Лапина Лия Анатольевна
Проект «Сказок волшебный мир» во второй младшей группе
▼ Скачать +Заказ
Проект на тему : «Сказок волшебный мир»
Вид проекта : групповой, художественно-эстетический, творческий.
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
Продолжительность: 4 недели
Автор проекта – Лапина Лия Анатольевна
Актуальность.
Публикация «Проект „Сказок волшебный мир“ во второй младшей группе» размещена в разделах
Сказки – самая древняя из распространенных форм устного народного творчества. А в век технического прогресса, когда чтение художественных литературных произведений, в том числе и сказок, заменили игры на компьютерах, планшетах и телефонах, просмотр мультфильмов, происходит понижение освоения детьми духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта. Актуальность состоит в том, что данный проект сочетает в себе средства и способы развития творческих способностей и коммуникативных навыков детей.
Проблема современного общества: приобщение детей к традиционному русскому фольклору. Известно, что в устном народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Все это мы можем увидеть в русских народных сказках. Именно сказки являются материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.
Цель проекта : создать условия для приобщения детей к устному народному творчеству посредством сказок через различные виды деятельности.
Задачи:
- формировать умение внимательно слушать или смотреть сказку;
- развивать речевые навыки детей и коммуникативные способности, учить согласовывать речь с движением;
- привлекать детей к посильному участию в драматизации отдельных ее отрывков, учить узнавать и называть героев;
- развивать музыкальное творчество, способствовать развитию элементов детского творчества в продуктивной деятельности, а именно совместно со взрослым создавать сказочный сюжет в рисунке, лепке, учить наклеивать готовые формы;
- совместно с родителями (законными представителями) воспитывать любовь к русским народным сказкам, интерес к искусству анимации.
Виды детской деятельности:
- познавательная;
- речевая;
- театрализованная;
- игровая;
- художественное творчество.
Формы и методы работы:
- восприятие художественной литературы;
- просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок;
- беседы;
- художественная мастерская;
- дидактические настольные игры;
- сюжетно – ролевые игры, игры драматизации;
- конкурсы.
Ожидаемый результат.
Предполагаемые результаты:
-Сформирован интерес к устному народному творчеству- сказкам.
- Дети имеют представления и знания о многих русских народных сказках, знают их содержание.
- Умеют через имитацию образа героев сказок различать добро и зло; характеризовать поступки, поведение; выражать эмоции и понимать чувства других.
- Дети увереннее участвуют в инсценировке сказок.
- Обогащение словарного запаса.
Продукт проекта :
1. Оформление выставки книг «Наши любимые сказки»
2. Создание родителями книг «Любимые сказки»
3. Инсценировка сказки «Теремок» при взаимодействии с музыкальным руководителем.
4. Лэпбук «В гостях у сказок»
5. Презентация проекта на педагогическом совете
Этапы реализации проекта
1 этап: подготовительный (разработка проекта)
- определение проблемы и актуальности проекта;
- постановка цели и задач;
- определение форм и методов работы;
- сбор информации, литературы, дополнительных материалов;
- работа по составлению этапов и плана по реализации проекта; - создание ППС:
• Внести в книжный центр русские народные сказки
• Создание дидактических игр по проекту
• Пополнить театральный центр масками для инсценировок сказок, подвижных игр; изготовление магнитного театра; пополнить уголок ряженья.
• Подобрать картотеки: «Пальчиковые игры на основе сказок»; «Загадки о героях сказки», «Подвижные игры по сказкам»
2 этап: практический (реализация проекта)
Образовательная область
Формы работы с детьми
Социально – коммуникативное развитие
1. Дидактические игры: «Курочка-рябушка», «Расскажем сказку вместе», «Шкатулка со сказками», «Сравни разных зверят».
2. Музыкально – дидактическая игра «Покажи кто это» (соотносить музыку с персонажами сказок, учить имитировать движения детей)
Познавательное развитие 1. Рассматривание иллюстраций к сказкам
2. Просмотр любой сказки на выбор детей
3. Беседы:
«Что случилось с колобком, который ушел гулять без спросу?» (правила безопасного поведения)
- «Сказка, я тебя знаю»;
- «Кто в сказке живет?»;
- «Самый хитрый сказочный герой»;
- «Герои добрые и не очень».
4. Трудовая деятельность: «Покажем Машеньке, как мы трудимся»
Речевое развитие
1. НОД по развитию речи «Любимые сказки»
2. Пальчиковые игры: «Будем пальчики считать, будем сказки называть» и другие (используя картотеку)
3. Показ кукольного театра «Теремок»
Художественно-эстетическое развитие 1. НОД по лепке «Колобок-румяный бок»
2. ЧХЛ: чтение на протяжении проекта любимых сказок детей; отгадывание загадок о героях сказок.
3. Игра – шумелка «Лиса и рыба»
4. Совместная деятельность педагога и детей: Конструирование «Заюшкина избушка»
5. Постановка сказки «Репка» совместно с музыкальным руководителем.
Физическое развитие Дыхательная гимнастика «Курочка», «Гуси летят», «Петушок», «Мышки и Мишки»
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Зайцы и лиса», «Волк и козлята», «Теремок»
Работа с родителями.
Оформление выставки книг «Сказочный мир»
Создание родителями книг «Любимые сказки»
Пошив костюмов к сказке «Репка».
Консультации в информационный уголок:
«Ценность семейного чтения»
«Сказка, что она дает детям»
Цель: Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество.
3 этап: заключительный (обобщающий)
• По результатам работы с родителями оформление выставки книг «Сказочный мир»
• Организована выставка самодельных книг детей «Любимые сказки»
6. Проведение игры – шумелки «Лиса и рыба» при взаимодействии с музыкальным руководителем.
• Создания лэпбука «В гостях у сказок»
Приложение1
Конспект НОД по лепке «Колобок — румяный бок»
Цель: продолжить знакомство со сказкой «Колобок»
Задачи:
Образовательная: Закреплять умение детей скатывать шар круговыми движениями между ладоней; учить доводить изделие до нужного образа с помощью дополнительного материала.
Развивающая: Развивать умение лепить из разных пластичных материалов предметы с характерными особенностями.
Воспитательная: Воспитывать умение проявлять позитивное отношение к процессу творческой деятельности.
Материал: Резиновые или мягкие игрушки: заяц, волк, медведь, лиса;
Используемый прием лепки
Разминание – надавливание руками и пальцами на кусочек теста.
«Шлепанье» - энергитичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.
Скатывание (2-й способ) – формирование больших шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями.
Предварительная работа.
1. Чтение и рассматривание иллюстраций русской народной сказки «Колобок».
2. Рисование «Колобок».
3. Упражнения из психогимнастики направленные на формирование выражения эмоций.
Индивидуальная работа:
Дифференцированный подход:
Ход занятия
Ответы детей
Дети сидят за столами. На столе перед ними герои сказки «Колобок»
В. Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл сегодня?
В. Отгадайте мои загадки:
Зимой беленький, летом серенький
Никого не обижает, а всех сам боится.
На овчарку он похож.
Что ни зуб, то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
Он всю зиму в шубе спал.
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь
Этот зверь лесной …
В птичник повадится – жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы
В. Молодцы! А в какой сказке мы можем встретить всех этих зверей вместе?
В. Предлагаю Вам слепить сегодня главного героя сказки. Кто это?
В. Правильно. А какой он, опишите его.
В. Чтобы начать работу нужно пластилин разогреть.
Дыхательная гимнастика: вдох носом, выдох через рот на пластилин
В. У каждого из вас маленький кусочек пластилина, а у меня большой. Как вы думаете, из маленького кусочка какие получатся колобки? А из большого?
В. Покажем на пальчиках, какие колобки могут быть у нас (пальчиковая разминка “Колечки”).
«Колечки»
Сомкнуть указательный и большой пальцы правой руки, а на левой – большой палец и мизинец. Получилось два «кольца». Пальцы рук ребенок должен сомкнуть так, чтобы на каждой руке поочередно получались «большое» и «малое» колечко.
Давайте вспомним, какие существуют способы раскатывания колобка (о стол, между ладонями).
В. Давайте посмотрим, настоящие получились колобки или нет. Покатаем от руки к руке.
Давайте покажем, где у наших колобков лицо.
А какую форму имеют наши колобки?
В. Предлагаю добавить нашему колобку ручки и ножки и поставить его на подставку.
Вот какие красивые колобки у нас получились!
Приложение2
Конспект НОД по конструированию: «Заюшкина избушка»
Форма проведения: интегрированная непосредственно – образовательная деятельность.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, двигательная, игровая.
Цель: развивать конструктивные навыки в процессе действия со строительными деталями.
Задачи:
Образовательные:
- Учить детей обдумывать заранее некоторые компоненты постройки: образ конструируемого предмета, его некоторые внешние характеристики, возможности применения в постройке имеющегося материала;
- обозначать совокупность построек словом «много»;
- закрепить знания детей о русских народных сказках, называть произведения по картинке;
- продолжать учить отгадывать загадки.
Развивающие:
- развивать конструкторские навыки, пространственное мышление;
- привлекать детей к совместным играм, развивать умение совмещать движение и слова;
Воспитательные:
- Создать благоприятную атмосферу для общения детей со взрослым и между собой;
- Воспитывать желание у детей оказывать помощь друг другу.
Словарь:
активный: названия русских народных сказок «Колобок», «Репка», «Курочка ряба», кубик, призма.
Предварительная работа:
1. Чтение сказки «Заюшкина избушка».
2. Рассматривание иллюстраций русских народных сказок.
3. Конструирование домиков.
Материалы и оборудование: иллюстрации сказок «Колобок», «Репка», «Курочка ряба», зайцы, елки, кукольный театр, деревянные кубики,
Ход:
1 часть:
Заходим в группу, подзываю детей к себе.
Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте! «друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет! «и «Добрый день! «;
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?
Ответы детей: да.
Воспитатель: Давайте с вами отправимся в страну сказок?
Ответы детей: давайте.
Воспитатель: На чем мы можем отправиться в страну сказок?
Ответы детей: на машине, самолете.
Воспитатель: Сейчас вы узнаете на чем мы отправимся, если отгадаете загадку.
Он по рельсам быстро мчал -
Шпалы все пересчитал.
Ответы детей: поезд.
Воспитатель: Вставайте в поезд друг за другом! Вот мы и заняли места в вагончиках.
Паровозик чух – чух – чух,
Мчит по рельсам во весь дух,
В сказку он детей везет,
Чух – чух- чух, он им поет.
Поехали!
(звучит музыка паровозика)
2 часть.
Воспитатель: Вот мы и в стране сказок!
На мольберте картинки сказок «Колобок», «Репка», «Курочка ряба»
Воспитатель: Ребята, из какой сказки эта картинки?
Ответы детей: «Колобок», «Репка», «Курочка ряба».
Воспитатель: Ой, ребята, вы слышите кто-то плачет?
Находим под елкой зайчика.
Воспитатель: Ребята, это кто?
Ответы детей: зайчик.
Воспитатель: Зайчик, тебя кто-то обидел? Почему ты плачешь?
Воспитатель: Ребята, зайка сказал, что его обидела лиса. Он живет в сказке «Заюшкина избушка». Вы знаете такую сказку?
Ответы детей: да.
Воспитатель: Давайте вспомним, что же случилось.
Дети присаживаются на стульчики, перед ними настольный театр.
Воспитатель: На лесной опушке стоят избушки: одна ледяная, другая лубяная. Ребята, посмотрите как интересно они называются.
Воспитатель: Из чего сделана ледяная избушка?
Ответы детей: из льда.
Воспитатель: А из чего сделана лубяная избушка?
Ответы детей: из дерева.
Заяц: У лисы была избушка ледяная, а у меня – лубяная. Вот лиса и дразнит меня:
Лиса: У меня избушка светлая, а у тебя темная! У меня светлая, а у тебя темная!
Воспитатель: Пришло лето, у лисы избушка растаяла. Лиса и просится к зайцу:
Лиса: Пусти меня, заюшка, на крылечко.
Заяц: Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Заяц: Упрашивала, упрашивала лиса, я согласился и пустил лису на крылечко.
Воспитатель: На второй день лиса опять просит:
Лиса: Пусти меня, заюшка, в избушку.
Заяц: Нет, не пущу: зачем дразнилась?
Просилась, просилась, я пустил ее и в избушку.
Прошел день, другой – стала лиса меня из избушки гнать:
Лиса: Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!
Так она меня и выгнала.
Воспитатель: Не расстраивайся, зайчик, давай лучше с нами играть.
«Заяц».
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
В чехарду играть зовёт.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок,
А затем вприсядку,
Чтоб не замерзли лапки!
Воспитатель: Ребята, смотрите, зайчик наш начал улыбаться. А чтобы ты совсем развеселился, мы тебе построим избушки.
Воспитатель: Ребята, из чего мы с вами можем построить?
Ответы детей: из кубиков.
Воспитатель: Маша, ты какую хочешь построить избушку для зайчика? Ответы детей: большую, красную.
Воспитатель: А ты, Максим?
Ответы детей: большую и синюю.
Воспитатель: Наверное, у вас будут разные избушки.
Воспитатель: Присаживайтесь на ковер и постройте для нашего зайчика избушки.
Дети строят домики из строительного материала. Звучит спокойная музыка. По окончании строительства воспитатель с зайчиком обходят постройки.
Заяц: Спасибо вам ребята! У Юли самый большой дом, у Максима самый яркий, у Вероники самый крепкий.
Воспитатель: А как мы строили наши избушки?
Пальчиковая игра «Домики».
Кубики сложили (ставим кулачок на кулачок)
Домик смастерили (Стучим кулачками)
Вот какой большой (Руки вверх)
С крышей (руки конусом над головой)
И трубой (правая рука вверху).
Воспитатель: Будет Заяц там жить,
Будет печку топить,
Будет кашу варить,
Детей кашей кормить!
(заяц хлопает в ладоши).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас не одна избушка получилась, а сколько?
Ответы детей: много.
Воспитатель: Зайчик позвал своих друзей, давайте поселим их в наши избушки.
Дети обыгрывают постройки.
3 часть:
Заяц: Спасибо, ребята, что вы меня развеселили и построили мне новые дома, я вам принес грибов. А сейчас мне пора в свою сказку.
Ответы детей: До свидания, зайчик!
Воспитатель: А нам пора отправляться в группу! Вставайте в паровозик друг за другом! Вот мы и заняли места в вагончиках. Поехали!
Звучит музыка поезда.
Приложение 3
Игра-шумелка «Лиса и рыба»
Вёз как-то дед на санях рыбы целый мешок.
Лошадка бежит, копытами стучит, бубенчиком звенит (бубенцы, коробочка)
Видит дед – на дороге лиса лежит, обрадовался: «Вот будет моей старухе воротник на шубу!» -
Бросил он лису в сани (барабан)
А сам пошёл впереди (целлофан)
Лошадка бежит, колокольчиком звенит (бубенцы, коробочка)
А лисичка стала выбрасывать из воза по рыбке, да по рыбке (ксилофон, глиссандо)
Выбросила всю рыбку и сама убежала (барабанит пальцами)
Приложение 4
Дидактические игры:
«Шкатулка со сказками»
Дидактическая задача: : Развитие связной речи, фантазии, творческого мышления.
Оборудование: 8 – 10 различных фигурок, коробочка.
Игровое действие : Ведущий предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.
«Расскажем сказку вместе»
Дидактическая задача: Продолжать формировать у детей навыки речевого общения, стремиться к тому, чтобы дети вступали в подлинное общение, т. е. действовали эмоционально.
Оборудование: Картинки с изображением последовательных эпизодов сказок.
Игровое действие: Ребенок последовательно выставляет на фланелеграфе эпизоды одной сказки (в случае затруднения возможна помощь педагога). Затем, когда все эпизоды сказки разложены, ребенок рассказывает сказку, при этом указывает на каждый эпизод сказки, подкрепляя его текстом сказки.
«Сравни разных зверят»
Дидактическая задача: учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.
Количество играющих: 5-6 детей
Игровое правило: отвечает тот ребенок, на кого укажет водящий
Игровое действие: Воспитатель предлагает детям рассмотреть Мишку и мышку.
- Мишка большой, а мышка … (маленькая). Какой еще Мишка? (Толстый, толстопятый, косолапый). А какая мышка? (Маленькая, серенькая, быстрая, ловкая.) Что любит Мишка? (Мед, малину, а мышка любит (сыр, сухарики).
- Лапы у Мишки толстые, а у мышки (тоненькие). А у кого хвост дилннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки … (короткий.
Аналогично можно сравнить и других животных из сказок – лису и зайца, волка и медведя.
«Курочка-рябушка» по сказке «Курочка Ряба»
Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность, отрабатывать с ними вопросительную интонацию, упражнять их в правильном звукопроизношении.
Количество играющих: подгруппа детей
Игровые правила: курочка должна громко, быстро отвечать на вопросы детей
Игровое действие: воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки, предлагает вспомнить сказку «Курочка Ряба». После рассказывания сказки объясняет, почему ее называют «Ряба». Затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя :
- Курочка Ряба, куда ты пошла?
- На речку.
- Курочка Ряба, зачем ты пошла?
- За водичкой.
- Курочка Ряба, зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка Ряба, как твои цыплятки просят пить?
- Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)
При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: «Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?» Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: «Курочка Ряба, куда ты пошла?» и т. д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых.
Приложение 5
Подвижные игры:
«Зайцы и лиса»
Дети в масках зайчиков стоят в кругу.
Ребенок в маске лисы ходит за кругом и говорит:
«Ох, растаял домик мой
Как же мне идти домой.
Надо к зайчику бежать
Его домик отобрать»
Подходит к домику одного из «зайчиков», стучится:
«Тук- тук- тук….
Серый зайка, выбегай
И со мною поиграй»
«Зайка» и «Лиса» бегут наперегонки за кругом: кто первый займет домик.
Кто проиграл - тот становится «лисой»
«Теремок»
Дети стоят в кругу – это теремок. Несколько детей одевают маски героев сказки :
мышки, лягушки, зайца, волка, лисички и медведя.
Дети поднимают руки, сцепленные друг с другом и говорят слова:
«Вот стоит теремок
Он не низок, не высок.
Как войдет в него зверек,
Так захлопнется замок»
Во время проговаривания слов дети в масках зверей вбегают в круг и выбегают из него.
На слова воспитателя «ХЛОП» дети опускают сцепленные руки. Кто попадется, перестаёт быть «зверьком» и встает в теремок с остальными детьми.
Игра проводится, пока не останется самый ловкий.
«Волк и козлята»
Выбирается волк, остальные дети - козлята.
Дети - козлята прыгают по площадке, приговаривая:
«Мы веселые козлята
Озорные все ребята,
Не боимся никого
Кроме волка одного.
(подходят к волку)
Серый волк, не зевай
Нас скорее догоняй»
На последние слова «волк» догоняет «козлят». Кого поймал (осалил, тот приседает.
Игра останавливается, когда поймана большая часть ребят.
Затем выбирается новый «волк»
«У медведя во бору»
Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить).
Описание игры: Определяется берлога медведя (на конце площадке) и дом детей на другой. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.
Как только дети закончили говорить стихотворение медведь с рычанием встаёт и ловит детей, они бегут домой.
Приложение 6
Дыхательная гимнастика:
«Гуси летят»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».
«Петушок»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох, а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох, произносить «ку-ка-ре-ку».
«Курочка»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха.
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.
«Бегемотик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос:
Сели бегемотики, потрогали животики. То животик поднимается (вдох) То животик опускается (выдох).
«Мышка и Мишка». Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт. Повторить 3 – 4 раза