редко слышат от них чтение художественных произведений. В связи с этим возникают трудности в развитии образности речи.
А ведь речь – средство уникальное и незаменимое – развивается как основа многих видов человеческой деятельности.
Актуально звучат слова русского писателя Ф. М. Достоевского: «В процессе общения с литературными произведениями художественные впечатления мало-помалу накапливаются, пробивают с развитием сердечную кору, проникают в самое сердце, самую суть и формируют человека».
С восприятием произведений художественной литературы расширяется осмысленное восприятие и понимание содержание, а также нравственного смысла и произведения, формируется культура речи в широком смысле этого слова.
Чтение художественной литературы занимает важное место в дошкольной педагогике, оно выделено в отдельную образовательную область. Это объясняется тем, что литература является транслятором социального опыта, норм и ценностей общества. Поэтому восприятие (чтение и слушание) ребенком произведений художественной литературы в педагогике рассматривают как деятельность, направленную на преобразование социокультурного опыта, заложенного в литературные произведения, в личный опыт читателя (слушателя).
В круг детского чтения входят произведения классической, современной, русской и зарубежной литературы, произведения устного творчества русского народа и народов мира, книги природоведческой и дидактической направленности.
Известно, что художественная литература - это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается ребенок, и источник информации об окружающем мире, и необходимое условие нормального речевого развития. Художественное слово вызывает глубокие чувства и эмоции. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность, музыкальность, красочность стихотворений всегда находит отклик в душе как взрослого, так и ребенка.
Художественная литература – неисчерпаемый источник обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста. Благодаря особым, свойственным ей содержательным возможностям, художественным средствам, этот вид искусства привносит в жизнь детей свое индивидуально-самобытное видение окружающего мира и отношение к нему, развивает восприимчивость и чуткость к художественному слову, позволяет понимать прекрасное не только умом, но и сердцем.
Особое место в процессе развития речи отводится использованию художественных текстов: потешек, колыбельных песен, сказок, детских стихов, пословиц и поговорок и т. д. Это бесценный материал, который позволяет ребенку «почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм, проникнуться народным духом, очистить свою речь от сленговых словечек. Они обогащают словарь и кругозор детей, обучают образовывать однокоренные слова (например, котя, котенька, коток; коза, козонька и т. д., позволяют запоминать слова и формы слов и словосочетаний. Положительная эмоциональная окраска делает освоение речи более успешным; повторяющиеся звукосочетания, фразы, звукоподражания развивают фонематический слух. Роль фольклора – хранитель народной мудрости, духовности и нравственности.
Выготский Л. С. считал, что биологическое и культурное при развитии нормальных и отсталых детей сплавлены в высший синтез. Культура, по его мнению, видоизменяет природные данные. В процессе культурного развития у ребенка происходит замещение одной функции другими, прокладывание обходных путей, и это открывает совершенно новые возможности в развитии детей с проблемами.
Для детей с ограниченными возможностями характерны: позднее речевое развитие, ограниченность словаря как пассивного, так и активного, отсутствие фразовой речи или, если она есть, аграмматизм; несформированность связной речи, неумение подобрать синоним, назвать признак предмета,неспособность грамотно сформулировать вопрос, отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, нежелание и неумение объяснить свою позицию, точку зрения, обосновать просьбу, выразить протест, отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи, способность концентрировать внимание лишь на короткий период времени и т. д.
В психолого-педагогической работе с детьми с ОВЗ целесообразно использовать новые нетрадиционные способы и формы обучения, максимально приближающие к действительности, к культурному наследию, взаимодействию в разных видах деятельности. Практическая совместная деятельность взрослых и детей приближает обучение к окружающей действительности, способствует включению детей в социум, раскрывает личностный потенциал.
Речь и общение, художественное слово сопровождают все виды детской деятельности – игровую, трудовую, познавательную, продуктивную, музыкально-художественную. Чтение художественной литературы является их неотъемлемой частью.
Детей отличает особая наглядность и живость восприятия, иными словами эмоциональная непосредственность. Именно она служит основным каналом, через который дети постигают содержание, идейный смысл произведения. Ребенок долго помнит то, что окрашено сильным чувством и образом.
Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников отвечает социокультурная ситуация сложившаяся в современном обществе. Педагоги все чаще сталкиваются с фактами отставания, задержек и нарушений в развитии речи детей от возрастных норм. У большого количества детей наблюдается повышенная агрессия, эмоциональная глухота, гиперактивность, пассивность, замкнутость в себе и др. Компенсировать проблему дефицита общения, стать эффективным средством речевого развития может метод проекта, используемый в современной педагогике с систематическим предметным обучением. Использование метода проектов в дошкольном образовании отвечает методике интегрированного обучения.
В условиях специального (коррекционного) учреждения метод проекта можно представить как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействиях педагогов ДОУ, воспитанников и их родителей. Данная деятельность - это целостный процесс, приводящий в действие все свойства личности ребенка, в том числе познавательный интерес и речевое взаимодействие.
Цель: расширение знаний и словарного запаса детей по теме «Ягоды» через приобщение их к богатству художественной литературы.
Задачи:
В работе с педагогами :
- формировать навыки сотрудничества между специалистами ДОУ, а также другими участниками проекта;
- активизировать инновационную деятельность, творческий потенциал педагогов;
- способствовать расширению рамок педагогического опыта;
- активизировать современные формы работы с воспитанниками и их родителями;
- обогащать образовательные практические материалы интерактивным содержанием;
- расширять базу педагогического мастерства.
В работе с родителями:
- создавать благоприятные условия в семье для речевого развития детей с учетом приобретенного ими опыта в детском саду;
- повышать заинтересованность родителей жизнью и практикой ДОУ, активизируя их участие в проекте;
- развивать у родителей способности видеть возможности своего ребенка и привлекать их к повышению личностного уровня развития;
- побуждать родителей использовать «семейные чтения» для обогащения знаний и культуры.
В работе с детьми:
- знакомить с произведениями литературных жанров, стихи, потешки, загадки, сказки, рассказы;
- расширять знания детей о творчестве писателей Я. Тайца, В. Катаева, Н. Павловой;
- способствовать формированию у детей интереса к книгам, литературным произведениям;
- расширять представление детей о мире по теме «Ягоды»;
- развивать общение детей, все стороны речи, практическое овладение нормами речи;
- формировать грамматические категории речи - согласование существительных с прилагательными, местоимениями, числительными;
- формировать падежные формы, сложные синтаксические конструкции, использовать предлоги, усваивать языковые закономерности и овладевать ими;
- способствовать автоматизации звуков, совершенствовать произношение, связную речь и выразительность языка;
- обогащать, активизировать и актуализировать словарь;
- приобщать детей к литературному богатству нашего народа;
- воспитывать умение слушать, понимать литературное произведение, эмоционально откликаться на них;
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать стихи, эпизоды сказок;
- развивать образное мышление, фантазию, творческие способности, накопление эстетического опыта;
- развивать познавательный интерес, социально-коммуникативные навыки;
- способствовать формированию социально-нравственных норм поведения.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Этапы Содержание работы Предполагаемые результаты
I этап – подготовительный 12.10.2015г. - 16.10.2015г. - Выбор темы, обозначение проблемы.
- Диагностика воспитанников по разделу «Речевое развитие».
- Определение цели и задач проекта, его мотивации.
- Составление плана работы над проектом.
- Изучение информационных источников.
- Сбор и систематизация материалов. - Наличие представлений о целях и задачах проекта у его участников.
- Выявление уровня развития детей по теме.
- Накопление информации по теме.
- Подбор художественно-литературного материала, его структурирование и систематизирование по теме.
- Наличие четкого плана работы.
- Вовлечение родителей в процесс.
II этап – основной
19.10.202015г. – 23.10.2015г. - Проведение различных форм работы с детьми в ходе реализации проекта.
- Осуществление взаимодействия между участниками проекта.
- Изготовление продуктов проекта
- Оформление материалов
- Проведение итогового мероприятия проекта
(С целью распространения опыта взаимопосещение итоговых мероприятий) - Совместная работа участников проекта.
- Организованная познаватель-
ная, игровая, речевая, двигательная, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная, трудовая деятельность детей.
- Наличие методических разработок, игр, альбомов, схем, картотек и др. по теме.
III этап – заключительный
26.10.2015г. – 30.10.2015г. - Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.
- Доработка материалов проекта.
- Подготовка к защите проекта.
- Мультимедийная презентация проекта. - Наличие методических материалов и продуктов проекта.
- Значительно улучшенный уровень знаний и умений детей.
- Педагогическая грамотность и активность родителей воспитанников.
Ожидаемый результат:
- создание в группе условий для чтения (восприятия) художественной литературы и обогащение предметно-речевой среды книгами и играми по теме «Ягоды»;
- организация активных форм взаимодействия с детьми в процессе знакомства с художественной литературой и формирования интереса и потребности в чтении (восприятии книг);
- привитие интереса детей к различным видам игр;
- развитие познавательной активности детей;
- активизация словаря детей по теме «Ягоды»;
- развитие внимания, произвольности, памяти, восприятия, речи, мышления;
- совершенствование моторики, координации движений;
- развитие коммуникативных и навыков совместной деятельности;
- углубление знаний об окружающей действительности, развитие способности устанавливать простейшие связи;
- усвоение детьми практического опыта и возможных способов решения проблем и выходов из ситуаций;
- вовлечение родителей в воспитательный процесс;
- активизация инновационной деятельности в ДОУ, повышение творческого потенциала педагогов.
Виды детской деятельности: чтение (восприятие) художественной литературы, познавательная, двигательная, игровая, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная.
Формы и методы работы:
создание игровых или проблемных ситуаций, режимные моменты, утренняя гимнастика, НОД, чтение художественной литературы и малых фольклорных жанров: потешки, поговорки, сказки, загадки и др., драматизация, театрализованная деятельность, беседы, тематические картинки, предметные и сюжетные картинки, открытки к литературным произведениям, нетрадиционнаякнига-игрушка с магнитными карточками-отгадками, использование портретов детских писателей и книг с их произведениями,присутствие персонажа, рисунки и аппликативные работы детей, раскраски,разрезные картинки, игры (настольно-печатные, дидактические, пальчиковые, подвижные, сюжетно-ролевые, картотека речевых игр, картотеки с физкультминутками, артикуляционной и пальчиковой гимнастикой, работа в «Аптечке для книг», книга-самоделка, фото- и иллюстративный материалы, консультации для родителей.
Составляющие элементы:
- тематический план на неделю;
- список используемой литературы;
- приложение (конспекты НОД, фотоматериалы, художественное слово и т. д.)
Основные достоинства:
- поддержание Традиций ДОУ;
- речевое содержание;
- разнообразие форм и видов деятельности;
- занимательность, увлекательность;
- эмоциональный позитивный настрой;
- удовлетворение естественной потребности ребенка
Вывод:
В процессе реализации проекта были достигнуты определенные результаты. Перед началом и в конце проекта был проведен опрос детей. В результате реализации проекта отмечена положительная динамика качества знаний среди воспитанников.
В ходе реализации проекта были достигнуты следующие результаты:
1. Дети узнали много интересного о ягодах и пришли к выводу :
Необходимо знать об этом как можно больше, чтобы лишний раз уберечь себя от беды. Важно бережно относиться к природе, ведь это дом для его обитателей.
2. Родители воспитанников с удовольствием приняли участие в педагогическом проекте :
- чтение предложенной им литературы и поиск новой;
- пополнение детской библиотеки новой художественной литературой о ягодах;
3. Были созданы:
- новые пособия дидактических игр;
- создана книга «Вкусные загадки».
4. Участники проекта пришли к заключению, что проектный метод – очень интересный и продуктивный вид педагогической деятельности.
Литература.
Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Воронеж. 2010.
Колдина Д. Н. Лепка 4-5лет. М. : Мозаика – Синтез, 2012.
Колдина Д. Н. Аппликация 3-4 лет. М. : Мозаика – Синтез, 2012.
Колдина Д. Н. Рисование с детьми 6-7 лет. М. : Мозаика – Синтез, 2014.
Колесникова Е. В. Математика для детей 6 лет: Учебно – методическое пособие к рабочей тетради «Я считаю до 10». 3 издание, дополненное переработанное. – М. :ТЦ Сфера, 2014.
Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Ростов Н/ Д: Феникс, 2010.
Морозова И. А., Пушкарева М. А. Ознакомление с окружающим миром.
Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей : В 2 кн. Кн. 2/ сост. С. Д. Томилова. – Екатеринбург: У – Фактория, 2007.
Ушакова О. С. Знакомим дошкольников 5-7 лет с литературой. - М. ,2010.
Селихова Л. Г. Ознакомление с окружающим и развитие речи. Интегрированные занятия. Для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). – М. : Мозаика-Синтез, 2008.
Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5 – 7 лет. - М. : Владос,1999.
Интернет-источники:
https://dohcolonoc.ru
7ya.ru/article/Palchikovyj-igrotrening/
https://baby-scool.narod.ru
https://www.kinderacademy.ru
https://nsportal.ru
https://ped-kopilka.ru
https://www.maam.ru