ЕЛЕНА БЕЦА
Проект для работы с детьми старшего дошкольного возраста «Экологическая тропа»
▼ Скачать + Заказать документы
Этапы реализации проекта :
В начале работы я определилась с целью и поставила задачи.
Цель: Создание благоприятных условий на территории детского сада по формированию экологической культуры воспитанников - совокупностей экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Задачи:
Темочки:
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
• Развивать у детей старшего дошкольного возраста экологические представления об объектах живой природы, условиях их роста, связях со средой обитания и сезонами.
• Выработать навыки экологически грамотного и безопасного поведения.
• Развивать эстетические чувства (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхищаться ею).
• Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе; вовлекать детей в посильную для них деятельность по уходу за растениями и животными.
• Формировать стремление, желание передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
• Развивать познавательные процессы через наблюдения, активные формы работы с детьми в рамках образовательной деятельности с объектами экологической тропы.
Участники проекта :
• Воспитатель
• Дети старшей группы «Сказочный теремок»
• Родители
Этапы создания и оформления экологической тропы :
• Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
• Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов
• Выбор вместе с детьми хозяина тропы – сказочного персонажа.
• Составление паспорта всех точек тропинки.
• Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку, а также знаков – поведение в природе.
• Составление методических рекомендаций (перспективный план на все возрастные группы по каждой точке) по работе с детьми на каждой точке.
Я включила в маршрут по экологической тропе разные виды деятельности:
• познавательно-исследовательскую: в процессе наблюдений и экспериментирования у детей развивается познавательный интерес к объектам природы, наблюдательность;
• восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативную: читаем сказки и рассказы, которые связаны с конкретным объектом, загадываем загадки по теме;
• изобразительную: рисуем и лепим вместе с детьми объекты экологической тропы;
• конструирование: сооружаем домики для птиц и насекомых;
• двигательную: проводим пальчиковые и подвижные игры;
• игровую: организовываем сюжетно-ролевые игры;
• элементарный бытовой труд: собираем вместе с детьми опавшие ветки, шишки, проводим экологические акции.
Видовые точки.
По экологической тропе дети проходят по видовым точкам в виде указателей. В состав экологической тропинки входят видовые точки, такие как:
• «Стенд-план»
Отправной пункт – стенд-план. На нем схематично изображен маршрут экологической тропы с объектами. Он помогает дошкольникам ориентироваться на территории ДОУ, формирует представление о богатстве окружающего мира. Старшие дошкольники воспринимают местность в виде модели. Дети делятся на подгруппы и определяют свое местонахождение на плане.
• «Старый пень»
Первая встреча. Согласно плану дети подходят к первому игровому объекту экологической тропы – старому пню. Около него они находят подсказку, куда идти дальше. Этот момент мотивирует их на дальнейшую деятельность. Объект интересен и прост. Если на участке срубили засохшее дерево, не спешите выкорчевывать пень – превратите его в сказочного героя.
• «Цветник»
Дети не только ухаживают за цветами. Они наблюдают за насекомыми, которые прилетают собирать нектар, и жучками, которые ползают рядом. Воспитатель обсуждает с ними, чем питаются насекомые и для чего они собирают нектар.
Здесь можно прочитать рассказ С. Григорьева «Бабушкин садик» и предложить составить рассказ «Расскажи про любимый цветок», зарисовать цветы на клумбе, провести дыхательную гимнастику «Понюхай цветок», отгадать загадки о цветах, организовать сюжетно-ролевую игру «Цветовод».
• «Метеостанция»
Это специально организованное место, где собрано оборудование для наблюдений за погодой, сезонными изменениями, суточными ритмами и т. д. (флажки, вертушки, мерная емкость, лупа). Опыты используются наряду с длительными наблюдениями в природе, в ходе которых дети могут обобщить некоторый объем знаний. В такой деятельности интенсивно развиваются мыслительные процессы детей.
• «Лес»
В лесу дети знакомятся с хвойными и лиственными деревьями, кустарниками, сравнивают их, узнают о взаимосвязи живых объектах, устанавливать связи между состоянием дерева и условием среды, понаблюдают за насекомыми и птицами, живущими около растений.
• «Муравейник»
Дети узнают, для чего и как муравьи строят муравейник, почему нельзя его разорять, рассматривают его схемы. Воспитатель рассказывает, чем питаются муравьи. Дети играют в игры, в ходе которых понимают, что у муравьев есть семья и обижать их нельзя. Дети учатся наблюдать не нанося вред живому.
• «Лекарственные травы»
Этот объект знакомит детей с травянистыми растениями, их лечебными свойствами. С детьми можно побеседовать на темы: «Почему этот цветок так называют?», дыхательную гимнастику «Как пахнет цветочек?», организовать игровые упражнения: «Назови растение и расскажи о нем», «Найди растение по целебным свойствам», «Остановись у отгадки», «Каких растений здесь не может быть» и др. Они формируют правильное экоповедение: дошкольники приходят к выводу, что с незнакомыми травами нужно обращаться осторожно. Вместе с воспитателем дети поливают растения.
• «Скворечник»
Наблюдения в течение года за этим объектом формируют целостную картину мира: дети узнают о богатстве животного и растительного мира летом и о том, как «засыпает» природа зимой. Можно рассказать детям, что скворечники нужны птицам, чтобы укрыться от дождя, устроить гнездо, вывести птенцов. Дошкольники наблюдают, как ведут себя птицы у кормушки, узнают, чем они питаются. Воспитатель разыгрывает с детьми ситуацию «Птичья семья», проводит игру «Птицы и птенчики». Дети приходят к выводу, что птенцов трогать нельзя, потому что их мама будет переживать. Дети подкармливают птиц. Прочитать детям стихотворения, сказки, рассказы о птицах, загадать загадки. Дети обсуждают, какие бывают птицы, как нужно о них заботиться. Затем в группе лепят для них угощения и строят домики. Общение с пернатыми всегда вызывает у дошкольников положительные эмоции.
• «Место посиделок».
Это не просто место для отдыха детей. Здесь дошкольники играют в познавательные игры. Можно провести досуги на экологические темы, сюжетно-ролевые игры («Прогулка в лес с семьей» и др., беседы с детьми («Как вести себя на природе», «Можно ли рвать цветы и ветки без надобности?» и др., прочитать экологические сказки (Д. Мамин-Сибиряк «Про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишку – короткий хвост» и др.). Дети выполняют упражнения на расслабление.
• «Старый пень» – вторая встреча.
В конце пути педагоги используют сюрпризный момент. Дошкольники возвращаются к «старому пню». Он рассказывает им интересную историю на экологическую тему, делает «лесной» подарок: шишки, листья, семена растений.
Формы и методы работы.
Экологическое образование постепенно становится важнейшим направлением в работе дошкольных учреждений. Один из путей повышения его эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы
• Образовательная деятельность по экологическому воспитанию
• Экологические экскурсии.
• Уроки доброты.
• Опытно-экспериментальная деятельность.
• Экологические кружки.
• Экологические конкурсы.
• КВН, аукционы, марафон, викторина.
• Экологические акции.
• Обсуждение и проигрывание ситуаций.
• Трудовой десант.
• Зеленый патруль.
• Клуб последователей природы.
• Лаборатория юного эколога.
• Составление экологических карт.
• Ведение «Панорамы добрых дел».
• Ведение календарей природы.
• Коллекционирование.
• Экологические выставки и экспозиции.
• Экологические музеи.
• День (неделя) экологического творчества.
• Экологические праздники и фестивали.
• Экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирования экосистем, соревновательные, игры-путешествия и т. д.).
• Экологические сказки.
• Экологические тренинги.
• Инсценировки, театрализации и т. д.
Предполагаемые результаты:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Дети смогут различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и неживую природу (воздух, почва, вода). Ребята узнают особенности природы родного края.
2. Дети будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к миру природы.
3. Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.
4. У детей сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно - следственны связи.
Конечный результат:
• Комплексная эколого-развивающая тропа, каждый компонент которой отвечает принципу функционального комфорта и основным этапам развития детской деятельности.
Используемая литература:
1. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. – Москва: ВАКО, 2005. – 240с. – (Дошкольник : учим, развиваем, воспитываем).
2. Лопатина А. А. Сказки матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. – 2-е изд. – Москва: Амрита-Русь 2008. – 256 с. – (Образование и творчество).
3. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2014. - №5. – С. 14-18.
4. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. – 2-е изд. Стереотип. / авт. -сост. О. Ф. Горбатенко. – Волгоград: Учитель, 2008. – 286с.