Елена К
Экологическая тропа в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Описание точек
Природа наш общий друг. Хозяин тропы- Лесовичок
Точка 1.
Большинство видов берёз - деревья высотой 30-45 м, с обхватом ствола до 120—150 см, некоторые виды — кустарники от крупных до мелких, вплоть до стелющихся, едва приподнимающихся над землёй. В давние времена, когда еще не было бумаги, умельцы особым образом выделывали верхний слой березовой коры — бересту, чтобы на ней можно было писать. Древесина дерева и сегодня служит для изготовления мебели, листья и почки используются в лекарственных целях, березовый сок не только вкусен, но и полезен, а из гибких тонких веток получаются отличные веники для бани.
Загадки:
Публикация «Экологическая тропа в средней группе» размещена в разделах
- Средняя группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос (Береза)
Стоит Аленка, платок зеленый
Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)
Стихотворение «Березка»
За окном берёзки,
В праздничном наряде
Ветерок колышет
Солнечные пряди.
Опадут листочки,
Лягут покрывалом.
И укроют землю
Лёгким одеялом.
А весна настанет –
Вновь висят серёжки,
Ветви украшают, Как и платье брошки.
Хороводная игра «Берёзка»
Точка 2.
Сирень обыкновенная - общеизвестный кустарник или деревцо из семейства масличных. Цветки лилово-фиолетовые, разных оттенков, иногда белые, с сильным ароматом. Листья темно-зеленые, зеленеют раньше всех кустарников и дольше всех сохраняются. Осенью листья при опадании не желтеют. Родина - юго-восток Западной Европы. Цветет в конце мая - начале июня. Культивируется как озеленительное и декоративное растение. Существует много различных видов сирени, но сирень обыкновенная очень распространенный вид и встречается в южной, северной и средней полосе России.
Стихотворение «Сирень»
Сирень прекрасна, спору нет
Весны дыханье-первый цвет.
Так нежен тонкий аромат,
Что дарит радость во стократ
Сильнее, чем сама любовь.
И открывает вновь и вновь,
Всю многогранность нежных чувств.
И поцелуй, сорвавши с уст,
Украдкой, тайно, лишь во сне,
Цветы приносит по весне.
Загадки:
Куста чудесней нет,
Он славит день весенний,
Пахуч и нежен цвет Красавицы. (Сирень)
Благоухает и манит,
Цветами нежными дарит,
Протянешь руку за плетень –
И в ней окажется. (Сирень)
Точка 3.
Скворечник (синичник) – искусственное гнездовье для мелких птиц, преимущественно гнездящихся в дуплах. Обычно делается в виде деревянного домика. Характерные размеры скворечника: дно 15 на 15 см., высота 30 см., диаметр летка 40-45мм. Скворечник ничем не покрывают. Вешают на высоту от 3 метров и выше в вертикальном положении. Несмотря на название, в скворечнике или синичнике могут гнездится не только скворцы или синицы. В скворечнике могут поселиться, например мухоловки, воробьи, пеструшки, трясогузки.
1апреля отмечается «День птиц» - праздник, одной из традиций которого является развешивание скворечников и кормушек для птиц.
Загадки:
Чей на дереве домишко?
Строил я и мой братишка.
Дверь – кружочек, нет окна.
В доме пусто, тишина… (скворечник)
Между веток новый дом,
Нету двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка (скворечник)
Стихотворение «Как построил я скворечник»
Я проснулся спозаранок:
от затеи спать не смог.
Взял пилу, топор, рубанок,
доски, гвозди, молоток,
и пилил я и строгал,
нашей школе помогал.
Поработал лишь часок,
выпилил я семь досок,
их гвоздями сколотил,
лаз для птичек просверлил,
щели уплотнил замазкой,
доски все покрасил краской –
свежей, нежной, голубой —
стал красив скворечник мой.
Всем ребятам говорю: -
Я скворцам его дарю!
Точка 4. «Живой уголок»
Конечно же, каждый человек, побывавший в лесу, сталкивался с муравьиными домиками, сооруженными из веточек и опавшей хвои. А знаете ли вы, что в этих домах существуют свои строгие правила общежития и у всех жителей есть свои обязанности? Уклад жизни семьи муравьев сходен у большинства видов. Один раз в году, с наступлением теплого времени, в гнезде-муравейнике появляются крылатые самцы и самки муравьев, которые разлетаются в так называемый "брачный лет". Самцы вскоре погибают, а самки сбрасывают крылья и становятся царицами – основателями нового гнезда. Найдя подходящее для муравейника место – в земле, под камнями, в старых пнях, под корой гниющих деревьев, самка откладывает первую порцию яиц. Вылупившихся личинок она кормит своей слюной. Личинки превращаются в куколок, а из куколок получаются первые рабочие особи, и начинается жизнь нового муравейника. Самок-цариц в муравейнике бывает одна или несколько, они живут до 15 лет и все время откладывают яйца. Рабочие муравьи, самая многочисленная часть семьи, живут меньше – несколько лет. Все рабочие муравьи образуют отдельные группы – касты. У каждой касты свои обязанности – одни ухаживают за самками и молодыми муравьями, другие строят и ремонтируют муравейник, третьи чистят его, четвертые защищают муравейник от врагов, пятые – снабжают всех обитателей пищей. Загадка: На полянке среди елок, Дом построен из иголок, За травой не виден он, А жильцов в нем миллион (Муравейник)
Стихотворение про муравья
Муравей — трудяга редкий,
Все в лесу об этом знают,
Целый день таскает ветки,
Труд он очень уважает!
Ну, а если кто ленится –
Муравей с таким не дружит,
Все обязаны трудится!
Лодырь — никому не нужен!
Точка 5.
Яблоня – основная плодовая культура, она занимает большую площадь сада. Все виды — хорошие медоносы. Древесина у яблони плотная, крепкая, легко режется и хорошо полируется; пригодна для токарных и столярных изделий, мелких поделок.
Стихотворение «Яблоня»
Зимою спит устало
Под снежным одеялом.
Весною белым цветом,
Как девица одета.
А с наступленьем лета
Подарки дарит детям.
Её плоды сочны, вкусны.
Едят до самой до зимы.
Один бочок – зелёный.
Под солнышком взращенный,
Другой бочок горит огнём
И солнца луч играет в нём.
Загадки:
Загляни в осенний сад чудо-мячики висят.
Красноватый, спелый бок ребятишкам на зубок (Яблоко)
Дорогой Червячок!
Ты не кушай мой бочок.
Я достанусь Ребятишкам.
Непоседам, Шалунишкам! (Яблоко)
Гляжу в оконце,
На ветке Солнце.
Солнце красно-белое
солнце очень спелое (Яблоко)
Точка 6.
Тюльпан – травянистый луковичный многолетник. Высота растения колеблется в зависимости от вида и сорта. Окраска цветов разнообразная. Цветки простые или махровые. Цветут тюльпаны, как правило, в мае – июне. Само слово «тюльпан» произошло от персидского слова «толибан» - тюрбан, чалма, головной убор, который цветок напоминает по форме. Именно Персия считается родиной тюльпанов.
Загадки:
Из луковки вырос, но в пищу негож.
На яркий стаканчик цветок тот похож (Тюльпан)
Он – цветочный принц-поэт, в шляпу желтую одет.
Про весну сонет на бис прочитает нам. (Нарцисс)
Вот полянка, вся в цветочках, словно в светло-синих точках.
Соберу здесь для Анютки голубые. (Незабудки)
Точка 7.
Рябина – род древесных растений из семейства Розовые, достигают 15 метров в высоту. Её непарно перисто-рассечённые листья состоят обычно из 11-19 листочков, с острыми зубчиками по краям и слегка опущенных по нижней стороне. Кора гладкая и серая. Белые (иногда розоватые) цветы собраны в большие зонтикообразные соцветия. Плоды напоминают маленькие яблочки, 2-5 гнездные, шаровидные или грушевидные, красные, белые, коричневые. Стенки таких гнёзд твердые, плотные или тонкие, перепончатые. Семена продолговатые или трёхгранные. Рябина богата витаминами. В конце апреля, в мае снова оживает наша рябина, просыпается после зимней спячки. Медленно растут резные зеленые листочки, зацветает рябина. Первые гости-пчелы весело гудят возле нее. Своим душистым ароматом она невольно привлекает внимание прохожих. Как не заглядеться на рябину, когда она стоит в белом, весеннем уборе! Есть что-то радостное, веселое в этом дереве, которое всегда и всем улыбается. Ствол рябины покрыт тонкой блестящей корой. Она широко использовалась в народной медицине. Известно, что срезанные ветки рябины способствуют обеззараживанию воды, в которую они поставлены. Листья заваривают как чай, разваренные ягоды и сок свежих ягод употребляли при дизентерии.
Загадки:
Осень в сад к нам пришла, красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют.
И, глядя, его клюют.
Ягоды не сладость, зато глазу радость
И садам украшенье, а друзьям угощенье (Рябина)
Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла (Рябина)
План - конспект занятия по теме «Путешествие по экологической тропе» средняя группа.
Цель: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
О: показать объекты экологической тропы весной, дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы, формировать умение детей самим наблюдать и замечать явления природы.
Р: развивать экологическую сознательность, любознательность, воображение, мышление, внимание, речь.
В: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе. Воспитывать эстетические чувства, видеть прекрасное и удивительное в самых обычных живых объектах.
Материал и объекты экологической тропы : игрушка Колобок, береза, сирень, кормушка для птиц, «Живой уголок»,яблоня, клумба с цветами, рябина. Предварительная работа: изучение методической литературы, подготовка конспекта и развивающей предметно-пространственной среды. Картинки с изображением цветов (для загадок).
с детьми: рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдения за птицами. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Беседы о насекомых. Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Березка». Слушание русской народной песни «Во поле береза стояла».
Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей: конспект составлен в соответствии с возрастными особенностями детей и на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Методические приемы: стихотворение, беседа, коллективное наблюдение за природными объектами, поощрение.
Ход занятия
В: Ребята, вы любите путешествовать?
Д: Да.
В: Тогда мы с вами отправляемся в путешествие «по экологической тропе». которая находится на нашей площадке. Но для начала отгадайте загадку:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В улей пчела
Мёд принесла.
Кто скажет,
Кто знает,
Когда это бывает (весной).
В: Весной, правильно ребята! Кто мне скажет, какие признаки весны вы знаете?
Д: становится тепло, птицы прилетают, природа просыпается.
«Природа- наш общий друг»
Воспитатель: Ребята, тропа наша необычная. У неё есть хозяин. Посмотрите внимательно, кто на пеньке сидит?
Д: Лесовичок.
В: Это хозяин тропы. Лесовичок хочет проверить ваши знания.
Смотрите, рядом с пеньком находится коробочка. Давайте посмотрим, что там? Там у нас карточки с правилами поведения в природе.
«Правила поведения в лесу»
1. На полянке посидели,
Все попили и поели,
А потом пошли домой —
Мусор унесли с собой! Правильно?
2. Можно по лесу гулять
Ветки с дерева ломать?
3. Девочки цветочки рвали
И в веночки заплетали.
А полянка вся пуста —
Не осталось ни цветка! Правильно?
4. Можно уходя домой,
Уносить ежа с собой?
5. Дети по лесу гуляли,
Не шумели, не кричали,
Ягоды собрали,
Кустик не сломали! Правильно?
6. Насекомых не давите,
Если встретите в лесу,
Насекомые природе
Много пользы принесут! Правильно?
7. Муравьиный дом в глуши –
Ты его не тормоши,
Муравьишкам помоги,
Домик их огороди! Правильно?
8. В лесу всем птицам помогай.
И птичьих гнезд не разоряй.
Растут на радость всем птенцы,
Природы звонкие певцы! Правильно?
В (от имени Лесовичка) : Правильно, молодцы! Справились с заданием. Теперь можно оправляться в путь. Лесовичок будет нашим сопровождающим.
1. Остановка «Береза».
Загадка от Лесовичка:
Зелена, а не луг, Стоит Аленка, платок зеленый Бела, а не снег, Тонкий стан, белый сарафан. Кудрява, а без волос (береза)
В (от имени Лесовичка) : А сейчас я предлагаю вам рассмотреть дерево, которое называется берёза, и на его примере понаблюдать за тем как просыпается природа весной. Ребята, обратите внимание на ствол берёзы, потрогайте его. Какой ствол у берёзы - белый, толстый, тонкий, гладкий.
Дети: белый, гладкий, тонкий.
В: У неё гладкий белый ствол с тёмными черточками. Сегодня я раскрою вам один секрет – через эти чёрточки берёза дышит, а называются они «чечевички»!
Дети, вы запомнили, как называются чёрные чёрточки на берёзе? Повторите: чечевички.
В: Давайте рассмотрим листики и веточки. Расскажите мне какие они?
Дети: веточки тонкие, гибкие, листики зелёные, блестят, похожи на сердечки.
В: А что еще вы видите на веточках берёзы?
Дети: серёжки.
В: Правильно, серёжки. Дети, а давайте поиграем.
Хороводная игра «Берёзка»
Дети, взявшись за руки, ходят по кругу вокруг водящего, который изображает берёзу, и говорят:
Всех мы за руки возьмем
И к берёзке подойдем,
Ты, берёзка, подскажи,
Что нам делать – покажи.
Водящий показывает различные движения например: шелест листьев, раскачивание ветвей от ветра, рост растений, полет насекомых и т. д. и приговаривает: «Делай этак и вот так!» Дети повторяют эти движения.
2. Остановка «Сирень»
Загадка:
Куста чудесней нет,
Он славит день весенний,
Пахуч и нежен цвет
Красавицы. (Сирень)
Сирень – это кустарник. В отличие от деревьев у кустарников не один, а много стволов. Ребята, расскажите об этом растении.
Д: У сирени очень красивые ароматные цветы. Сирень украшает нашу зеленую тропинку.
В нашем садочке сирень расцвела.
Всех насекомых туда привела.
Очень красиво стало кругом,
Пахнет сиренью и ночью и днем!
3. Остановка. «Скворечник».
В: Экологическая тропинка ведет нас дальше.
Загадка:
Между веток новый дом,
Нету двери в доме том,
Только круглое окошко,
Не пролезет даже кошка (скворечник)
1апреля отмечается «День птиц» - праздник, одной из традиций которого является развешивание скворечников и кормушек для птиц.
Подвижная игра «Птички и птенчики».
Перед самым началом игры воспитатель раскладывает обручи. Это будут «гнезда» для птенчиков. Одно «гнездо» для одной только группы. Дети делятся на 3-4 группы и расходятся по своим «гнездам». В каждой группе выбирается «птичка — мать». Воспитатель дает команду «полетели». «Птенчики» выходят из своих домиков и «летают» (машут руками, имитируя крылья, и ходят). «Птички – матери» тоже «вылетают» из своих гнезд, но держаться подальше от остальных детей. Они изображают поиск корма, т. е. червячков. Звучит сигнал «домой». Птички-матери возвращаются в гнезда и зовут своих птенцов. Те вновь усаживаются в «гнезда» и птичка-мать начинает кормить своих детей. Игра повторяется заново. Идем дальше.
4. Остановка «Живой уголок» :
Загадка:
На полянке среди елок,
Дом построен из иголок,
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион (Муравейник)
«У нас мурашки муравьи, живут своим трудом,
У них обычаи свои и муравейник дом
Миролюбивые жильцы без дела не сидят,
С утра на пост бегут бойцы, а няньки в детский сад.
Рабочий муравей спешит тропинкой трудовой,
С утра до вечера шуршит в траве и под листвой».
Муравьи очень дружные насекомые, они старательно помогают друг другу носить тяжёлые стебли и травинки, а иногда бывает встретятся два муравья обнимут друг друга и шевелят усиками. Это они делятся пищей друг с другом. Наше путешествие продолжается, стрелочка ведет нас дальше.
5. Остановка «Яблоня»
Загадка:
Дорогой Червячок!
Ты не кушай мой бочок.
Я достанусь Ребятишкам.
Непоседам, Шалунишкам! (Яблоко)
В: Яблоня – основная плодовая культура, она занимает большую площадь сада. Все виды — хорошие медоносы. Древесина у яблони плотная, крепкая, легко режется и хорошо полируется; пригодна для токарных и столярных изделий, мелких поделок.
В: Не будем больше задерживаться, идем дальше. Следующая остановка у клумбы с цветами.
6. Остановка «Клумба с цветами».
Весной еще не все растения высажены на клумбу, потому что ночью бывает холодно. На клумбе только вскопали землю для посадки цветов. Дети, а вы знаете, для чего вскапывают землю на клумбе?
Дети: что бы земля была мягкой, рыхлой.
В: Конечно, ребята, чтобы земля была мягкая, тогда растению легче будет расти, тогда к корням будет поступать воздух и вода. Посмотрите на нашу клумбу и скажите мне, какие цветы уже появились у нас?
Дети: нарциссы, ландыши, тюльпаны
В: Опишите листочки и бутоны – какие они?
(Дети описывают внешний вид цветов.)
В: А теперь я хочу проверить, насколько вы были внимательны. Я буду вам загадывать загадки о цветах, а вы мне скажите есть ли такие цветы на нашей клумбе.
(Воспитатель загадывает загадки и показывает картинку-ответ.)
Загадки.
Рос шар - белый, ветер дунул - разлетелся.
(Одуванчик).
Белые горошки на зелёной ножке.
(Ландыши)
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми.
(Гвоздиками)
Ярко-синий, и пушистый
Он в хлебе родится, а в еду не годится.
(Василёк)
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет.
(Колокольчики)
Из луковки вырос, но в пищу негож.
На яркий стаканчик цветок тот похож (Тюльпан)
Пробивался сквозь снежок,
Удивительный росток.
Самый первый, самый нежный,
Самый бархатный цветок!
(подснежник)
Он – цветочный принц-поэт, в шляпу желтую одет.
Про весну сонет на бис прочитает нам. (Нарцисс)
Вырос он под солнцем жгучим
Толстым, сочным и колючим.
(кактус)
Вот полянка, вся в цветочках, словно в светло-синих точках.
Соберу здесь для Анютки голубые. (Незабудки)
7. Остановка «Рябина».
Загадка:
Осень в сад к нам пришла, красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют.
И, глядя, его клюют.
Ягоды не сладость, зато глазу радость
И садам украшенье, а друзьям угощенье (Рябина)
В конце апреля, в мае снова оживает наша рябина, просыпается после зимней спячки. Медленно растут резные зеленые листочки, зацветает рябина. Первые гости-пчелы весело гудят возле нее. Своим душистым ароматом она невольно привлекает внимание прохожих. Как не заглядеться на рябину, когда она стоит в белом, весеннем уборе! Есть что-то радостное, веселое в этом дереве, которое всегда и всем улыбается. Ствол рябины покрыт тонкой блестящей корой. Она широко использовалась в народной медицине. Известно, что срезанные ветки рябины способствуют обеззараживанию воды, в которую они поставлены. Листья заваривают как чай, разваренные ягоды и сок свежих ягод употребляли при дизентерии.
Игра: «Раз, два, три к рябине беги!
В: Вот и закончилось наше путешествие по экологической тропе.
-Ребята, а вам понравилось наше путешествие?
-А что вы сегодня узнали нового?
Летом мы снова отправимся по экологической тропе и посмотрим, какие изменения произойдут в природе.