Татьяна Новгородова
Проект «Воспитание детей к традициям народа саха»
▼ Скачать + Заказать документы
Знакомство с окружающим миром
Человек на протяжении многих веков жил по законам природы, являлся ее частью и использовал природные образовательные и целительные ресурсы для обучения и воспитания подрастающего поколения. Однако с течением времени, когда формировались общество, культура определенные социальные блага и ценности, развивался научно-технический прогресс, изменилось отношение человека к себе, к окружающим людям и природе.
Публикация «Проект „Воспитание детей к традициям народа саха“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Саха. Якутия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры, а это возможно лишь при условии реализации идеи непрерывного экологического образования и воспитания на протяжении всей жизни. Идея непрерывного экологического образования может быть обеспечена созданием определенной системы, начиная с детства. Дошкольный возраст – особый период в жизни каждого человека, в это время продолжается формирование положительных качеств ребенка. Важно научить дошкольника проявлять доброе отношение к природе, к окружающим, к сверстникам, к культуре и традиции народа саха. Встреча с природой, знакомство с культурой и традициями саха – это шаг к развитию, к познанию мира, к познанию самого себя.
Овладев умениями и навыками пространственной ориентировки, ребенок довольно легко адаптируется к окружающему социуму.
Цель:
- развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста;
- знакомить детей с насекомыми и птицами.
Задачи:
- развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру;
- развитие творческих способностей;
- воспитать бережное и уважительное отношение к окружающему миру;
- воспитать нравственность и уважительное отношение к традициям народа саха;
- привить любовь к красоте;
- знакомить детей с бережным отношением к природе.
Основное содержание всей работы (проекта)
• Знакомство с окружающим миром и фольклором народа саха.
• Воспитание через музыку (знакомство с народным музыкальным инструментам - хомус, обучение элементарным движениям традиционных танцев народа саха : оьуокай, тойук, ьээдьэ).
• Развитие навыков рисования: разные виды орнаментов народа саха, узоры, разные элементы.
Традиции народа саха
Цели:
1. Воспитание дошкольников традициям народа саха;
2. Воспитание детей соблюдать обычаи и традиции народа саха, бережное отношение к природе;
3. Привитие любви к природе;
4. Воспитание самостоятельности;
5. Развитие любви к красоте, к эстетическим ценностям.
Задачи:
• Бережное и уважительное отношение к природе;
• Привитие уважения к традициям народа саха, нравственное отношение к традициям народа саха;
• Привитие бережного отношения к природе.
Народы Республики Саха :
• Народ – саха – якуты. В урсских источниках в 17-м веке якутов называли «конными людьми».
• Расселение. Амгинско-ленские саха (р. Лена, Н. Алдан, Амга, побережье Лены); Вилюские саха – бассейн р. Вилюй; олекминские саха – бассейн р. Олекмы.
• Тотемы: священная лошадь, орел. У каждого клана свой покровитель. Поклонение духу Огня, разным Иччи, дух жилища, дух горы, дерева. Обожествление животных.
• Жилища: юрта – балаган с сентября по апрель. У балагана устанавливали коновязвь – сэргэ, украшенную богатой резьбой. Летнее жилище – это балаган с камельком посередине с крышей из бересты. Сооружали летники – булуус, погреба для хранения молочных продуктов – тар иинэ. Жили выезжая на дальние речки с мая по август. Хотон - коровий хлев.
• Пища: мясо, рыба, масло, саламат, ойогос, караси, оладьи, хайах, сметана на огне – пахта, суорат, бутугас, сливки, куорчэх. Растительная пища – древесная заболонь, съедобные корни, травы, ягоды, грибы.
• Занятия: полукочевой образ жизни. Разведение крупного рогатого скота и лошадей. За коровами смотрят женщины, за лошадьми – мужчины. Летом на пастбище, зимой в хлеве. Охота, рыболовство. Охота – добывание лося, дикого оленя, медведя, пушных зверей – лисицу, соболя, белку, горностая, ондатру, куницу и др. охота с быком, конная гоньба, по снегу с собакой. Оружия: лук и стрелы, копье. С 17-го века – огнестрельное ружье. Капканы, засеки, загороди, ловчие ямы, самострелы, пасти. Рыболовство – муксун, нельма, на озерах: щука, гольян, карась и др. орудие промысла: верши, морды, сети, невод из конского волоса, острога зимой подледный улов (мунха).
• Фольклор народов Республики Саха о природных явлениях. О явлениях природы, растительном и животном мире. Например: Красавица друга догнать хочет. Пока друга догоняет несколько раз умирает. (луна догоняет сольнце). В одном гнезде 4 яйца, в одном яйце по 7 птенцов (месяц, неделя, день).
• Экологическая тропинка для дошкольников в естественных условиях. Экологическая тропинка – специально оборудованный и тщательно изученный путь в местах, где окружающая живая природа позволяет педагогам передавать знания об естественных явлениях, объектах, создавать предпосылки для развития экологического мышления, экологически целесообразного поведения в природе. 3 основные виды тропинок:
o Внутри дошкольного учреждения – оранжерея, зимний сад, живой уголок
o На территории участка дошкольного учреждения
o В природных, естественных условиях Якутии, горного ландшафта, возле реки.
Желательно создавать тропинку со специалистами, сотрудниками, с помощью более подробно узнать об изучаемых объектах природного окружения и давать детям доступные знания.