Ленара Исхакова
Проект «Волшебный мир театра»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по познавательно- речевому развитию детей № 112»
ИНН 5609024159
460038 г. Оренбург, ул. Волгоградская, 10/1 к. 1
тел. 64-54-61
Творческий проект по театрализованной деятельности для детей младшего дошкольного возраста.
Автор – составитель:
воспитатель первой категории
Исхакова Л. Т.
Оренбург, 2018г.
Аннотация
Публикация «Проект „Волшебный мир театра“» размещена в разделах
- Проекты
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Данный проект рассчитан для детей второй младшей группы (3-4 года) сроком на 1 год. Он включает в себя музыкальные занятия, праздники, развлечения, театрализованные постановки.
Проект направлен на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие эстетического, нравственного восприятия, приобщение к истокам народной культуры, любви к Родине, через театрализованную деятельность.
В ходе реализации проекта большое значение придается развитию самостоятельной творческой деятельности, а также взаимосвязи и взаимопроникновению разных видов искусства и разных видов творческой деятельности – игровой, музыкальной, театрализованной, художественно - речевой.
Приоритеты проекта - изучение с детьми русского народного музыкального творчества и фольклора. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Главной нашей задачей является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Мы стараемся пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, а так же веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Наша задача – не подготовка будущих мастеров сцены, а приобщение ребенка к истокам народного искусства, фольклора.
Творческое название: «Театр для малышей»
Вид проекта : – информационно – практико - ориентированный, творческий
Тип проекта : долгосрочный
Разработчик проекта : Исхакова Л. Т. – педагог, Мельникова Н. Н. – музыкальный руководитель
Организация, на базе которой реализуется проект : МБДОУ № 112
Срок реализации: сентябрь 2018 – май 2019
Этапы реализации проекта :
Подготовительный: сентябрь – 2018г.
Основной: октябрь 2018– март 2019г.
Заключительный: май 2019г.
Исполнители проекта : Исхакова Л. Т. – педагог, Мельникова Н. Н. – музыкальный руководитель
Участники проекта : дети 2 младшей группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.
Проблема
Педагоги нашего детского сада всё чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, отмечают низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития, недостаточную произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитую речь. Ребенку недостаточно быть только физически здоровым: ребенок нуждается в благоприятной социально-педагогической (развивающей) среде, включающей специально организованное предметно-игровое окружение, условия для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития, для овладения детскими видами деятельности
Актуальность
Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей; формирование эстетического вкуса, нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения); воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога); созданием положительного эмоционального настроя.
В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.
Кроме того, театр — это, по сути, игра, а, как известно, игра — основной механизм развития личности ребенка. Но самое главное, что театральная деятельность способствует развитию у ребенка общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным, т. е. способствует развитию интегративных качеств личности.
Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Реализация проекта позволяет сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Цель проекта : развитие гармоничной личности ребенка с высоким уровнем развития творческих, коммуникативных и речевых способностей с учетом возраста детей.
Задачи
1. Создать благоприятные условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности.
2. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей.
4. Воспитывать нравственные качества дошкольников, любовь и уважение к русской народной культуре.
5. Повысить общую компетентность и осведомлённость педагогов, родителей и детей по данному вопросу.
6. Способствовать повышению активности родителей в жизни детского сада.
Этапы работы над проектом :
1 этап - подготовительный
-определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
- изучение научно–методической литературы по данной проблеме;
- проведение диагностического обследования с целью определения уровня развития творческих способностей, их умений и навыков;
-создание условий для реализации проекта : подготовка и изготовление наглядного материала; подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса, мимической мускулатуры, создание сборников пальчиковых игр и игр для развития актерских способностей;
- составление перспективного плана работы с учетом возрастных особенностей детей;
II этап – основной:
- работа с детьми;
- взаимодействие с родителями и педагогами;
III этап – заключительный:
- подведение итогов реализации проекта;
- соотнесение ожидаемых и реальных результатов.
Работа с детьми:
Формы работы с детьми:
- образовательная деятельность;
- творческие мастерские по работе с детьми (изготовление атрибутов и декораций)
- показ спектаклей, драматизация сказок;
- презентации разных видов театра;
Методы и приемы:
- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное, импровизация на детских музыкальных инструментах);
- сочинения сказок, модификация сказок;
- игры-драматизации;
- беседы после просмотра спектаклей;
- упражнения для социально-эмоционального развития детей;
- упражнения по дикции;
- игры-превращения;
- упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы;
- театральные этюды;
- репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
Правила работы с детьми:
• Осуществлять выбор детей на роль с учётом их собственных желаний;
• Побуждать всех детей разыгрывать изучаемое произведение;
• Прослеживать, какие роли были сыграны каждым ребёнком, каковы его основные достижения;
• При неоднократном обыгрывании сказки, истории помнить о необходимости сохранения свежести восприятия произведения детьми, для чего использовать постановку новых художественных задач, избегать слишком частых репетиций.
Использование разнообразных средств: театральные уголки в группах, разнообразные виды театров, костюмы, декорации, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации сказок, ИКТ.
План реализации проекта :
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Задачи
Содержание
Сроки
Ответственные
1. Разработать и утвердить проект.
2. Изучить мнение всех участников образовательного процесса по проблеме.
3. Обозначить актуальность проблемы среди педагогов.
4. Предоставить в администрацию ДОУ перечень необходимого материала для реализации проекта.
5. Организации группового пространства, отвечающего современным требованиям развивающей предметно-пространственной среде
6. Подготовить методическое обеспечение для работы.
1. Составление плана реализации проекта.
2. Изучение литературы по теме проекта
3. Занятие «Волшебный Мир театра» (Приложение 1)
Просмотр:
- Презентаций с разными видами театра : оперный, балетный, драматический, кукольный.
- театральных афиш, билетов
Беседа «Театральный словарь»
-экскурсия в театральную зону детского сада
-знакомство с театральными терминами (актёр, режиссёр, сцена, декорации, занавес, антракт и т. д)
-игра «угадай жест»
5. Составление плана совместных мероприятий с музыкальным руководителем.
Сентябрь, 2018г.
Авторы и руководители проекта
II. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Задачи
Содержание Сроки
Ответственные
1. Создать благоприятные условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности.
2. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей.
3. Воспитывать нравственные качества дошкольников, любовь и уважение к русской народной культуре.
4. Повысить общую компетентность и осведомлённость педагогов, родителей и детей по данному вопросу.
5. Способствовать повышению активности родителей в жизни детского сада.
Работа с детьми:
• 2 мл. группа
-игра «Давайте познакомимся»
- инсценировка песенки «Вышла курочка гулять» с движениями
-этюд «Ходим и бегаем», «Шагаем вместе»
-игра - имитация «Курочки и цыплятки»
- работа над текстом с пением;
- имитационные упражнения «Зайчик», «Лисичка», «Медведь»;
-отработка движений по тексту песенки.
- знакомство с настольным театром;
Октябрь
2018г.
Музыкальный руководитель Мельникова Н. Н.
Педагоги
группы
• 2 мл. группа
- прослушивание сказки «Репка»,
- рассматривание иллюстраций к русской народной сказке «Репка»
- показ теневого театра воспитателем «Репка», дети помогают рассказывать
- беседа – обсуждение по сказке «Репка»
- игра импровизация «Изобрази героя сказки»
- разучивание и инсценирование народной хороводной игры «Есть у нас огород»
- Игры «Кошки-мышки»
- разучивание и инсценирование потешки «Капуста»
- распределение ролей, индивидуальная работа с героями по тексту сказки
- репетиции
- «Театральная пятница» - инсценировка сказки «Репка»
Ноябрь
2018г Музыкальный руководитель Мельникова Н. Н.
Педагоги
группы
• 2 мл. группа
- подготовка к празднику «Новый год», распределение ролей
- просмотр сказки «Колобок»
- беседа о характере героев
- пропевание песенки колобка
- игровые упражнения «Герои сказки»
- показ пальчикового театра «Колобок»
- репетиции
- Праздник «Новый год» в музыкальном зале
Декабрь
2018г Музыкальный руководитель
Педагог
Исхакова Л. Т.
• 2 мл. группа
- упражнение на развитие умения изменять силу голоса «Тихо-громко»
-игра разминка для голоса «Кто как кричит?»
- чтение сказки «Курочка Ряба»
- показ настольного театра «Курочка ряба»
- индивидуальная работа
- обсуждение декораций и костюмов
- показ теневого театра «Курочка-Ряба»
Январь
2019г Педагог Исхакова Л. Т.
• 2 младшая группа
- разучивание песен, стихов к празднику «23 Февраля»
- игры разминки для голоса
- игры-превращения «Угадай!»
-ролевая гимнастика «У зеркала» (эмоции, мимика, движения)
- «Театральная пятница», игра драматизация «Колобок»
Февраль
2019г Музыкальные руководители
Педагог
Исхакова Л. Т.
Педагоги
групп
• 2 младшая группа-
- Подготовка сказки для праздника мам.
- распределение ролей для постановки сказки «Теремок»
- разучивание ролей
- игры разминки для голоса
- игры-превращения «Угадай!»
- Драматизация сказки «Теремок», совместно с педагогом, на празднике для мам
Март
2019г
Музыкальные руководители
Педагог
Исхакова Л. Т. Педагоги
групп
• 2 мл группа
- просмотр мультфильма «Маша и Медведь»
- беседа о характере персонажей
- этюд «Герой ходит, бегает, веселиться», «Шагаем вместе»
- итоговое занятие «Маша и медведь»
Апрель
2019
Музыкальный руководитель
Педагог:
Исхакова Л. Т.
Подведение итогов:
- составление презентации по итогам реализации проекта и просмотр ее вместе с детьми.
Май
2019г
Музыкальный руководитель
Педагог Исхакова Л.
Работа с педагогами:
1. Помощь в организации предметно-развивающей среды
2. Выступление на педагогическом часе
3. Консультация для педагогов
«Театрализованная деятельность в ДОУ» (Приложение 2, «Организация театрализованной деятельности с детьми» (Приложение 3)
Октябрь - ноябрь
Ноябрь
Октябрь,
Апрель Педагог Исхакова Л. Т.
Сотрудничество с родителями:
1. Анкетирование «Театр и дети»
2. Консультации: «Значение театра в жизни ребенка» (приложение 4, «Как сделать театр дома» (Приложение 5)
3. Мастер – класс для родителей по изготовлению атрибутов и декораций для театральных постановок
4. изготовление ширмы для театральных постановок совместно с родителями
5. Участие в подготовке к праздникам (пошив костюмов и т д).
6. Оказание помощи в оборудовании и обновлении театральных уголков
7. Участие в выставках совместных детско-родительских творческих работ
8. Составление папок-передвижек, памяток на тему «Театр в детском саду»
9. Открытые мероприятия «Театральная пятница», праздники: «Новый год»,
«8 Марта».
В течение года
Музыкальный руководитель
Педагог
Исхакова Л. Т.
Педагоги групп
III. КОНТРОЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЙ ЭТАП
Задачи
Содержание
Сроки
Ответственные
1. Обобщить и распространить опыт развитие творческих способностей и нравственных качеств дошкольников посредством приобщения их к театрализованной деятельности и народной культуре.
2. Оценить результативность проекта для родителей, педагогов и детей с помощью рефлексии, анкетирования, диагностических карт.
3. Познакомить с положительным опытом работы педагогов других ДОУ.
1. Показы театральных постановок
2. Выставки детских и совместных с родителями творческих работ
3. Фотовыставки
4. Выявить уровень сформированности творческих способностей на конец работы по проекту
5. Представление творческого отчёта о результатах проекта (презентация)
6. Мониторинг освоения детьми образовательной программы по разделу «Развитие речи, чтение художественной литературы, и художественно эстетическое развитие»
7. Поощрение наиболее активных участников реализации проекта
8. Подведение итогов реализации проекта на педагогическом совете
В течение года
Май
Май
Май
Май
Исхакова Л. Т. музыкальный руководитель
Педагоги
Групп
Ожидаемый результат:
Дети:
• сформирован устойчивый интерес к художественному слову, к русскому народному творчеству и фольклору, театрализованной деятельности;
• повысился уровень развития речи, общительности, самооценки;
• обогатился игровой, коммуникативный, эмоциональный опыт дошкольников, расширился их кругозор;
• доброжелательность во взаимоотношениях между детьми.
• проявление активности детьми на всех этапах проведения театрализованных занятий и постановок, раскрытие творческого потенциала ребенка.
Педагоги
• создана предметно-развивающая среда по теме проекта;
• повысился теоретический и практический уровень педагогов, профессионализм педагогов
• самореализация
Родители
• Вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»
• Получат возможность наблюдать за своими детьми, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребёнка.
• формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них.
Методическое обеспечение.
1. Доронова Т. Н. /Играем в театр : театрализованная деятельность детей 4-6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. /М. Просвещение, 2005г.
2. Кудрявцева Н. Ю. /«Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. / Москва: Школьная Пресса, 2011г.
3. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка дошкольника: Программно-методическое пособие. /М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2004г.
4. Маханева М. Д. /Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. /М. : ТЦ Сфера, 2004г.
5. Менжерицкая Д. В. / Воспитателю о детской игре. /М. : Просвещение, 1982
6. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. /Театрализованные игры в детском саду : Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. /
М. : Школьная Пресса, 2004г.
7. Поляк Л. Я. /Театр сказок : Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. /СПб. «Детство-пресс», 2008.
8. Сорокина Н. Ф. /Играем в кукольный театр : Программа “Театр-творчество-дети” : Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных
руководителей детских садов. /М. : АРКТИ, 2004г.
9. Чурилова Э. Г. /Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. / М. : Просвещение, 2001